Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otechestvennaya_istoria.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
1.83 Mб
Скачать

5.3. Российская империя в 1801-1855 гг.

5.3.1. Попытки общественно-политической модернизации страны в годы царствования Александра I

12 марта 1801 г. стало днем вступления на российский пре­стол Александра I. Став императором в результате дворцового переворота и насильственного устранения Павла I, Александр сразу заявил об отказе следовать политическому курсу своего отца. Два­дцатитрехлетний царь пошел навстречу чаяниям дворянства и в Манифесте о своем восшествии на престол заверил, что будет пра­вить «по законам и сердцу» Екатерины II. Многочисленные указы демонстрировали решимость Александра руководствоваться прин­ципом законности. В течение 1801 г. была объявлена амнистия лиц, пострадавших и гонимых при Павле I, были восстановлены в пол­ном объеме екатерининские Жалованные грамоты дворянству и го­родам. Тогда же Александр I упразднил Тайную канцелярию.

Подготовка преобразований сосредоточилась в Негласном ко­митете - кружке личных друзей императора, в который входили П. А. Строганов, В. П. Кочубей, А. Чарторыйский, Н. Н. Новосиль­цев. Действуя неформально и не имея статуса официального госу­дарственного учреждения, Негласный комитет обсуждал перспек­тивы конституционных реформ государственного строя, проекты освобождения крестьян.

Признавая очевидную несовместимость крепостничества и демократических институтов управления, участники заседаний Ко­митета в то же время учитывали базисную роль крепостного права в сельском хозяйстве и российской экономике в целом. После дли­тельных дебатов в рамках решения крестьянского вопроса были приняты два законодательных акта. Законом от 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам разрешалось при­обретать незаселенные земли, что подрывало дворянскую монопо­лию на землевладение. 20 февраля 1803 г. был утвержден указ «О вольных хлебопашцах», который позволил помещикам освобож­дать крестьян из крепостной зависимости с наделением их землей за денежный выкуп. Рекомендательный характер этого указа обу­словил его низкую результативность: за весь период александров­ского царствования всего 47 тысяч (не более 0,5%) крестьян полу­чили свободу, став «вольными хлебопашцами».

В области государственного управления важнейшим преобра­зованием первых лет правления Александра I стала реформа орга­нов центральной исполнительной власти. С петровских времен в России существовала система коллегий, которые уже к концу XVIII в. выполняли свои задачи крайне неэффективно. Учитывая • иностранный (прежде всего французский) опыт, российские власти пошли на упразднение коллегий и учреждение в 1802 г. мини­стерств - органов центральной исполнительной власти, возглав­ляемых министрами и действующих на основе принципа не колле­гиальной, а персональной ответственности. Изначально были соз­даны 8 министерств - военное, морское, иностранных дел, юсти­ции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвеще­ния, а также Государственное казначейство на правах министерст­ва. С 1802 г. был изменен статус Сената, который стал высшим су-дебно-административным органом империи. В целом преобразова­ния, подготовленные силами Негласного комитета, носили поверх­ностный и ограниченный характер, подчеркивая «просвещенность» российского абсолютизма.

С 1807 г. особый авторитет в окружении Александра I приоб­рел статс-секретарь М. М. Сперанский (1772-1839 гг.) - выходец из семьи сельского священника, человек выдающихся административ­ных способностей, убежденный сторонник либерально-конституци­онных идей. В 1809 г. Сперанский подготовил проект государствен­ных преобразований «Введение к Уложению государственных зако­нов». В основу проекта был заложен признанный в юридической мысли того времени принцип разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную. Законодательную власть Сперан­ский предлагал предоставить выборной Государственной думе. Цен­тральную исполнительную власть предполагалось оставить за мини­стерствами, судебную - за Сенатом. Для координации законода­тельной, судебной и исполнительной властей и для их связи с выс­шей властью - императором - предусматривалось создание Госу­дарственного совета. В соответствии с проектом Сперанского, царь оставался вершиной властной иерархии в России: только его реше­нием окончательно утверждались законы, одобренные Государст­венной думой и Государственным советом.

Проект государственных преобразований М. М. Сперанского был крайне критически воспринят правящими кругами и россий­ским дворянством. Александр I и его окружение категорически не приняли идею народного представительства, которое, с их точки зрения, вело к ограничению самодержавия. Своеобразным «рупо­ром» для консервативно настроенного дворянства стала знаменитая записка Н. М. Карамзина «О древней и новой России», появившая­ся в 1811 г. и отстаивавшая непреходящую ценность абсолютной монархии как единственно возможной формы власти в России. В результате проект учреждения представительной Государственной думы был безоговорочно отвергнут.

1 января 1810 г. в Петербурге торжественно открылось пер­вое заседание Государственного совета - высшего совещательного органа при императоре. Членами Совета стали министры и высшие сановники, назначаемые по личному выбору царя.

