Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право и общество Древней Индии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
553.33 Кб
Скачать

Договор перевозки

В договоре перевозки обязательно оговаривались место и срок доставки, цена за перевозку. Нарушение условий о месте и сроке освобождало отправителя от уплаты воз­награждения. Шастры знали и договор морской перевозки (Ману. VIII. 157).

Договор поручения

Поручительство применялось индоариями в двух случа­ях: в случае обеспечения явки на суд свидетелей и сторон в споре и в случае обеспечения обязательства. Ответствен­ность по поручительству за явку на суд влекла для пору­чителя имущественную ответственность, равную сумме иска (Ману. VIII. 158). В то же время стоит заметить, что характер главного обязательства (степень его законности, соответствие дхарме, например) влиял на действенность поручительства. Если долг сделан в пьяном виде и т.п., то наследник поручителя не обязан был заступить его место в обязательстве (Ману. VIII. 159).

Договор дарения

Его особенность заключалась в том, что его кауза была чрезвычайно причинной. Исчезновение основания вело к исчезновению обязательства, поэтому в оговоренных слу­чаях договор дарения был срочным.

Обязательства из деликтов

Они подразделялись на деликты личные (оскорбление словом или действием — нанесение телесных повреждений) и имущественные. Пример последнего:

«Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно — тому полагается возместить [ущерб] и вне­сти царю [штраф], равный [ущербу]» (Ману. VIII. 288).

Важной особенностью этого института в Древней Ин­дии было влияние варнового положения как деликтора, так и пострадавшего, на сумму штрафа или вида телесно­го наказания деликтора. При этом стоит отметить, что некоторые виды личных деликтов наказывались только телесно (Ману. VIII. 280-287). Общим правилом при этом было:

«Тот член, каким человек низшей варны ударит высше­го, — именно он у него должен быть отрезан, таково предпи­сание Ману» (Ману. VIII. 279).

Наследственное право

Наследственное право регулировалось у индоариев принципом агнатского родства и первородства. Так, Ману говорит, что первенец рожден по обязанности, тогда как ос­тальные по желанию (Ману. IX. 107). Однако к наследству допускались все наследники вне зависимости от пола. Ес­тественным (законным) опекуном при несовершеннолетии наследников считались мать и другие пережившие когнаты.

Особый порядок определения наследственной доли каж­дого из наследников зависел, согласно шастрам, от множе­ства условий. Старший сын получал всегда особую долю, если «соответствовал качествам мужчины», в противном случае — только Уз ее (Артхашастра. III. 6). Эта особая доля в зависимости от варны могла составить разное имущество: у брахмана — коз; у кшатрия — лошадей; у вайшьи — коров; у шудры — овец. Кроме того, старший брат наследовал все наиболее ценное из личного имущества отца, дочери — со­ответственно из имущества матери. Имела значение и каста ребенка, рожденного от брака анулома или пратилома.

Особенностью наследуемого имущества была его неод­нородность. Поскольку существовала обязанность чтить предков, то в семейном фонде выделялась особая часть, которая не подлежала наследственному разделу в течение четырех поколений, — это аналог славянской вотчины или дедины. С этой части имущества оплачивались расходы по культу предков; и только в пятом поколении оно подле­жало разделу между всеми членами семьи поровну.

"^

208