Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вопросы к госу ипу и полит философия.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать
  1. Диффузная и специфическая легитимация, по д.Истону.

Легитимность – типы (продолжение)

  • Некоторые неклассические типы легитимности

Дэвид Истон: Диффузная (эмоциональная) versus специфическая (инструментальная) легитимность

- Диффузная легитимность - не зависит от конкретных действий власти («люблю за то, что ты есть»)

- Специфическая легитимность – зависит от конкретных действий (outputs) власти («люблю за что-то» - порядок в стране, уровень доходов и пр.)

  • Некоторые «неклассические» типы легитимности

    • Легитимность, основанная на эффективности (компетентности), далеко не всегда основанной на рациональных правилах

    • Легитимность, основанная на силе/страхе

«Почти все правительства, которые существуют в настоящее время или о которых осталось какое-либо упоминание в истории, были первоначально основаны в результате или узурпации, или завоевания, или же сочетания того и другого…» (Д.Юм, О первоначальном договоре, Соч., т. 2, с. 765).

«Согласно Юму и многим другим представителям социальной науки сила de facto порождает право, поскольку захват власти ведет к утверждению авторитета и успешному внедрению соответствующих убеждений» (Concise Oxford Dictionary of Politics, “Power”).

Проблема легитимности в современных условиях. Это не только политическая, но и научная проблема. Она состоит в том, что классическая типология легитимности Вебера устарела. Типология актуальна, когда она охватывает все или большинство существующих кейсов. Сейчас почти исчез традиционный тип легитимного господства (аравийские государства). Полностью исчез харизматический тип легитимного господства (последний аятолла Хамини). Но: благодаря современным средствам пропаганды появилась возможность подменять харизматическое лидерство срежиссированным идолопоклонничеством. Появилась возможность создавать правдоподобную видимость харизматического лидерства. Остается легально-рациональный тип. Но не все страны могут быть к нему отнесены, значит Вебер устарел и не охватывает большинство государств современного мира. Только около 40 государств ООН могут быть охарактеризовано как легально-рациональные типажи. Куда деть остальные полторы сотни? Остальные - та или иная разновидность авторитаризма. Они формально легально-рациональны в политическом устройстве. ФОРМАЛЬНО - у них есть конституция. Но у них нет демократической легально-рациональной легитимности. Современные авторитарные режимы извратили легально-рациональный тип легитимности. В самом обобщенном виде поэтому можно добавить еще 2 типа легитимности:

1. Квазилегитимные режимные

2. Полностью нелегитимные режимы

Проблема измерения легитимности. Современная наука договорилась, что чтобы признать режим легитимным его должно поддерживать устойчивое очевидное большинство. Это единственная бесспорная констатация. Если мы создаем шкалу легитимности, например от 0 до 100, то необходимо найти некую единицу измерения этой легитимности и механизм такого измерения. Что принять за один легим? Истон в качестве единицы предложил степень насильственности законов и степень развития диссидентских режимов. Но, возникла проблема, если с насильственностью законов еще можно определиться, то как определить степень развития диссидентских режимов? Политический режим может подавлять их, скрывать, а доступа к архиву спецслужб у политического исследователя нет. Классификация Истона красива, но сложно реализуема. Кроме того, мы не можем говорить, что в данной стране легитимность существует только по тому, что она не оспаривается (диссид режимы). В большинстве беднейших стран проблема несогласия просто не приходит людям в голову - они озабочены выживанием. Это не значит легитимность режимов. Если мы говорим о степени насильственности законов - отсутствие открытого насилия еще не означает легитимности. Насилие может быть за рамками закона - люди просто пропадают. Истоновская методология здесь не работает. Если мы говорим об открытом сопротивлении - это тоже не причинно-следственная связь. Отсутствие восстаний - не есть автоматический показатель легитимности. Как правило восстания и демонстрации протеста чаще всего начинаются, когда авторитарный режим начинает либерализацию - авторитаризм пытается расширить базу легитимности. Фундаментальная проблема измерения легитимности - проблема интерпретации полученных данных. Особенно видна при интерпретации поддержки политических лидеров. Поддержка политических лидеров не означает легитимности режима и наоборот. Современная политическая наука смогла выделить неоспоримые признаки ослабления легитимности: