Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В КНИГУ Мед указания.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
754.69 Кб
Скачать

3. Преступления против государственных интересов

3.1. С древнейших времен государство являлось важнейшим объектом уголовно-пра­вовой охраны.

До недавнего времени почти во всех странах государственные преступления ста­вились на первое место в структуре Особенной части. Только в последние два де­сятилетия наметилась явная тенденция к «переоценке ценностей»: приоритет стал признаваться за охраной личности или международного правопорядка. Тем не менее, в некоторых уголовных кодексах приоритет по-прежнему отдается преступлениям против государ­ства.

Как и все другие разделы уголовного законодательства, нормы о государственных преступлениях проходят путь определенной исторической эволюции, изменяющей во многом их социальную сущность. Главное изменение, очевидно, состоит в том, что если на протяжении столетий объектом охраны являлись автократическое госу­дарство и личность монарха, то теперь в качестве такого объекта в большинстве стран выступает конституционный строй демократического правового государства.

В последние годы (особенно с 2001 г.) в целом ряде государств была значительно ужесточена от­ветственность за те или иные преступления против государства, введены некоторые новые составы (РФ, США…). Как правило, подобные меры мотивировались необходимостью противостояния терро­ристическим угрозам, политическому и религиозному экстремизму.

Определение родового, видового и непосредственного объектов посягательства у государственных преступлений в современном уголовном праве представляет доста­точно сложную задачу.

В большинстве стран мира законодатель исходит из того, что все государс­твенные преступления имеют общий родовой (либо видовой) объект посягательства, поэтому они структурно объединены в один раздел (главу) уголовного закона.

При этом в одной группе стран этот раздел (глава) является монолитным, то есть объект посягательства не конкретизируется для отдельных деяний, а в другой группе стран общий раздел о государственных преступлениях имеет внутреннее подразделение по признаку более частного объекта (видового, группо­вого или непосредственного). По данному пути пошли законодатели таких стран, как Германия, Италия….

Специальной главы, посвященной преступлениям против безопасности государства нет в федеральном уголовном законодательстве США (разд. 18 Свода зако­нов). Соответствующие составы рассредоточены по разным главам указанного раздела: измена, мятежи, подрывная деятельность (гл. 115); шпионаж (гл. 37); посягательства на Президента США и лиц, которые при определенных условиях могут занять эту долж­ность (гл. 84); посягательства на членов Конгресса (гл. 18); саботаж (гл. 105).

Для ясности перечислим названия имеющихся разделов (глав) в уголовных кодексах разных стран: преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (Россия…); преступления против национальной безопасности; преступления против безопасности государства; преступления против государства (Италия…); преступления против Республики…; преступления против основ национальной безопасности Украины и т.д.

3.2. В научной и учебной литературе объект государственных преступлений нередко подразделяют на два вида: а) внешняя безопасность государства; б) внутренняя безопасность государства.

К преступлениям против внешней безопасности государства относятся государ­ственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата докумен­тов, содержащих государственную тайну.

Все прочие посягательства относятся к преступлениям против внутренней безо­пасности государства.

В каждой уголовно-правовой системе классификация государст-венных преступ­лений имеет свои особенности.

Так, в странах СНГ, как свидетельствуют названия соответствующих глав, зако­нодатель выделяет два объекта рассматриваемых деяний: 1)«основы конституцион­ного строя» и 2) «безопасность государства».

В уголовно-правовой доктрине указанных стран можно встретить и другие клас­сификации государственных преступлений.

Например, в российской науке уголовного права, исходя из непосредственного объекта посягательства, преступления против основ конституционного строя и безо­пасности государства предлагается подразделять на преступления, посягающие на: внешнюю безопасность (государственная измена - ст. 275, шпионаж - ст. 276); лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность (посяга­тельство на жизнь государственного или общественного деятеля - ст. 277); внутреннюю безопасность или политическую систему России (насильственный захват власти или насильственное удержание власти - ст. 278; вооруженный мя­теж - ст. 279; публичные призывы к насильственному изменению конституцион­ного строя Российской Федерации - ст. 280); экономическую безопасность и обороноспособность (диверсия - ст. 281, разгла­шение государственной тайны - ст. 283, утрата документов, содержащих государ­ственную тайну - ст. 284); провозглашенный Конституцией принцип равенства граждан независимо от расы, национальности и вероисповедания (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды - ст. 282)23.

Во Франции УК регламентирова­на ответственность за «Преступления и проступки против нации, государства и обществен­ного спокойствия». Объектами данных преступлений являются интересы, связанные с независимостью и безопасностью Франции, целостностью ее территории, республиканской формой организации государственных институтов, средствами обороны и дипломатии, защитой французского населения внутри страны и за ее пределами, экологическим равновесием, главными элементами ее научного и экономического потенциала, а также культурным достоянием (ст. 410.1).

В некоторых странах составы государственных преступлений вообще оказались разделенными на несколько не связанных между собой разделов (глав) в структуре Особенной части.

В частности, весьма сложно и запутанно выглядит система государственных пре­ступлений в УК Германии. Особенную часть здесь открывает раздел «Измена миру, государственная измена и создание угрозы демократическому правовому государ­ству» и включает, соответственно, три главы: 1) «Измена миру»; 2) «Государственная измена»; и 3) «Угроза демократическому правовому государству». При этом никакой логики в данной классификации не прослеживается, поскольку составы первой и второй главы в равной степени касаются внешней и внутренней безопасности го­сударства. Далее в системе Особенной части идет Раздел второй «Измена родине и угроза внешней безопасности». Кроме того, составы государственных преступлений можно найти в Разделе четвертом «Преступные деяния против конституционных ор­ганов, а также связанные с выборами и голосованием» и Разделе пятом «Преступные деяния, направленные против обороны страны».