Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хэнкок. Следы богов.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
4.36 Mб
Скачать

Часовой и зрелище

Это был, разумеется, часовой с западной стороны пира­миды, с четвертой позиции, который не получил доплаты в отличие от своих коллег с северной, восточной и южной сторон.

По тому, как Али вспотел, я мог судить о том, насколь­ко серьезной была ситуация. Часовой требовал, чтобы мы немедленно спустились, дабы он мог нас арестовать. "Это-

го, однако, наверное, можно было бы избежать, заплатив", — объяснил Али.

Я тяжело вздохнул: "Предложи ему 100 фунтов".

"Многовато будет, — предостерег Али, — остальные оби­дятся. Я предложу ему 50".

Обмен мнениями продолжался на арабском. В течение нескольких минут Али с часовым вели энергичный диалог, причем, напоминаю, один находился внизу, около юго-за­падного угла пирамиды, другой — наверху, а дело было в 4.40 утра. Кто-то засвистел, после чего южный наряд устро­ил совещание с часовым с западной стороны, к которому в это время присоединились двое его коллег.

Когда уже стало казаться, что Али исчерпал все воз­можные аргументы в нашу пользу, он вдруг улыбнулся и с облегчением вздохнул. "Вы доплатите 50 фунтов, когда мы вернемся на землю, — объяснил он. — Они разрешают нам двигаться дальше, но говорят, что, если появится старший офицер и увидит нас, они не смогут нам помочь".

Мы молча рванули наверх и минут через десять достиг­ли сотого ряда — примерно половина пути, больше 75 мет­ров от земли. Обернулись на юго-запад и увидели такую красоту и величие — в общем, такое бывает раз в жизни. Невысоко в небе, на юго-востоке, месяц выглянул из-за несущейся гряды облаков и осветил северную и восточную грани соседней, второй по величине, пирамиды, построен­ной, как предполагают, фараоном Хафрой (Хефреном) из IV династии. Этот потрясающий монумент, уступающий сво­ими размерами и величием только Великой пирамиде (при­мерно на 3 метра ниже, основание на 14 метров уже) как-будто светился изнутри бледным неземным светом. Дальше среди теней пустыни виднелась пирамида Менкаура (Мике-рина) высотой 65 метров, сторона основания 105 метров.

На мгновение, глядя на блестящий участок чернильно­го неба, я испытал иллюзию движения: как-будто я стою на корме огромного небесного корабля и смотрю на два других корабля, которые в боевом строю следуют за мной в кильватере.

Так куда же плывет этот конвой, та эскадра пирамид? И были ли эти удивительные сооружения детищем фарао­нов, страдавших манией величия, как считают египтологи, или они порождение таинственных рук, отправивших их в вечное плавание сквозь время и пространство к неизвест­ной пока цели?

С этой высоты, хотя южный сектор неба был частично

закрыт громадой пирамиды Хефрена, мне была хорошо видна западная часть свода, спускающаяся от небесного Северно­го полюса к обручу горизонта. Полярная Звезда в созвездии Малой Медведицы находилась от меня справа. Низко над горизонтом, примерно в десяти градусах на северо-запад, собирался заходить Регул, звезда, обозначающая лапу Льва в одноименном созвездии.

Под небом египта

Не успели мы взобраться на 150-й ряд, как Али шепо­том велел нам пригнуться. В поле зрения появилась поли­цейская автомашина, которая обогнула северо-западный угол пирамиды и теперь двигалась вдоль западной стороны, ми­гая синим фонарем. Мы подождали в тени, не двигаясь, пока машина проехала, и снова полезли вверх, торопясь к вершине, которая едва виднелась в туманной предрассвет­ной мгле.

