Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
095862_046D1_vasilev_e_a_otv_redaktor_zayceva_v....doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
3.18 Mб
Скачать

§ 2. Основные условия применения исковой давности

1. Исковая давность распространяется на все гражданские правоотношения, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе. К ним относятся, в частности, некоторые исковые требования государства. Во Франции сроки исковой давности не применяются к отдельным искам государства, в США — к искам федерального правительства и т. д.

В странах английской и американской систем права положения об исковой давности не применяются в отношении требований об исполнении в натуре, расторжении договора из-за сообщения ложных фактов и некоторых иных основанных на праве справедливости требований, для которых законом не установлены сроки исковой давности (отдельные отношения из договора купли-продажи, фрахтования и др.). Предъявление исков по таким правоотношениям в принципе не ограничивается сроком. Однако суды Англии и США руководствуются так называемой доктриной «лэчис» (laches нерадивость, нераспорядительность), по которой суд, исходя из оценки конкретных обстоятельств, может отказать в иске по мотивам необоснованной задержки в предъявлении исковых требований, рассматривая ее как отказ от требований или действие, наносящее существенный ущерб должнику.

Нормы о давности носят императивный характер, и стороны не могут в договорном порядке исключить действие давности, удлинить ее срок или иными способами отягчить ее условия для должника (ст. 2220 ФГК; § 225 ГГУ; ст. 141 ШОЗ). В случае включения в договор такого рода условий они считаются недействительными. Вместе с тем в гражданском праве Франции, ФРГ, Англии и США допускается установление в договоре сокращенных сроков давности.

Нормы об исковой давности рассматриваются как относящиеся

189

преимущественно не к регулированию выполнения самого гражданского обязательства, а к защите права путем предъявления иска при невыполнении обязательства другой стороной. Из этой концепции вытекают два важных юридических последствия.

Нормы о давности подлежат применению только по инициативе должника, который может отказаться от этого средства защиты. Суд не вправе возбудить вопрос об истечении давности и применить нормы о давности по своей собственной инициативе (т. е. ех officia). В такой пассивности суда проявляется принцип диспози-тивности и состязательности гражданского процесса, согласно которому пользование материальными правами и процессуальными средствами их защиты является исключительно делом самих тяжущихся сторон.

Для должника исключается возможность требовать применения норм об исковой давности к обязательствам, выполненным им в период, когда этот срок уже истек. По прошествии срока давности кредитор не может защищать свое право в исковом порядке, но само право не считается погашенным, а продолжает существовать. Поэтому платеж или иное удовлетворение требования кредитора не является лишенным основания, а представляет собой исполнение обязательства. И должник, осуществив его, считается отказавшимся от имевшегося у него средства защиты, что исключает дальнейшее требование о реституции исполненного как недолжно уплаченного и т. д.

2. Исковая давность рассматривается в странах романо-герман-ской правовой семьи как институт материального права, а в странах английской и американской правовых систем — как институт процессуального права. Это различное понимание давности порождает важные юридические последствия.

В странах романо-германской правовой семьи арбитраж или суд обязаны применять нормы об исковой давности, которые содержатся в той национальной системе права, которая подлежит применению к регулированию отношений в силу условий договора или коллизионной нормы. Практически это означает применение норм о давности, имеющихся либо в национальном праве страны арбитража или суда, либо в иностранном праве.

В странах английского и американского права арбитраж или суд, рассматривая исковую давность как сферу процессуально-правовых отношений, применяют к ее регулированию во всех случаях нормы своего национального права. Это обусловлено тем, что, согласно общепринятой доктрине международного частного права, в отношении вопросов процессуального порядка всегда подлежит применению законодательство той страны, в которой рассматривается спор, или, иначе говоря, закон суда (lex /on). Процессуально-правовая квалификация исковой давности исключает, таким образом, применение в арбитраже или суде норм об исковой давности иностранных государств, если даже к отношениям сторон из договора подлежит применению иностранное право.

190