Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен_по антропологии шпора.DOC
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
437.25 Кб
Скачать

Вопрос 18

Неандертальцы

В верхнем плейстоцене появляется неандерталец. Это был наиболее распространенный вид в среднем палеолите. Этап антропогенеза, непосредственно предшествовавший массово­му появлению Н. sapiens в Старом Свете, приходится на раннюю фазу последнего (вюрмского) оледенения. В это время в Европе широко распространилась основная культура среднего палеолита – мустье. Мустье – развитая каменная культура, характеризующаяся мультифункциональностью, представленная несколькими десятками видов орудий устойчивой формы. Среди них разнообразные остроконечники, скребла, скобели и др. В одной только Франции выделяют свыше 60 типов таких орудии (Борд). Для эпохи среднего палеолита характерно изготовление ору­дий на пластинах и отщепах, нередко с предварительной обработкой каменных заготовок — нуклеусов (техника леваллуа), вторичная обработка отщепов. Возможно появление в позднем мустье составных орудий (деревянного копья с кремневым наконечником); в некоторых мустьерских стоянках встречаются орудия из кости (острия, шилья, ретушеры).

Физический тип гоминид имел отпечаток адаптации к суровым условиям перигляциальной зоны: широкоплечесть при сравнительной малорослости (длина тела мужчин в 160—163 см), некоторое укорочение «рефрижераторных органов» (предплечья, по сравнению с пле­чом и голени сравнительно с бедром )высокое отношение массы тела к его поверхностм, сильное развитие мускулатуры и костяка, внутренняя массивность скелета (высокий уровень компактизации), которая могла быть следствием функциональной адаптации или проявлением специ­фических особенностей обменно-гормонального статуса, но в далеко зашедших случаях, возможно, вызывала вторичную анемию из-за атро­фии гемопоэтической ткани. Все эти признаки, особенно уменьшение поверхности тела по отношению к его объему (т. е. теплоотдачи), рассматриваются в качестве адаптаций к холодному или умеренному климату начала последнего оледенения. Грубость и массивность костяка объясняется необходимостью противостоять различным силовым механическим нагрузкам. Эта особенность проявлялась уже в раннем детстве. У 6—8-месячного ребенка неандертальца из Крыма (Киик-Коба) тип поперечного сечения ребер массивный, округленный, а не в виде вытянутого овала, как у современного человека. Исключи-ельна толстостенность костей конечностей и даже ключиц у 8—9 летнего неандертальца из Узбекистана. По-видимому,

продолжительность жизни неандертальцев была невелика, и они крайне редко доживали до конца репродуктивного периода.

Moзг неандертальцев крупный его объем нередко превышал сред­ний для современного человека; по реконструкциям эндокранов пред­полагается праворукость. Череп характеризуется большими размерами, удлиненной формой (долихокранией'), массивным надглазничным торусом, низким сводом и скошенным лбом. Затылок обычно в форме шиньона. Такое удлинение задней части черепа рассматривают как «противовес» очень крупному, длинному, высокому и массивному лице­вому отделу с большими, часто очень стертыми передними зубами, вздутой верхней челюстью, отсутствием Клыковых ямок. Эти своеобраз­ные черты связываются главным образом с адаптацией к мощным си­ловым нагрузкам со стороны челюстного аппарата, особенно латерально расположенных клыков.

Типичная неандертальская кисть отличается от современной исключительной массивностью трубчатых костей, расширением запястья, нестабильностью формы сустава 1 луча, наличием компенсаторных признаков, облегчающих противопоставление большого пальца. Все эти особеннисти, разумеется, придавали облику неандерталь­цев определенное своеобразие, но не отделяли их глухой стеной от остальных гоминид. Почти все перечисленные признаки, особенно в смягченном виде, были достаточно распространены среди палеоантропов, встречались они и раньше и позднее. Поэтому состав неандерталь­ского вида (или подвида) может быть более широким, с включением в него не только поздних вюрмских неандертальцев, но и многих более ранних палеоантропов или даже всех палеоантропов вообще.

Первые мустьерские архаические сапиенсы Европы известны из некоторых ее южных и восточных районов: Крыма (Староселье), При­азовья (Рожок), Кавказа (Ахштырская пещера между Сочи и Адле­ром), возможно, бассейна Днепра (Романково, Самара). Особенно большое значение имеет находка, неполного скелета ребенка 1,5—2 лет из пещеры Староселье (близ Бахчисарая) на долговременной охот­ничьей стоянке. У этого гоминида преобладают черты сапиенса в сочетании с культурой позднего мустье. Чрезвычайно пеструю и даже загадочную картину представляют находки- из пещеры Крапина -__близ Загреба (Югославия) древностью от 80—70 до .30 тыс. лет назад. Здесь наряду с неандертальцами обнаружены и остатки людей 6oлеe сапиентного типа—с прямым, довольно грацильным лбом, выступающим подбородком и т. д. В Центральной Европе прослеживается опре­деленная морфологическая преемственность с, усилением признаков сапиентации между сравнительно ранними палеоантропами, более поздними их формами и далее—к ранним неоантропам.