Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры мчп.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
591.87 Кб
Скачать

4.Общая характеристика российского законод о мчп. Дог о правовов помощи с участием России.

Международное и внутригосударственное право активно взаимодействуют между собой. В основе такого взаимодей­ствия лежит тот объективный факт, что реализация международных норм осуществляется, главным образом, на национальном уровне. При этом каждое государство самостоятельно определяет порядок такой реализации, руководствуясь требованием принципа добросове­стного выполнения принятых на себя международных обязательств. Именно национальное законодательство в ко­нечном итоге определяет соотношение своих (внутригосударствен­ных) норм и международно-правовых.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 7 ГК РФ в случае противоречия международного договора и федерального закона подлежат применению правила международного договора. По обще­му правилу при разрешении дел с участием иностранного элемента российские суды должны применять нормы международных договоров РФ в приоритетном порядке перед правилами российского законо­дательства. В то же время соотношение юридической силы международных договоров и российских нормативных актов зависит от уровня принятия международного договора, формы выражения согла­сия на его обязательность со стороны РФ. Основы регулирования международных частноправовых отноше­ний в России закреплены в Конституции РФ: общепризнанные прин­ципы и нормы международного права, международные договоры РФ -составная часть правовой системы РФ (ст. 15); иностранцы в России пользуются правами и имеют обязанности наравне с гражданами РФ (ст. 62).

В России нет закона о международном частном праве. Поэтому коллизионные нормы российского законодательства рассредоточены по норматив­ным актам. Основным источником российского международного част­ного права является Гражданский кодекс РФ. В части первой Кодекса содержатся два важных положения, касающихся международного частного права: а) международные договоры применяются к граждан­ским отношениям непосредственно (ст. 7); б) правила, установлен­ные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным догово­ром (ст.2). Раздел VI части третьей ГК РФ «Международное частное право» содержит помимо коллизионных норм, регулирующих гражданские отношения с участием иностранцев, положения, общие для всего российского международного частного права, в частности: квалифи­кация юридических понятий при определении применимого права, применение права страны с множественностью правовых систем, обратная отсылка, установление содержания норм иностранного права, применение императивных норм, оговорка о публичном по­рядке, взаимность и реторсии.

В разделе VII Семейного кодекса РФ 1995 г. «Применение семей­ного законодательства к семейным отношениям с участием иностран­ных граждан и лиц без гражданства» сосредоточены коллизионные нормы, касающиеся брака, развода, алиментных обязательств, между-ого усыновления и т.д.

Глава XXVI Кодекса торгового мореплавания РФ 1999г. «При­менимое право» содержит коллизионные нормы для определения применимого права к отношениям, возникающим из торгового мо­реплавания с участием иностранных граждан или иностранных юри­дических лиц, и иным отношениям, осложненным иностранным элементом.

К источникам международного гражданского процесса, с учетом специфики данного института международного частного права, отно­ся гея нормы, содержащиеся в разд. V («Производство по делам с участием иностранных лиц») ГПК РФ В АПК РФ (далее - АПК РФ) также есть значительное число норм, регулирующих порядок разрешения дел с участием иностранных лиц. В частности, ст. 14 Кодекса устанавливает правила применения арбитражным судом норм иностранного права, гл. 31 регулирует производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а разд. V посвящен производ­ству по делам с участием иностранных лиц.

К источникам российского международного частного права отно­сятся также российские нормативные акты, содержащие материаль­но-правовые нормы, то есть нормы, специально направленные на регулирование отношений с участием иностранного элемента. К ним относятся ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федера­ции» 1999 г. (в ред. 2003 г.), ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. (в ред. 2004 г.) и неко­торые другие.Договоры о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам содержа­т унифицированные коллизионно-правовые нормы в области гражданских и семейных отношений. Судебные и административные учреждения государств-участников при разрешении конкретных дел обязаны применять в приоритетном порядке перед правилами нацио­нального законодательства именно те коллизионные нормы, которые содержатся в данных договорах. Унифицированные коллизионные нор­мы содержатся также в конвенциях, регулирующих отдельные виды отношений, например в Женевской конвенции, направленной на раз­решение коллизий законов о переводных и простых векселях, 1930 г. Самостоятельную группу образуют соглашения в области между­народного гражданского процесса и арбитража, которые содержат нормы о гражданско-процессуальных правах иностранных граждан и юридических лиц, разграничении юрисдикции судов, исполнении иностранных судебных решений и иностранных судебных поруче­ний, признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Можно выделить несколько правил действия и применения между­народных договоров на территории России. К таким дог относятся: Минская Конвенция о ПП 1993 (Ст.1. Предоставление правовой защиты

