Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отечка. ответы 7 семестр.docx
Скачиваний:
118
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
176.6 Кб
Скачать

40. Проблема гуманизма в русской литературе первой половины века.

Вопросы гуманизма — уважения к человеку — особенно остро поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели. В литературе того времени проблема выявления приоритетов, выбора между жизнью нескольких человек и интересами большой группы людей решается неоднозначно разными авторами. Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рассматриваемых в литературе о гражданской войне, — это проблема, что же отряд должен в сложной ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или убивать? Здесь возникает еще один гуманистический вопрос: имеют ли бойцы революции право на грабеж? Разумеется, его можно также назвать реквизицией или заимствованием на благо пролетариата, но суть дела от этого не меняется. Партизаны Левинсона отбирают свинью у корейца, хотя она для него — единственная надежда прожить зиму, а конармейцы Бабеля везут за собой телеги с награбленными (или реквизированными) вещами, и «мужики со своими конями хоронятся от наших красных орлов по лесам».

С одной стороны, красноармейцы делают революцию на благо простого народа, с другой стороны, они этот же народ грабят, убивают, насилуют. Нужна ли народу такая революция? Для чего нужна революция, если те, для кого она делается - будут мертвы?

По приказу Левинсона врач Сташинский дает яд смертельно раненому партизану Фролову. Тот воспринимает смерть как долгожданное избавление, как последний человеческий поступок по отношению к себе. При описании отравления Фролова Фадеев фиксирует нервную, истерическую реакцию Мечика, не приемлющего такого открытого убийства.

Во имя будущего счастья человечества — идеала гуманистического — совершались такие страшные преступления, которые с принципами гуманизма не совместимы никак.

В новелле «Мой первый гусь» мы узнаем о том, как тяжело интеллигенту освоиться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к нему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действительность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двойственном положении, он раздваивается между требованиями реального мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля «ломается», уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на происходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшна потеря нравственности.

41. Особенности изображения гражданской войны в литературе начала века. Сравнительная характеристика романа Фадеева «Разгром» и цикла Бабеля «Конармия».

Выбор жанров в произведениях (они разные) подчёркивает хаос, который происходит в произведениях. «Конармия» - цикл рассказов, а «Разгром» - роман.

Одинаковая структура конфликта: общие мотивы – добыча провианта у населения, смерть во благо.

Общая проблематика:

  1. Человек и революция

  2. Соотношение высоких целей и жестоких средств

  3. Интеллигенция и революция

  4. Становление личности в истории

  5. Долг и гуманизм.

"Конармия" - проявление абсурдности. Можно грабить, убивать, прикрываясь статусом армейца. Всё это символизирует абсурдность революции в целом. Революция - хорошее дело для хороших людей. Но хорошие люди не убивают - идея произведения. Лютов меняется, заражается вирусом всеобщего озверения, становится похожим на других красноармейцев, нравственно деградирует. Революция даже в лучших рождает низменное и страшное. Противопоставление соц.-реал. произведениям.

В "Разгроме" Морозка растёт как личность, перестаёт воровать, начинает думать о других больше, чем о себе. Он верит в победу.

Возникает антитеза пролетариата: Левинсон (предан идее революции) и Морозко (ещё не знает, что есть одно дело, которому надо служить) – духовный личностный рост – и интеллигенции: индивидуализм и духовный регресс Мечика. Принятие идей революции = приобретение моральных качеств, нравственности.

Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности происходящего. К ним относится Бабель. В «Конармии» он описывает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприятие главного героя - Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в новелле «Мой первый гусь» мы узнаем о том, как тяжело ему освоиться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к нему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действительность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двойственном положении, он раздваивается между требованиями реального мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля «ломается», уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на происходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшна потеря нравственности.

Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был писателем новой эпохи, участником революционных событий и событий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает определенное настроение для понимания революции, утверждает идеалы нового гуманизма. В «Разгроме» явно ощущается его презрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика человеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформировавшейся личностью и сравнивает с Морозкой - сильным, уверенным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает нового героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положительным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является отрицательным героем.