Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры мчп.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
591.87 Кб
Скачать

21.Коллизионные вопросы вещных прав: конкуренция вещного и обязательственного статутов, возникновение и защита вещных прав.

Важно правильно определять какие права относятся к вещным, а какие – к обязательственным. Момент перехода пр.соб-сти:ст.1206ГК-возникновение и прекращ .вещ. прав подчиняется пр. страны,где имущ нах-сь в момент соверш-я юр. факта, влекущего возникн/прекращ. прав. Т.О.возникн.-я вещн. Прав подчин. Вещн. Статуту Lex reisite (отд. Привязка). Риски явл. Самост.вопрос. отл-ым от перехода пр. соб-сти-подчин.обязательственноьу статуту ,т.е пр. применимому к дог.(искл. Ст.1213ГК Дог.в отношении недв-сти подчиняется пр-пу Lex reisite, т.о в данном сл-е вещн. и обяз. статуты сливаются).

11. Применение иностранного права в мчп: территориальное и экстратерриториальное действие права, концептуальный подход к иностранному праву.

Общим основанием применения иностранного права являются положения законодательства, которые допускают действие на своей территории иностранных законов. В соответствии со ст. 1186 ГКРФ основаниями применения иностранного права в РФ являются: 1) меж­дународные договоры РФ; 2) законы РФ; 3) обычаи, признаваемые к России. Обязанность российских судов руководствоваться нормами права иностранных государств предусмотрена также процессуальным законодательством (ст. 11 ГПК РФ, ст. 13 АПК РФ). Так, согласно п. 5 ст. 13 АПК РФ нормы иностранного права применяются в соот­ветствии с международным договором РФ, федеральным законом, соглашением сторон. В основе признания и допущения действия на территории госу­дарства норм иностранного частного права лежит принцип наи­более эффективного и справедливого регулирования общественных отношений. Допуская применение иностранных правовых норм, «право одной страны наделяет их таким же юридическим значением, которое они имеют в рамках их собственной правовой системы»3. Интересной позиции по поводу применения иностранного права придерживается В. Венглер, по мнению которого «современное между­народное право исходит из того, что если бы государство претендовало на применение своих собственных законов ко всякому обще­ственному отношению, независимо от того, связано ли такое отно­шение с территорией данного государства или нет, это бы очевидно рассматривалось как нарушение международного публичного права»1.

Экстерриториальное действие частноправовых и публично-правовых норм

Государство допускает действие на своей территории норм ино­странного частного права, поскольку частное право не связано с политикой государства и действие иност­ранных частноправовых норм не наносит ущерба государственному суверенитету и безопасности. Экстеррит. эффектом, то есть способ­ностью действовать на территории другого государства, обладают лишь частноправовые нормы. Государство по общему правилу не допускает действия на своей территории норм иностранного публич­ного права – администр., уг., налог., процесс-ого, и права, основанные на таких нормах, как правило, не пользуются исковой защитой за рубежом. Некоторые из публично-правовых норм все же обладают экстеррит. эффектом. Проблема выявления круга таких публично-правовых норм решается при­менительно к конкретной ситуации. К числу норм публичного права, которые могут не только учиты­ваться, но и применяться судами к существу спора, принято относить нормы, запрещающие «золотые» оговорки, валютные предписания, нормы антитрестовского законодательства, а также нормы, запреща­ющие экспорт исторических и культурных ценностей. При этом воз­можность экстеррит. применения публично-правовых норм не распространяется на нормы налогового и таможенного законода­тельства3. Нормы некоторых договоров о ПП позволяют судам при исполнении иностранных судебных поручений применять процессуальное законодательство (т.е. публичное право) запрашивающего государства (например, ст. 8 Конвенции СНГ о ПП по гражданским, семейным и уголовным делам). Среди стран континентальной Европы близкая системе общего права действует концепция, где бремя доказывания норм иностранного права возлагается на стороны. Вместе с тем француз­ский суд может и самостоятельно применить иностранное право, если оно ему известно, в то время как английский суд ограничен представ­ленными ему доказательствами. В соответствии с континентальной традицией в российском суде иностранное право рассматривается как правовая категория, а не как обстоятельство, подлежащее доказыванию сторонами. Соответствен­но именно суд должен предпринять меры к установлению его содержания. При этом устанавливать содер­жание иностранного права приходится не только суду, третейскому суду, но и другим органам, которые в соответствии с законодатель­ством управомочены его применять (например, нотариусы, органы ЗАГС).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]