Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отечка. ответы 7 семестр.docx
Скачиваний:
118
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
176.6 Кб
Скачать

7. Мотивы Апокалипсиса в романе Булгакова «Белая гвардия».

Булгаков признаёт силу - страшную и завораживающую - которая есть в революции. Он воспринимает её, как исторический катаклизм. Название романа носит оценочный характер: белый цвет - символ жизни и чистоты.

Роман имеет кольцевую композицию. Он начинается и заканчивается грозными предчувствиями апокалипсиса. Тема – крушение монархического мира. Реминисценция с Апокалипсисом. В романе присутствует мотив дьявольщины. Дьяволиада – главный мотив многих произведений Булгакова. С ним связаны такие детали, как преисподняя, ад, куда спускаются Николка с сестрой Най-Турса в поисках его тела, «чертова кукла» Тальберг, черт в рясе на колокольне собора, демон – Шполянский, демон – Шервинский.

Символикой апокалипсиса пронизан весь роман, кровавые революционные события изображены как Страшный суд. Тема обречённости, отчаянья, надвигающейся катастрофы. Однако апокалипсис в романе – это не только гибель, но и спасение, свет. Писатель показывает, что главная цель человеческого бытия ничего не значит. Наступил, казалось бы, конец света. Но семья Турбиных продолжает жить в прежнем времяизмерении.

Эпиграфы к роману имеют особое значение. Роману предпосланы два эпиграфа. Первый (из пушкинской «Капитанской дочки»: метель – символ стихии, революции) подчёркивает связь дома Турбиных с русской литературой. Самим выбором эпиграфа автор подчеркнул, что речь в романе идет о людях, вначале трагически заблудившихся в буране революции, но нашедших в ней свое место и дорогу.

Второй эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова» («И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими...»), усиливает ощущение кризисности момента. Этот эпиграф акцентирует момент личной ответственности. Тема апокалипсиса все время возникает на страницах романа, не давая забыть, что перед читателем – картины Страшного суда, напоминая, что Суд этот осуществляется «сообразно с делами». Кроме того, в эпиграфе подчеркивается вневременная точка зрения на происходящие события. Примечательно, что в следующем стихе Апокалипсиса, хотя он и не включен в текст романа, говорится следующее: «...и судим был каждый по делам своим». Так в подтексте мотив суда входит в судьбу каждого из героев романа.

В романе присутствуют скрытые цитаты из Апокалипсиса.

8. Проблематика и образная система романа Булгакова «Белая гвардия».

Булгаков признаёт силу - страшную и завораживающую - которая есть в революции. На примере истории в Киеве Булгаков показывает разрушения, которые повлекла за собой революция. Он воспринимает её, как исторический катаклизм. Название романа носит оценочный характер: белый цвет - символ жизни и чистоты.

Роман имеет кольцевую композицию. Он начинается и заканчивается грозными предчувствиями апокалипсиса. Символикой апокалипсиса пронизан весь роман, кровавые революционные события изображены как Страшный суд.

Главные герои - не Турбины, а образы. Образ войны и дома (противопоставлены).

Образ Города - центральный в романе. Город - символ эпохи.

Город предстает в романе в двух временных координатах – прошлом и настоящем. В прошлом он не враждебен дому. Город, с его садами, крутыми улочками, сохраняя неповторимый облик Киева, выступает в романе как символ русской государственности, которую грозит уничтожить петлюровщина.

Сатирические персонажи романа объединены мотивом «бега». Переодевается и бежит Тальберг, потом гетман и другие белые, затем бегство захватывает всех. Булгаков показывает, насколько изуродовано офицерское сословие.

Образ белой гвардии – настоящее русское офицерство. Белой гвардией Булгаков называет только ту маленькую часть, которая осталась верна своему долгу офицера и гражданина.

Образ дома становится важнейшим понятие. Дом – это одновременно и дом Турбиных, и гимназия, и весь город. А в общем образ дома разрастается до образа России в целом. Таким образом, пространство разрастается, трансформируя Киев в город вообще, а город – в мир.

Порядок в доме Турбины противопоставляется хаосу за стенами.

Образ семьи. Булгаков тщательно описывает все бытовые мелочи, сохраненные в семье: печь (сосредоточение всей жизни), сервиз, абажур (символ семейного очага), кремовые шторы, которые как бы закрывают семью, спасают ее от внешних событий. Быт в романе – это символ бытия. Когда все вокруг рушится, ценности подвергаются переоценке, быт нерушим. Сумма мелочей, составляющих быт Турбиных, – это культура интеллигенции, тот фундамент, который сохраняет в целости характеры героев.

Образы русской литературы (войны 1812 года, тема Бородина), образ русской интеллигенции.

Эпиграфы к роману имеют особое значение. Роману предпосланы два эпиграфа. Первый (из пушкинской «Капитанской дочки»: метель – символ стихии, революции) подчёркивает связь дома Турбиных с русской литературой. Самим выбором эпиграфа автор подчеркнул, что речь в романе идет о людях, вначале трагически заблудившихся в буране революции, но нашедших в ней свое место и дорогу.

Второй эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова», усиливает ощущение кризисности момента. Этот эпиграф акцентирует момент личной ответственности. Тема апокалипсиса все время возникает на страницах романа, не давая забыть, что перед читателем – картины Страшного суда, напоминая, что Суд этот осуществляется «сообразно с делами».