Минут пять, как нам показалось, мы поднимались без остановок. Однако, когда я взглянул вверх, вершина пира­миды казалась такой же далекой, как раньше. Мы снова полезли, задыхаясь и потея, и снова вершина отступала, словно легендарная валлийская гора. Потом, когда мы уже решили, что обречены на бесконечные разочарования, мы вдруг оказались на вершине, под захватывающим звездным куполом, на высоте 137 метров над окружающим плато, на самой необычайной смотровой площадке в мире. К северу и востоку от нас в широкой и покатой долине Нила раски­нулся Каир, смесь небоскребов и плоских традиционных крыш, разделенных темными ущельями узких улиц впере­мешку со шпилями-минаретами тысячи и одной мечети. Над всем этим висела мерцающая пелена рассеянного улич­ного освещения, скрывая от глаз каирцев звездные чудеса и в то же время создавая своими зелеными, красными, сини­ми и желтыми огнями иллюзию сказочной страны.

Я чувствовал себя в привилегированном положении, взгромоздясь на вершину последнего уцелевшего чуда древ­него мира, вися в небе, как Аладдин на ковре-самолете, над электронным миражом Каира.

Правда, нельзя сказать, чтобы 203-й ряд кладки Вели­кой египетской пирамиды выглядел как ковер. Этот квад­рат со стороной 9 метров (у основания — 230) сложен из нескольких сот известняковых блоков высотой около мет­ра, весом около пяти тонн каждый. Ряд не совсем ровный:

часть блоков отсутствует или разбита, а ближе к южному краю вверх торчат остатки следующего рада кладки. В са­мом центре площадки кто-то сколотил треугольный дере­вянный помост, из середины которого торчит 10-метровый шест; конец шеста находится как раз на уровне, соответ­ствующем первоначальной высоте пирамиды, 146,6 метра. Окружающий известняк сплошь изрезан каракулями не­скольких поколений туристов46.

Все восхождение на пирамиду заняло у нас около полу­часа, и теперь бьыо пять часов утра, время утренней молит­вы. Почти синхронно с балконов каирских минаретов раз­дались голоса тысяч муэдзинов, призывающих правовер­ных на молитву и прославляющих величие, милосердие и сострадание Аллаха. Позади меня, к юго-западу, верхние 22 ряда пирамиды Хефрена, покрытые первоначальной обли­цовкой, казалось, плыли как айсберг в океане лунного света.

Зная, что нам нельзя надолго задерживаться в этом за­колдованном месте, я посмотрел еще раз на небо. На запад­ном краю, за беспредельными песками пустыни, Регул уже скрылся за горизонтом, и за ним собирался последовать и весь оставшийся Лев. Созвездия Девы и Весов тоже спусти­лись пониже, а там, дальше к северу, мне было видно, как Большая и Малая Медведицы вершат свое вечное вращение вокруг небесного полюса.

На юго-востоке, за долиной Нила, месяц продолжал изливать свой призрачный свет с берега Млечного Пути. Дальше на юг по течению этой небесной реки на пересече­нии с меридианом сверкало созвездие Скорпиона, в кото­ром ярче всех была звезда первой величины Антарес — крас­ный сверхгигант в 300 раз больше Солнца. На северо-вос­токе, над Каиром, плыл Лебедь, в хвосте которого красо­вался Денеб, бело-голубой сверхгигант, которого мы видим с расстояния 1800 световьи лет. А на севере, среди околопо­лярных звезд, извивался Дракон. Кстати, 4500 лет тому назад, когда, как предполагают, Великая пирамида строи­лась для фараона Хуфу (Хеопса) из IV династии, одна из звезд созвездия Дракона находилась близко к небесному Северному полюсу и играла роль Полярной Звезды. Это была альфа Дракона, известная также как Тубан. По про­шествии тысячелетий ее сместила с этого положения безжа­лостная небесная мельница прецессии земной оси, и ее мес­то заняла Полярная Звезда из созвездия Малой Медведицы.

Я прилег на спину, подложив руки под голову и глядя

прямо в зенит. И мне показалось, что через гладкие холод­ные камни, на которых я лежал, я чувствую, подобно жи­вительной силе, громадную массу и силу притяжения пира­миды.