Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры мчп.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
591.87 Кб
Скачать

13.Пределы применения иностранного права: публичный порядок, императивные нормы в мчп.

Существует ряд ограничений в применении иностранного права, к каковым относятся императивные нормы, публичный порядок.

Императивные нормы Ст. 1192 ГК РФ выделяет две группы импера­тивных норм: 1) являющиеся таковыми «вследствие указания в самих императивных нормах»; 2) относимые к таковым «ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота». В частности, к первой группе норм можно отнести требование об обязательной письменной форме внешнеэкономической сделки (п. 3 ст. 162 ГК РФ). Что ка­сается норм второй группы, то их должен определить суд в конкрет­ном случае. «В европейской доктрине МЧП проводится четкое деление императивных норм на два вида - императивные нормы внутреннего гражданского права и императивные нормы МЧП ». При этом первые применяются лишь в случае, когда они входят в состав применимого права (именно в этом смысле термин «императивные нормы» употребляется в ст. 422 ГК РФ), в то время как вторые подлежат применению независимо от применимого права. Императивные нормы международного частного права принято именовать сверхимперативными. Такие нормы «действуют независимо от коллизионных правил, практически устраняя их применение». Помимо п. 3 ст. 162 и ст. 208 ГК РФ автор относит к сверхимперативным нормам положения п. 3. ст. 1 ГК РФ -о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ1.

Различие между императивными и сверх­императивными нормами на примере российского законодательства. «Статья 198 ГК РФ... гласит, что сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Други­ми словами, данная норма носит строго императивный характер... Однако если стороны гражданских правоотношений своим соглаше­нием избирают применимое право, в котором установлены иные сроки исковой давности, чем в российском законодательстве, то такое соглашение не рассматривается как недействительное, а является проявлением автономии воли сторон». К сверхимперативным нормам относится также правило п. 2 ст. 414 КТМ РФ об ответственности перевозчика: «Стороны договора, пре­дусмотренного Кодексом, могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по данному договору... наличие такого соглашения не может повлечь за собой устранение или уменьшение ответственности, которую в соответ­ствии с настоящим Кодексом перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или поврежде­ние груза и багажа либо просрочку их доставки».

В соответствии с п. 2 ст. 1192 ГК РФ при применении права какой-либо страны суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего примене­нию права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения. Таким образом, при разрешении дел суды должны принимать во внимание не только сверхимперативные нормы российского законо­дательства, но также сверхимперативные нормы права иностранных государств, имеющих тесную связь с отношением сторон.

Следует учитывать то обстоятельство, что помимо императивных норм гражданского права существуют нормы таможенного, валютно­го, налогового законодательства. Публично-правовая природа этих норм принципиально отличает сферу и принципы их действия от действия норм международного частного права. Указанные публич­ные нормы тесно связаны с экономической политикой соответству­ющего государства, не носят трансграничного характера и по общему правилу не могут применяться зарубежными судами, хотя зачастую оказывают определяющее влияние на регулирование частноправовых отношений.

В зарубежной доктрине к императивным нормам международного частного права относят: 1) правила, которые связаны с защитой опре­деленных социальных групп или национальной экономической системы, 2) нормы, которые возникают как результат государственного вмеша­тельства в контракты3, 3) нормы касающиеся защиты потребителей и тд. В целом же отношение большинства стран общего права (соттоп 1гт'), таких как Англия, Австралия, состоит в том, что императивная норма не должна применяться, если она не является частью права страны суда или права, избранного применимым к договору2.

Ряд императивных норм принято именовать международными императивными нормами, то есть нормами универсального применения - это запрет рабства, проституции, карточных долгов и пр. Они активно применяются в деятельности международных коммерческих арбитражей.

Термин «императивные нормы» употребляется в нескольких зна­чениях. Во-первых, в смысле ст. 422 ГК РФ (императивные нормы внутреннего гражданского права России), которые, как известно, действуют лишь в системе российского права, когда оно признано применимым. Во-вторых, в смысле ст. 1192 ГК РФ - те нормы гражданского права РФ, которые действуют всегда, независимо от того, является ли российское право применимым или нет (импера­тивные нормы международного частного права или сверхимперативные нормы). В-третьих, международные императивные нормы - некие общие для международного сообщества императивные прави­ла, содержащиеся в законодательстве значительного числа госу­дарств, а также императивные нормы международных соглашений.

Публичный порядок В статье 1193 ГК РФ содержится правило, согласно которому «иностранная правовая норма в исключительных случаях не приме­няется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федера­ции; в этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права. При этом отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии пра­вовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономи­ческой системы РФ». Правило о публичном порядке содержит также СК РФ. Согласно ст. 167 Кодекса «нормы иностранного семейного права не применя­ются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае применяется законодательство РФ». Оговорка о публичном порядке возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания»1.

На практике обращение к публичному порядку происходит в ис­ключительных случаях, особенно в том, что касается договорных отношений. За рубежом к публичному порядку обращаются в случаях, когда речь идет о конфискации без должной компенсации, контрабандных дого­ворах, подкупе должностных лиц, обходе императивных норм иност­ранного права, например правил валютного законодательства, а также в вопросах семейного и наследственного права, например в отношении допустимости развода на основании одностороннего волеизъявления мужа (репудиация), признания полигамных браков. В отечественной литературе высказано мнение о возможности применения правил о публичном порядке к так называемым форвард­ным сделкам (Форвардная сделка состоит в покупке одной стороной у другой сто­роны иностранной валюты, но с отсрочкой исполнения договора. Предметом сделки является уплата сумм одной из сторон по результатам колебаний курса валют на валютном рынке.).

Следует заметить, что суд не может применить доктрину иност­ранного публичного порядка. Иными словами, для суда не существует понятия «иностранный публичный порядок», и суд может опереться лишь на публичный порядок своего государства.

Российский закон обращает внимание на исключительность приме­нения оговорки о публичном порядке, поскольку частое обращение к ней судов может привести к отрицанию применения иностранного права вообще. Помимо понятия «публичный порядок» выделяют категорию «международный публичный порядок». Предполагается, что, в отли­чие от публичного порядка страны суда (который защищает право­порядок только страны суда, и судьи никогда не применяют нормы публичного порядка других стран), международный публичный по­рядок носит трансграничный характер, а следовательно, его целью является защита определенных международных ценностей. Часто концепция международного публичного порядка используется в прак­тике международных коммерческих арбитражей для обоснования необходимости соблюдения некоторых запретов согласно тем или иным национальным законам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]