Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право и общество Древней Индии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
553.33 Кб
Скачать

Глава 5. Право и общество Древней Индии

5.5. Правовая система Древней Индии

197

брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве». Но одновременно с этим:

«Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу,— [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде» (Ману. VIII. 350).

Наконец, известно, что браки должны совершаться толь­ко между представителями одной варны, но межварновые браки (анулома и пратилома) тем не менее разрешаются. Так, Ману. III. 13-19 разрешает брахману жениться на шуд-рянке и одновременно осуждает такой брак. Причина таких «несоответствий» достаточно проста. Здесь законодатель, не владеющий еще в достаточной степени аппаратом абс­трактного (отвлеченного) мышления, вынужден передавать простую истину, что жизнь гораздо богаче предписаний, пусть даже самых мудрых, и что из них могут и должны быть сделаны исключения, что и делается в такой бессис­темной, каузальной форме.

Законы Ману, МапиасШагтазазгта, переводятся как «на­ставление Ману в дхарме», пользовались огромным авто­ритетом в Индии. В последние века, правда, авторитет этот подкреплялся английскими колонизаторами. Речь в них, что интересно, идет от первого лица — легендарного праро­дителя людей — Ману.

Артхашастра

Датировка этого памятника облегчается благодаря извест­ности имени его автора. Каутилья (Чанакья), министр царя Чандрагупты, известен тем, что возвел его на трон, сверг­нув господствовавшую дотоле династию Нандов. Действи­тельно, исходя из содержания самого памятника можно судить о большом искусстве его автора не только в теории, но и в практике политического процесса. Поэтому вполне заслуженно выглядит характеристика Каутильи как индийс­кого Макиавелли. Однако, в отличие от флорентийца, у Кау­тильи нет ни намека на религиозную безнравственность. Уче­ние Каутильи морально, так как основано на дхарме, вернее, на одной из составляющих триварги — аггЪа. Понятие о благе в его материальном выражении, его толкование в практичес­ком смысле политики, таким образом, занимает центральное место в трактате. Собственно, название памятника так и пе­реводится — «Наука о политике», хотя в буквальном смысле АгСЬазазСга означает «Наука о выгоде». Надо заметить, что

более общее понятие политики на санскрите передается сло­вом «шгл». Хотя понятие «шгх» или «№глза5г.га» обозначает «общее руководство людьми», тогда как АпЬазазгта будет уже учением «о способах приобретения материальных выгод посредством политики». Материальное благо — одна из со­ставляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий.

Это можно объяснить, пожалуй, личным пристрастием Каутильи. В самом начале своего трактата он дает собствен­ное определение понятия науки:

«Наук именно четыре — так считает Каутилья. Так как ими познаются закон и польза, то в этом и заключается по­нятие науки» (Артхашастра. I. 2).

В основу науки положена польза, выгода в материальном ее выражении. Даже более того, система триварги в конце концов опосредована пользой:

«Каутилья считает, что главное — польза, ибо закон и любовь основаны на пользе» (Там же. I. 7).

Понятие пользы, агг.Ьа, дается в самом широком зна­чении этого слова — польза всех. Но польза всех, это со­вершенно очевидно, — вещь труднодостижимая. Пожалуй, только царь может ее знать и осуществить. Каутилья так прямо об этом и говорит:

«Счастье царя в счастье подданных, в пользе поддан­ных — его польза. Польза для царя — не то, что ему прият­но, но что приятно подданным — в том польза царю» (Там же. I. 19).

Поэтому Артхашастра в строгом смысле есть учение об общем благе, государственном благе.

Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура позволяет судить о больших успехах индийских общественных наук в собст­венной систематизации. Отдел I — правила поведения, здесь исследуются различные методы и способы управления бли­жайшим окружением царя, дается классификация наук; отдел II — обязанности надзирателей, исследование задач государственного управления в сфере хозяйства; отдел III — судоустройство, вопросы не только процесса, но и частного права; отдел IV — вопросы государственного фиска, конт­роля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений; отделы V и XIV — рассуждения о методах тайной политики; отделы VI и XV — философские основания государства; от­дел VII и XII — методы внешней политики и дипломатии;

198