Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен_по антропологии шпора.DOC
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
437.25 Кб
Скачать

Вопрос 26

Акселерация и секулярный тренд.

Концепция биологического возраста отражает внутригрупповую (в меньшей степени межгрупповую), т. е. «горизонтальнуда» дифферен­циацию темпов развития. Однако изменения темпов могут наблюдаться и в «вертикальном» аспекте при сравнении между собой различных по­колений. В последнее столетие во многих странах отмечается ускорение соматического, полового и психического развития, обозначаемое.лер-м.и-ном «акселерация» =«акцелерация» for лат. decelerationускорение "

14 Этот термин впервые предложен немецким педиатром Э. Кохом (1935).

. По основным критериям морфологической зре­лости — скелетному и зубному возрасту, соматическому и половому развитию—опережение за последние 100 лет достигает 1—3 лет. Види­мо, затрагиваются все периоды постнатального онтогенеза, но в неоди­наковой степени. Длина тела у новорожденных возросла в среднем на 0,5—1 см, у дошкольников—на 10—12 см, школьников—на 10—15 см. Половое развитие стало завершаться примерно на 2 года быстрее, смена зубов сейчас происходит на 1—2 года раньше. По единичным наблю­дениям, в эти изменения может вовлекаться и утробный период (сниже­ние продолжительности внутриутробного развития и более раннее до­стижение «критического веса»). Раньше происходит пубертатный скачек роста, но раньше, и заканчивается, что можно истолковать как тенденцию к укорочению периода детства. Анализ данных для различ­ных популяций Европы, Азии, Австралии и Северной Америки показал, что акселерация длины тела происходит прежде всего в детском и под­ростковом возрастах. Стабилизация длины и пропорций тела сейчас обычно наступает уже к 1^—17 годам у женщин и 1.8—19 годам у муж­чин, тогда как ранее это отмечалось в 20—22 и 22—25 лет соответст- ^ венно.

. Из числа тех немногих признаков, по которым можно судить о сдвигах в темпах физиологического созревания, наблюдается ускорение т1 развития по показателям силы мышц, состояния сердечно-сосудистой \' системы, двигательной активности, формированию речевых функций, по-видимому, интеллектуальному развитию (но социальное развитие в ' целом, по мнению ряда исследователей, такого ускорения не обнаружи- » |'' вает)..Тенденция к «омоложению» возраста формирования зрительных, слуховых и эмоциональных реакций прослеживается уже у детей пер­вых месяцев жизни.

По-видимому, акселерация может проявляться не в одинаковой сте­пени в зависимости от пола и конституционального типа. В некоторых наблюдениях отмечена большая ее выраженность у мужчин.

В ряде случаев описаны экологические различия в пределах одного этноса, обычно темпы акселерации выше у городского населения по сравнению с сельским, хотя имеются и противоположные тенденции, ведущие к уменьшению различий между этими группами.

Колебания темпов развития свойственны не только нашей эпохе;

они имели место и прежде и могли носить разнонаправленный харак­тер. В исторические времена в древней и средневековой Европе отме­чены сроки полового созревания по показателю менархе от 12 до 15 лет, т. е. они фактически воспроизводят его обычные современные колебания в европейских популяциях. В дальнейшем возраст менархе, по-видимому, повышался во многих районах (до 17,5—18 лет в Север­ной Европе), и лишь в XIX в. начинается его выраженное снижение. По данным для 53 стран, современные вариации менархе: от 12— 12,5 лет (Турция, Сингапур, Аргентина, Мексика, Греция и другие стра­ны) до 18—18,2 года (Непал, высокогорные племена Новой Гвинеи). В большей части европейских стран средний возраст менархе состав­ляет сейчас 12,5—13,5 лет. Возможно, что дальнейшее снижение пока­зателя приостановилось вследствие достижения нижнего физиологиче­ски возможного предела; в будущем он может повыситься в связи с проявлениями общего колебательного процесса изменения биоритмов человека (Wanderwez, 1984). По-видимому, и увеличение размеров тела не выйдет за пределы физиологической структурной нормы. Зату­хание акселерации прослеживается уже в ряде экономически развитых стран. В 70—80-х годах в Москве отмечается тенденция к стабилизации соматических параметров во всех возрастах ростового периода при некоторой даже ретардации полового развития.

Как достаточно сложное комплексное явление, акселерация, есте­ственно, не может сводиться к действию какого-то одного фактора. В многочисленных гипотезах, предложенных для объяснения этого, феномена, по существу фигурируют почти все биологические и социальные факторы, которые вообще могут влиять на онтогенез, и прежде всего весь комплекс условий среды как главный фактор реализации генетического потенциала. Он включает: питание, урбанизацию с сопут­ствующей ей нейроэндокринной стимуляцией (возможно, путем активи­зации тропных функций ЦНС). прогресс медицины, способствующий выживанию крайних вариантов, в том числе и наиболее крупных детей,, систематическую иммунизацию, ослабление физической нагрузки в ро­стовом периоде и др. На примере армянской популяции Л. М. Еписко-посяном было показано, что вклад средовых факторов в изменчивость показателя менархе представлен в основном компонентой «принадлеж­ность к одному поколению»: речь может идти об изменении характера воздействия систематических средовых факторов, общих для индиви­дов одного поколения. Предполагается, в частности, что созревание репродуктивной системы женщин является функцией метаболиче­ской системы, зависящей от качественных изменений диеты (Presi, 1988).

Могут иметь значение и микроэволюционные процессы, протекаю­щие в современных популяциях,— изменение частот генов, явление, сходное с гетерозисом, при продолжающемся смешении населения пла­неты. Все эти факторы могут действовать как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях.

По всей видимости, причины акселерации, как, впрочем, и ее от­сутствия, могут быть гетерогенными для разных групп человечества. Например, у полинезийцев, не обнаруживающих за последнее столетие ускорения развития и сдвигов в размерах тела, генетический потенциал роста мог реализоваться уже на предшествовавших этапах их биосоци­ального развития, протекавшего в благоприятных условиях среды.

Таким образом, акселерация—гетерогенный по этиологии и не вполне однозначный по своим проявлениям процесс, имеющий как положительные, так и некоторые отрицательные стороны, в числе ко­торых и сложности становления личности из-за несоответствия темпов биологического и общественного развития. Пока еще трудно в полной ' мере оценить ее возможное влияние на здоровье человека: наблюдаю­щиеся изменения в структуре заболеваемости могут и не находиться в причинной связи с акселерацией, но развиваться параллельно в силу общности ряда породивших эти явления факторов. С другой стороны, | несомненно, что акселерация отражает какие-то весьма существенные аспекты взаимоотношений организма со средой, особенно влияние соб­ственно антропогенного фактора; сопоставление детей с разным биоло­гическим возрастом в пределах единой популяции позволяет предполо­жить, что некоторые из констатируемых различий в частоте заболевае­мости акселерированных детей по сравнению с контролем могут свя­зываться с «синдромом напряжения», обусловленным значительными отклонениями в темпах развития и выраженной «дисгармоничностью» 8 становлении разных систем.