1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны. 2. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (далее - учреждения юстиции), могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны. 3. Положения настоящей Конвенции применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон.

Ст.6.Объем правовой помощи

Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в том числе: составления и пересылки документов, проведения осмотров, обысков, изъятия, передачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыска лиц, осуществления уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Ст.19. Отказ в оказании ПП

В просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны. В случае отказа в просьбе об оказании правовой помощи запрашивающая Договаривающаяся Сторона незамедлительно уведомляется о причинах отказа.)

Кишиневская Конвенция от 7.10.2002. У России примерно 35 Конвенций о ПП: Испания Финляндия Китай Ирак и др.

? 1.Международные договоры являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), но применяются лишь в случаях, когда отношение попадает в сферу их действия в соответ­ствии с положениями этих договоров. «По общему правилу сфера применения таких международных договоров опреде­ляется содержащимися в них указаниями, а не тем, подлежит ли российское право применению к отношениям по конкретному граж­данско-правовому договору»1.

2. Нормы международного договора применяются непосредственно, если из самого договора не следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта (п. 2 ст. 7 ГК РФ). Классическим примером служит утверждение постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/31 от 7 августа 1937г. Положения о переводном и простом векселе в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселе 1930г. Обязательства государств по данной Конвенции «Стороны обязуются ввести в дейст­вие на своих территориях по принадлежности... Единообразный закон, составляющий Приложение 1 к настоящей конвенции» (ст.1 Конвенции).

3. Соотношение юридической силы российских нормативных актов и международных договоров РФ зависит от многих факторов: 1) уровня принятия договора (межгосударственный, межправительственный, межведомственный); 2) формы выражения согласия (рати­фикация, принятие, присоединение и др.). Так, приоритетом над федеральными законами обладают только те международные договоры, согласие на обязательность которых для РФ выражено в форме федерального закона'. Международные догово­ры РФ, согласие на обязательность которых выражено Правительством РФ, обладают преимуществом перед постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ, а также актами федеральных органов исполнительной власти2. Межведомственные международные дого­воры РФ, регламентирующие гражданские отношения, обладают приоритетом лишь в отношении актов соответствующего ведомства3. Правила о соотношении международных договоров и российских нормативных актов не всегда соблюдаются на практике. Например, присоединение России к Бернской, Всемирной и Римской конвен­циям, регулирующим отношения интеллектуальной собственности, было оформлено постановлениями Правительства РФ2, однако указанные конвенции обладают приорите­том не только над актами Правительства РФ и нижестоящих органов, по также над федеральными законами.

4. Важное значение имеет вопрос о соотношении юридической силы различных международных договоров между собой. Все межд дог являются договорами государства в целом» и независимо от их уровня «согласно международному праву обладают равной юридической силой»1. Равная юридическая сила следует из того, что и международном праве не проводится какой-либо градации между­народных договоров. Государство не может отказаться от выполнения межправительственного договора, заключенного с одним государством, на том основании, что он противоречит межгосударственному договору, заключенному с другим государством. В то же время прин­цип «специальный нормативный акт имеет преимущество перед общим» в определенной степени действует и в праве международном. В частности, в постановлении Пленума ВАС РФ № 8 «О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса» указывается: «Суд учитывает, что двусторонний международный договор является специальным нормативным актом по отношению к многосторонним международным договорам регионального и всеобщего характера» (п. 3). Так, в рамках СНГ действует как общая многосторонняя Кон­цепция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г., так и двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Россией с отдельными странами СНГ. При разрешении дела суд должен в первую очередь применять нормы двустороннего договора.

