Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов....doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
5.12 Mб
Скачать

4.3. «Сопутствующие» преступления адвокатов или преступления адвоката-соучастника

4.3.1. Общая характеристика

Как уже было отмечено, «сопутствующим» адвокатским преступлением может быть фактически любое из предусмотренных Особенной частью уголов­ного закона, в совершении которого адвокат принимает участие как пособник, а равно как подстрекатель, организатор, а в дополнении ко всему, иногда и как соисполнитель (виды соучастников — ст. 33 УК РФ. См. 4.3.2 - 4.3.4). Привле­чение адвоката к ответственности становится возможным, исходя из правила ч. 4 ст. 34 УК РФ, в соответствии с которым лицо, не являющееся специальным субъектом какого-либо преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ, но участвовавшее в его совершении, несет ответственность именно в каче­стве организатора, подстрекателя или пособника. Чаще всего в практике адво­кат в сопутствующем преступлении исполняет роль пособника.

Эти обстоятельства лишают всякого смысла попытки перечислить и опи­сать все сопутствующие адвокатские преступления. На наш взгляд, следует ос­тановиться только на тех из них, которые чаще всего встречаются на практике, наиболее общественно опасны и являются носителями специфических законо­мерностей, присущих всем «сопутствующим» адвокатским преступлениям.

Исследования показали, что если исходить из зависимости между харак­теристикой типичных посягательств и выделенными нами типами защитников (см. гл. 3.2), то чаще всего сопутствующие адвокатские преступления совер­шаются «вовлеченными» защитниками и их, условно говоря, антиподами — «коррумпированными» защитниками. Хотя в ходе настоящего исследования не раз отмечалось, насколько много общего у этих типов в средствах и методах незаконной защиты, в личностных качествах. Кроме того, не исключено, что «вовлеченный» адвокат одновременно может быть и «коррумпированным». В пораженных язвой коррупции отдельных правоохранительных подразделениях такое встречается сплошь и рядом.

В общем плане наиболее типичными сопутствующими преступлениями для «вовлеченных» защитников, членов организованных преступных формиро­ваний, например банд (ст. 209 УК РФ), преступных сообществ (ст. 210 УК РФ), будут те преступления, которые входят в базовую и вспомогательную виды криминальной деятельности соответствующей преступной группы или органи­зации255.

Так, например, если организованная преступная группировка в качестве базовой деятельности промышляет незаконным таможенным оформлением, ре­гистрацией и продажей ввезенных в Россию иномарок, эта деятельность явля-

Здесь мы основываемся на классификации видов преступной деятельности в структуре криминаль­ной деятельности любого ор га ниш на иного преступного формирования базовая, вспомогательная, побочная И нетипичная. См ЯГпиков НЛ. Расследование организованной преступной деятельности --М,2002 —С 50. j

180

ется главным средством ее преступного обогащения, то вспомогательной, обес-печивающей преступной деятельностью является дача взяток работникам та-М0женных органов, иные коррупционные преступления (подкуп работников ГИБДД' подделка и подлог документов и т.п.). Особенно нуждается в «вовле­ченных» адвокатах организованная экономическая, коррупционная преступ­ность. Реже такого адвоката содержат преступные группы, промышляющие на­сильственными и корыстно-насильственными преступлениями (разбои, грабе­жи, бандитизм и др.).

«Вовлеченный» адвокат как активный соучастник преступлений базовой и вспомогательной группы хорошо знает механизм соответствующей преступ­ной деятельности, правовую регламентацию соответствующих сфер экономики и управления, лично знаком с руководителями ОПГ (ОПС), является частью мозгового центра преступного формирования.

Он обычно содействует преступникам на всех стадиях преступлений, но особенно значима его роль в подготовке посягательств и сокрытии их следов. Опытные преступники, готовя свои наиболее изощренные, сложные по меха­низму преступления обязательно советуются с таким адвокатом. Участвуя в подготовке посягательств, «вовлеченный» защитник заранее советует наименее опасный способ его совершения, рекомендует, как сокрыть следы, добиться от­сутствия свидетелей, организовать инсценировку, создать ложное алиби и т.д.