Для обеспечения системы управления квалифицированными кадрами еще в 1809 г. вышел указ, предписывавший всем чиновни­кам экзаменоваться на соответствие определенному образователь­ному уровню либо предъявить диплом об окончании соответст­вующего учебного заведения. В том же 1809 г. Сперанский настоял на утверждении указа, предписавшего придворным чинам избрать какую-либо государственную службу. Естественной реакцией при­дворных кругов и дворянства стало крайнее озлобление против Сперанского. Его называли «выскочкой», против него плелись ин­триги. В 1812 г. по ложному обвинению в государственной измене М. М. Сперанский был отставлен от всех постов и отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Процесс реформирования крепостнической системы и полити­ческая либерализация гораздо более успешно шли в северных и се­веро-западных регионах Российской империи. Еще в 1804 г. Специ­альный Лифляндский комитет под руководством В. П. Кочубея раз­работал «Положение о лифляндских крестьянах». В соответствии с ним запрещалась продажа крепостных крестьян без земли. Позднее помещичьи крестьяне получили личную свободу: в Эстляндии - в 1816г., в Курляндии-в 1817г., в Лифляндии в 1819г. Земля оста­валась у помещиков, но крестьяне могли ее покупать или арендо­вать, отрабатывая за аренду определенный объем повинностей.

После присоединения к Российской империи в 1809 г. Велико­го княжества Финляндского оно получило значительные права ав­тономии и сохранило представительный орган управления - сейм. По окончании войны с наполеоновской Францией в состав России вошло Царство Польское. В 1815 г. Александр I даровал Польше конституцию, внушив общественности уверенность, что в ближай­шем будущем конституционное устройство будет введено и в Рос­сии. 1818 г. ознаменовался принятием «Устава образования Бесса­рабской области», имевшего конституционный характер.

По поручению Александра I в 1818-1819 гг. Н. Н. Новосиль­цев разработал проект конституции для России под названием «Ус­тавная грамота Российской империи». Документ был составлен с учетом наиболее актуальных и признанных тогда государственно-политических идей. Проект основывался на принципе разделения властей, предусматривал ограничение самодержавной власти пред­ставительным органом, равенство граждан перед законом, федера­тивное государственное устройство. «Уставная грамота...» Ново­сильцева не была обнародована, поскольку Александр I по-прежнему отвергал возможность ограничения абсолютной монар­хии и находился под сильным впечатлением революционных собы­тий в Европе (революций в Испании и Италии, войны за независи­мость в Греции).

В тот же период 1818-1819 гг. и тоже по поручению импера­тора его ближайший советник генерал А. А. Аракчеев занимался подготовкой проекта освобождения крепостных крестьян. Аракчеев предложил выкупать из крепостной зависимости крестьян из по­мещичьих имений, поступавших в продажу. Освобожденные кре­стьяне должны были получить земельный надел из расчета 2 деся­тины на душу. Поскольку выкуп предполагалось вести за счет го­сударственных средств, проект был признан чрезмерно обремени­тельным для бюджета, а его реализация растянулась бы на неопре­деленный срок (до 200 лет). Как и предыдущие реформаторские предложения, проект Аракчеева не был обнародован.

Последнее десятилетие царствования Александра I характери­зовалось усилением консервативно-реакционных тенденций, отка­зом от попыток либерально-конституционного переустройства. По мнению историков, это было обусловлено сопротивлением правя­щей бюрократии, дворянского сословия, а также личной боязнью императора вызвать социальные возмущения.

Среди советников Александра I наибольшим влиянием на им­ператора пользовался граф А. А. Аракчеев (1769-1834 гг.), военный деятель, выдвинувшийся еще в правление Павла I, демонстриро­вавший безусловную преданность Александру. С 1810 г. Аракчеев возглавлял департамент военных дел Государственного совета и пользовался безграничным доверием царя. Единственным средст­вом укрепления российского самодержавия Аракчеев считал со­вершенствование и развитие централизованной бюрократической системы. Политика реакции и полицейского деспотизма в 1815-1825 гг. по имени ее главного исполнителя была названа «аракче­евщиной».

Одним из самых ярких проявлений «аракчеевщины» стали так называемые военные поселения. С конца XVIII в. достаточно остро стояла проблема удешевления содержания массовой армии в мир­ное время. Впервые к идее военных поселений обратился Павел I. Александр I еще до Отечественной войны 1812 г. предпринял пер­вые опыты по их устройству. Военные поселения - это система ор­ганизации войск, при которой военная служба совмещается с заня­тиями сельским хозяйством. Систематическое насаждение военных поселений в России началось в 1815-1816 гг., особенно активно -после назначения их Главным начальником А. А. Аракчеева.

Военные поселения занимали большую часть казенных земель Новгородской, Петербургской, Могилевской, Харьковской губер­ний. Солдатские полки расквартировывались по деревням, в кото­рых мужчины с 18 до 45 лет переводились на положение военных поселян. Под командованием офицеров солдаты и военные поселя­не обучались военному делу и занимались сельскохозяйственными работами. Предполагалось, что таким образом удастся комплекто­вать армию за счет прироста военных поселян и прокормить ее без дополнительного финансирования. На практике внедрение этой системы привело к резкому падению боеспособности войсковых частей и снижению хозяйственной эффективности в районах воен­ных поселений.

Произвол и жестокость военного начальства, запрет военным поселянам свободно торговать и общаться с внешним миром, раз­рушение традиционного уклада сельской жизни неизбежно вызы­вали крестьянские восстания. Однако Александр I продемонстри­ровал готовность и далее насаждать военные поселения: «Они бу­дут, даже если придется уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова». В целом на положение военных поселений до конца алек-сандро'вского царствования было переведено около трети всей чис­ленности армии.

Как отмечали современники, примерно с 1820 г. Александр I стал довольно безразлично относиться к вопросам государствен­ной жизни. Император обнаруживал склонность к религиозному мистицизму, что противоречиво уживалось с увлечением военными смотрами и парадами, с жаждой путешествий по России и за границей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]