5. Международные соглашения субъектов РФ (соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъек­тов РФ) в соответствии со ст. 7 ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. не являются международными договорами. «их соглашения могут быть рассмотрены как внешнеэкономические сдел­ки, стороны которых могут выбрать применимое к этим сделкам право»2.

6. Необходимо учитывать особенности толкования и применения международно-правовых норм. При толковании договоров должны использоваться те средства толкования, которые предусмотрены международным пра­вом, прежде всего Венской конвенцией о праве международных договоров 1969г. (ст. 31-33). Основными средствами толкования являются текст договора (включая преамбулу, приложения и любые соглашения и документы, относящиеся к договору), «любое после­дующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений», «любые соответствующие нормы международного права». Для выяснения намерений сторон допускается обращение к дополнительным средствам толкования, в том числе к подготовительным материалам и обстоятельствам заключения договора. Сложности состоят в том, что нормы ст. 31-33 Венской конвенции 1969г. являются универсальными и не предназначены для того, чтобы учитывать специфику рассматриваемых договоров и облегчать работу национальных органов юстиции и субъектов граж­данского права по толкованию соответствующих положений. Реаль­но на практике участники гражданских правоотношений и российские суды не имеют возможности использовать все вышеупомянутые сред­ства толкования, а ограничиваются анализом только текста договора. В соответствии с п. 1 ст. 31 Венской конвенции 1969 г. «договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным зна­чением, которое следует придавать терминам договора в их контек­сте, а также в свете объекта и целей договора». если договор не дает специальной характеристики какому-либо термину или не установ­лено, что государства-участники намеревались придать термину спе­циальное значение, то он имеет обычное значение. Многие договоры, регулирующие гражданско-правовые отношения, содержат правила об их толковании. Так, например, п. 1 ст. 7 Вен­ской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. устанавливает: «При толковании настоящей Конвенции над­лежит учитывать ее международный характер и необходимость содей­ствовать достижению единообразия в ее применении...»2. Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Конвенции о международном финан­совом лизинге 1988 г., ст. 4 Конвенции о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.

7. Международный договор должен быть опубликован. Вступив­шие в силу в РФ договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в «Собрании законодательства 1'Ф», «Бюллетене международных договоров», «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры РФ, заключен­ные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов1. Требование ч. 3 ст. 15 Конституции РФ об обязательном опубликовании нормативных правовых актов распро­страняется также на международные договоры РФ. Однако это не всегда соблюдается на практике. Так, например, Бернская конвен­ция, присоединение к которой состоялось в 1995 г., была впервые официально опубликована в России лишь в 2003 г.2, и долгое время сохранялась правовая неопределенность относительно того, имеются ли достаточные правовые основания для ее применения в России3.

8. Определенные сложности возникают в применении и толковании многоязычных договоров. Следует придерживаться таких правил, как принцип максимального использования разноязычных текстов договоров, принцип установления единого смысла, закреп­ленного в текстах на разных языках4.

9. Необходимо учитывать дату вступления в силу договора. Так, государство может ратифицировать договор, но он может не вступить и силу, поскольку необходимого числа ратификационных грамот еще не собрано. После ратификации договора, как правило, должно пройти какое-то время для его вступления в силу для данного госу­дарства. При применении договора следует установить, действует ли он для соответствующего иностранного государства, с какого време­ни, в какой редакции, и не сделало ли это государство каких-либо оговорок к договору5. Так, многие международные конвенции прямо предусматривают право государств делать оговорки при их под­писании, ратификации или присоединении к ним. В соответствии с международным правом, если сделана оговорка, то в отношении государства, сделавшего оговорку, и государств, принявших ее, до-гонор действует с учетом оговорки (т.е. применяется новая норма). В отношениях же с государствами, возразившими против оговор­ки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она не приемлема для государства, сделавшего оговорку)'.

10. Наконец, в соответствии с заявлением МИД РФ 1992 г. Россия рассматривается в качестве стороны всех действующих международ­ных договоров бывшего СССР. Международные договоры СССР, обязательные для РФ в силу правопреемства, опубликованы в Ведо­мостях Верховного Совета СССР, а также сборниках действующих договоров СССР (последние не являются официальными источни­ками).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]