Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право и общество Древней Индии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
553.33 Кб
Скачать

Глава 5. Право и общество Древней Индии

5.4. Государственная власть

189

да, Ману добавляет сюда Вайю и Варуну. Нарада особо подчеркивает, что царь как Индра обеспечивает развитие мира. Эта теория божественного происхождения власти царя была популярной в Индии, но — парадокс — священ­нических прав у царя не породила, все его полномочия исчерпывались только политической, судебной и военной сферами. Так, Нирукта (II. 3) говорит, что слово «га]ап» произошло от корня «га]», что означает «светить». Ману в этой связи подчеркивает, что царь своим «блеском пре­восходит все живые существа. Как солнце он жжет глаза и сердца, и никто на земле не может смотреть на него» (Ману. VII. 6).

Уже в древности царь и его положение подвергались подробным описаниям. Свамин — это только общее обоз­начение суверена. Однако история Индии знала довольно широкий спектр форм монархических государств от по­лумонархических с широкими правами аристократии (§апага]уа) до империй, правителями которых был екага1 или ас!Ыга]а — аватары Вишны и символ мирового влады­чества. Промежуточной формой при этом был тапага]а, (синоним зуага]а или затга^а) — суверен нескольких полу­независимых царств, объединенных в федеративное монар­хическое образование. Махабхарата, например, изобилует упоминаниями о царе и его вассалах — таких же царях, как и он сам, но подчиняющихся его власти.

Иногда таких царей обозначали как ппгта — союзники или друзья в узком значении этого слова, но в более об­щем — это его вассалы. Ранние комментаторы определяют таких махараджей, как сакгауатлп, т.е. «тот, кто господству­ет над родом царей» или «тот, кто подчиняет своему слову несколько царств» [Капе, 1940, V. 3, р. 66]. Артхашастра зна­ет еще такое монархическое объединение, как ки1а-зап§Ьа, когда власть в государстве принадлежит всему роду. Ка-утилья считал такое государство особенно крепким, ибо «его трудно победить» врагам. По сути это разновидность олигархии с крепкими родственными связями, все совер­шеннолетние мужчины — члены рода являются в данном случае коллективным монархом.

Политическая история Индии знает определенное развитие способов наследования престола. Традиционно единонаследие приветствуется и считается соответству­ющей дхарме. Однако при этом принцип первородства, хоть и знаком, но не имеет первостепенного значения.

Во-первых, Индии известны случаи диархии — с!уа1га]уа. Каутилья, например (Артхашастра. VIII. 2), не пори­цает ее, а наоборот, находит в диархии положительные стороны. Во-вторых, решающим для занятия трона явля­ется не факт первородства, а достоинство кандидатуры соответствующего царевича на царский венец. Здесь мы снова можем сослаться на вездесущего Каутилью (Арт­хашастра. I. 17).

В обязанности царя входило:

  • покорение врагов, защита подданных от них, коман­дование армией;

  • сбор налогов и управление финансами;

  • отправление правосудия и наказание виновных, здесь особо подчеркивается действие одного правила: «[В случае] освобождения от [наказания] грех [вора] переходит на ос­вобождающего [его] царя» (Апастамбашастра. I. 25. 5);

  • правотворчество, когда оно было более чем скромным, царь издавал указы (зазапа), они издавались в письменном виде, обязательно обнародовались и не могли противоречить всему ведическому ряду источников от Вед до смрити;

  • отправление культа, хотя религиозная роль царя так­же была более чем скромной, все виды жертв, которые ему полагалось совершать, он делал под руководством и настав­лением ригоЫСа — домашнего жреца.

Придворный совет и министры царя

Весьма важным элементом га]уа были атагуа — минист­ры, советники царя. Этимологически происходит от корня «аша» («близкий», «около») и означает людей, находящих­ся поблизости от царя; это его зас^уа, сановники. Законы Ману так говорят по этому поводу:

«Надо назначить семь или восемь сановников, наследст­венных, знатоков шастр, храбрых, опытных в воинском деле, родовитых, испытанных» (Ману. VII. 54). Эти глав­ные семь (восемь) советников составляли придворный со­вет (рапзаа1).

Царь должен был постоянно совещаться со своими ми­нистрами (Ману. VII. 56). Шастры особо оговаривали по­рядок таких совещаний: сначала царь задает вопрос, ставит задачу и т.п., затем узнает мнения своих советников по от­дельности; затем выслушивает всех; затем принимает собст­венное решение и ставит об этом в известность советников

190