Особенно высока степень опасности участия «вовлеченного» адвоката в сложных экономических преступлениях. Широко известно, что составы пре­ступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) характеризуют­ся сложной конструкцией, повышенной бланкетностью, неоднозначностью в квалификации, а в практическом применении многие из них просто «мерт­вы»256.

Грамотный анализ уголовно-правовой и криминалистической характери­стики большинства этих преступлений показывает преступникам эффективные способы ухода от уголовной ответственности, иногда просто путем использо­вания недостатков, «узких мест», «лазеек» законодательства.

Приведем типичный пример: в конструкции состава преступления/пре­дусмотренного ст. 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в ино­странной валюте», субъект сформулирован как специальный — руководитель организации. То есть если необходимые документы о преступном вывозе капи­тала за рубеж подписал не руководитель, а любой другой сотрудник организа­ции (заместитель, главный бухгалтер и др.), то деяние становиться не преступ­ным. Налицо ошибка законодателя, недостаток конструкции нормы257. Но дос­таточно «вовлеченному» адвокату, знающему эту особенность квалификации преступного невозвращения, дать совет руководителю, планирующему престу-

См , например: Буркоеская В., Истомин А., Устинова Т., Четвертакова Е. Состояние уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности (по материалам Ученого Совета НИИ укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ) // Уголовное пра­во — 2001,— №2. — С. 39-46.

" Заметим, что далеко не eceijia использование юристом «узких» мест, недостатков закона является нарушением Часто это даже вполне «легальный» способ ухода от ответственности. Но он обычно сопряжен и С правонарушениями Поэтому мы позволим себе привести ниже пример такой работы юриста

181

пление, чтобы он лично не подписывал внешнеэкономический контракт, пас­порт сделки и другие документы, а поручил это любому подчиненному либо специально под контракт создал «фирму-однодневку», то он уже тем самым, по существу, уберег этого руководителя от уголовной ответственности258. К слову сказать, признак «руководителя организации» резко ограничивает применение еще целого ряда составов экономических преступлений (ст. 176, 177, 195-197 УК РФ и др.).

Характерно, что для организованных преступных формирований в каче­стве «вовлеченного» желателен именно адвокат, а не юрист любой другой про­фессии. Адвокат — он и юридический консультант, и практик, в любой момент имеющий возможность вступить в дел» в качестве защитника изобличенного члена группировки, и информатор, который 8 силу статуса и связанных с ним полномочий может быть в курсе дел правоохранительных подразделений.

«Коррумпированные» адвокаты чаще всего совершают сопутствующие преступления против интересов правосудия (гл. 31 УК РФ). Отметим, что речь идет не о тех основных адвокатских преступлениях, которые уже описаны в предыдущих главах работы, а о составах, в конструкции которых адвокат не может быть специальным субъектом, исполнителем преступления. Так, адвокат не может быть исполнителем (соисполнителем) в привлечении невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ). Но, исходя из правила ч. 4 ст. 34 УК РФ, соучастниками этого опасного преступления, в форме подстрекателей и пособников, недобросовестные адвокаты могут быть признаны и становятся довольно часто (см. далее —гл. 4.4.1).

Недобросовестные адвокаты всех выделенных нами групп часто совер­шают соучастие в должностных преступлениях (гл. 30 УК РФ). Например, ад­вокат для своего знакомого судьи становится постоянно действующим посред­ником, точнее соучастником, во взяточничестве (ст. 33 и ч. 1 ст. 290 УК РФ и др.; см. гл. 4.2.16) или содействует недобросовестному следователю в служеб­ном подлоге документов (ст. 33 и 292 УК РФ) и т.п.

Проведем краткий уголовно-правовой анализ соучастия, применительно к сопутствующим адвокатским преступлениям. Соучастием в преступлении при­знается умышленное совместное участие двух или более лин в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК РФ). Таким образом, соучастие в неос­торожном преступлении невозможно.