Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хэнкок. Следы богов.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
4.36 Mб
Скачать

Глава 22 город богов

Красной нитью во многих центральноамериканских ле­гендах проходит плохой конец Четвертого века. За катаст­рофическим потопом последовал длительный период, в те­чение которого свет солнца исчез с небес и воздух заполня­ла мрачная тьма. Затем

"боги собрались в Теотиуакане ["божье мес­то"] и горячо спорили, кому быть следующим Солнцем. Только священный огонь [матери­

альное воплощение Уеуетеотля, бога, давшего начало жизни] был виден во мраке, содрогаю­щемся после недавнего хаоса. «Кто-нибудь дол­жен пожертвовать собой и броситься в огонь, — кричали они, — только тогда вер­нется Солнце»",

За этим последовало драматическое самосожжение во имя всеобщего блага двух богов (Нанауацина и Теккицте-катля). Один быстро сгорел в центре священного огня; вто­рой медленно поджаривался на угольках с краю. "Боги дол­го ждали, пока, наконец, небо не начало краснеть на Восто­ке. Там взошел огромный шар Солнца, дающего жизнь и раскаленного..."

Именно в этот момент космического возрождения объя­вился Кецалькоатль. Миссия его была связана с судьбой человечества в Пятый век. И он принял облик человеческо­го существа — белого бородатого человека вроде Виракочи.

В Андах столицей Виракочи был Тиауанако. В Цент­ральной Америке — Теотиуакан, "Город Богов", предпола­гаемое место рождения Пятого Солнца.

Цитадель, храм и карта неба

Т^еотиуакан, 50 километров к северо-востоку от Мехико

Я стоял в просторной ограде Цитадели и смотрел сквозь утреннее марево на север, в сторону пирамид Солнца и Луны. Среди равнины, заросшей серо-зеленым кустарником, в ок­ружении далеких гор, эти две великие пирамиды являются аккордами в симфонии развалин, расположенных вдоль так называемой Улицы мертвых. Цитадель стоит почти посере­дине этого широкого проспекта, который протянулся иде­ально прямо больше чем на пять километров. Пирамида Луны расположена на его северном окончании, пирамида Солнца несколько смещена к востоку.

Для такой застройки было бы логично ожидать ориен­тации проспекта типа "север-юг" или "восток-запад". Но, как ни странно, архитекторы, которые занимались плани­ровкой Теотиуакана отклонили Улицу мертвых на 15 ° 30 к северо-востоку. Было высказано несколько гипотез о при­чине такой эксцентричной ориентации, но ни одна не зву­чала особенно убедительно. Постепенно увеличивалось ко­личество ученьк, высказывавших предположение, что здесь каким-то образом отражена астрономическая ориентация. Один из них, например, предположил, что Улица мертвых была в момент сооружения нацелена на Плеяды. Другой, профессор Джеральд Хоукинс, предположил, что ориента­ция была связана с осью Сириус — Плеяды. А вот Стэнс-берг Хагар (ученый секретарь факультета этнологии Брук­линского института искусств и наук) предположил, что "Ули­ца" олицетворяет Млечный Путь.

Хагар пошел еще дальше, считая, что пирамиды, курга­ны и прочие сооружения, зависшие по бокам Улицы мерт­вых как стационарные спутники, олицетворяют конкрет­ные планеты и звезды. В целом его тезис сводился к тому, что Теотиуакан был задуман как карта неба: "Он воспроиз­водил на Земле звездный план небес, где обитают божества и души мертвых".

В 60-х и 70-х годах интуиция Хагара была проверена в полевых условиях Хьюгом Харлстоном-младшим, американ­ским инженером, проживающим в Мехико, который про­вел всестороннее математическое исследование Теотиуака­на. О своих находках Харлстон сообщил в октябре 1974 года на Международном конгрессе американистов. В его

докладе, полном смелых и новых идей, содержалась и осо­бенно любопытная информация о Цитадели и храме Ке-цалькоатля, расположенном на восточном краю этого ог­ромного квадрата.

Ученые считают храм одним из наиболее сохранивших­ся археологических памятников Центральной Америки. Это произошло благодаря тому, что первичная доисторическая часть сооружения бьша частично погребена более поздним курганом, примыкающим с запада. Раскопки этого кургана открыли элегантную шестиступенчатую пирамиду, перед которой я теперь стоял. Ее высота 22 метра, площадь осно­вания — 7600 квадратных метров.

Открывшийся храм представлял собой зрелище одно­временно прекрасное и странное. На нем сохранились ос­татки многоцветной окраски, покрывавшей его в древнос­ти. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из обли­цовочных плит и красовались по бокам массивной цент­ральной лестницы. Удлиненные челюсти этих в чем-то че­ловекоподобных рептилий были отягощены клыками, а вер­хнюю губу украшали усы в форме велосипедного руля. На толстой шее у каждой змеи — венчик из перьев, несомнен­ный символ Кецалькоатля.

Так вот, исследования Харлстона показали, что взаим­ное расположение объектов, сгруппировавшихся на Улице мертвых и вокруг нее, не случайно, а подчиняется достаточ­но сложной закономерности. Математическая обработка ре­зультатов измерения их координат показала, что Теотиуа­кан был, по-видимому, задуман как выполненная в масш­табе модель Солнечной системы. Если принять, что Солнце расположено на центральной линии храма Кецалькоатля, то расстояния от него до расположенных к северу ориентиров оказываются пропорциональными радиусам орбит внутрен­них планет, пояса астероидов, Юпитера, Сатурна (пирамида Солнца), Урана (пирамвда Луны), а также Нептуна и Плу­тона (не раскопанные пока курганы в нескольких километ­рах к северу).

Если все это не является простым совпадением, то оз­начает как минимум, что в Теотиуакане бьша высокоразви­тая наблюдательная астрономия, превосходившая до отно­сительно недавнего времени современную. Вспомним, что Уран был неизвестен нашим астрономам до 1787 года, Не­птун — до 1846 года, а Плутон — до 1930 года. В то же время, по самым осторожным оценкам возраста Теотиуака-

на, его основные сооружения, включая Цитадель, Улицу мертвых и пирамиды Солнца и Луны, никак не моложе эпохи Христа. Ни одна известная цивилизация ни в Ста­ром, ни в Новом Свете не имела в то время понятия о внешних планетах, не говоря уже о знании точных разме­ров их орбит.