Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хэнкок. Следы богов.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
4.36 Mб
Скачать

Древние предания

Через два часа после начала нашей поездки панорама резко переменилась. Вокруг высились черные горы, абсо­лютно лишенные снежного покрова, образовавшие узкую долину, наполненную мрачными тенями, со скалистой ще­лью впереди. В воздухе похолодало, ноги замерзли. Поежи­ваясь от-холода, я вернулся к чтению.

Легенды, которые я штудировал, причудливо перепле­тались; где-то они дополняли друг друга, где-то вступали в противоречие, но одно было очевидно: все ученые сходи­лись в том, что инки заимствовали, впитали и понесли дальше традиции многих и различных цивилизованных народов, на которых они распространяли свою имперскую власть в рамках многовековой экспансии. В этом смысле, независимо от исхода исторического спора относительно древности соб-: ственно инков, никто не может серьезно сомневаться в том, что они стали хранителями системы древних верований всех предшествующих великих культур этой страны, известных и забытых.

Кто может твердо сказать, какие именно цивилизации существовали в Перу в необследованных ныне районах? Каждый год археологи возвращаются с новыми находками, расширяющими в глубь времен горизонты нашего позна­ния. Так почему бы в один прекрасный день им не обнару­жить свидетельства Проникновения в Анды в далекой древ­ности некоей расы цивилизаторов, которые прибьии из-за моря и, завершив работу, удалились? Именно это нашепты­вали мне легенды, которые увековечили память богочело­века Виракочи, шагавшего открытыми ветрам тропами Анд, совершая по пути чудеса:

"Сам Виракоча и два его помощника направи­лись к северу... Он шел по горам, один помощ­ник — по берегу, а другой — по кромке вос­точных лесов... Создатель проследовал до Ур-коса, что возле КускОг где повелел будущему населению зародиться из горы. Он посетил Куско, а затем Направился на север. Там, в прибрежной провинции Манта, он расстался с людьми и ушел по волнам в океан ".

Всегда в конце народных легенд о замечательном не­знакомце, чье имя означает "Морская пена", фигурирует момент расставания:

"Вираюта шел своим путем, созывая людей всех наций... Когда он пришел в Пузрто-Вье-хо, к нему присоединились его последователи, которых он ранее разослал. И тогда они вме­сте пошли по морю так же легко, как ходят по суше".

И всегда это грустное прощание... с легким намеком то ли на науку, то ли на волшебство.

Капсула времени

Между тем пейзаж за окном поезда менялся. Слева вид­нелись черные воды Урубамбы, притока Амазонки — свя­щенной реки инков. Воздух заметно потеплел: мы спусти­лись в сравнительно низко расположенную долину с тропи­ческим микроклиматом. Горные склоны по обеим сторонам долины были покрыты густым лесом, и я подумал, что ме­ста вокруг поистине непроходимые. Кто бы ни шел этим путем "в никуда", чтобы построить там Мачу-Пикчу, он должен был иметь очень серьезные мотивы для этого.

Каковы бы ни были настоящие мотивы, один положи­тельный результат скрытого и удаленного расположения Мачу-Пикчу налицо: ни конкистадоры, ни монахи не смог­ли до него добраться в дни своего разрушающего наше­ствия. Только в 1911 году, когда к историческому насле­дию стали относиться с большим уважением, молодой аме­риканский исследователь Хайрем Бингхэм открыл Мачу-Пикчу миру. Сразу же стало ясно, какое уникальное окно в доколумбову цивилизацию распахнулось, и руины удалось уберечь от мародеров и охотников за сувенирами; в резуль­тате большая часть загадочного прошлого сохранилась, что­бы изумлять грядущие поколения.

Проехав захолустный городишко под названием Агуа-Кальенте ("горячая вода"), где на путешественников подо­зрительно косятся придорожные рестораны и дешевые бары, мы к десяти минутам десятого добрались до станции "Мачу-Пикчу-Пуэнтас-Руинас". Отсюда за полчаса по петляющей грязной горной дороге автобус доставил нас в собственно Мачу-Пикчу, к руинам, в захолустную гостиницу. Мы ока­зались единственными постояльцами. Хотя уже несколько лет местные партизаны не нападают на поезда, немногие иностранцы рвутся сюда.