Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
M_SALVIA_DOC / Prot_1_st_1.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
420.86 Кб
Скачать

II. Органы законодательной власти

----------Толкование----------

9. Проведение свободных выборов должно иметь целью назна­чение членов органов законодательной власти. Это выражение предусматривает не только палаты, составляющие национальный Парламент (по общему правилу, Палату депутатов и Сенат), но также территориальные и представительные органы, которые в соответствии с конституционным устройством Государства на­делены законодательными полномочиями, как, например, в феде­ральных Государствах.

Дело так же обстоит в отношении Европейского Парламента, полномочия которого были расширены и который участвует с тех пор в законодательном процессе, затрагивающем различные Госу­дарства — члены Союза.

10. Понятие «органов законодательной власти». «Статья 3 применяется только к выборам органов законодательной власти или, по меньшей мере, к одной из палат, если они насчитывает две и бо­лее палаты (...). Слова "органы законодательной власти" не обяза­тельно предполагают, однако, только национальный парламент; их следует толковать в зависимости от конституционного устройства рассматриваемого Государства» (Mathieu-Mohin & Clerfayt,53).

11. Свободные выборы. Органы законодательной власти. По­нятие. Обязанности транснациональной организации, связанные с выборами в Парламент. «Суд неоднократно заявлял, что Конвен­ция является действующим документом, который должен толковать­ся в свете условий сегодняшнего дня. Простой факт, что орган не был предусмотрен составителями Конвенции, не должен препятст­вовать хождению этого органа в сферу применения Конвенции. В той мере, в какой Договаривающиеся Государства организуют об­щие конституционное или парламентское устройства посредством международных договоров, Суд должен учитывать, чтобы толковать Конвенцию и Протоколы к ней, структурные изменения, осуществ­ленные этими взаимными соглашениями» (Matthews, 39).

12. Свободные выборы. Понятие ((органов законодательной власти". "Суд напоминает, что слова "органы законодательной вла­сти" не обязательно предполагают, однако, только национальный парламент; их следует толковать в зависимости от конституционно­го устройства рассматриваемого Государства» (Matthews, 40).

13. Свободные выборы. Органы законодательной власти. Вы­боры в Европейский Парламент. «Допустить аргумент (...), в соот­ветствии с которым сфера деятельности Европейского Парламента не подпадает в сферу применения статьи 3 Протокола № 1, означало бы риск сделать не действующим одни из основополагающих инст­рументов, позволяющих сохранить "подлинно демократический по­литический режим"» (Matthews, 43).

14. Свободные выборы. Органы законодательной власти. Ев­ропейский Парламент. «При решении вопроса о том, в целях ста­тьи 3 протокола № 1, должен ли Европейский Парламент рассматри­ваться как орган законодательной власти Гибралтара или как часть этого органа, Суд должен учитывать природу sui generis Европей­ского Сообщества, которое не следует модели более или менее стро­гого разделения властей между исполнительными и законодатель­ными органами, существующей во многих Государствах. Так, законодательный процесс внутри Европейского сообщества предпо­лагает участие Европейского Парламента, Совета и Европейской Комиссии» (Matthews, 48).

15. Свободные выборы. Органы законодательной власти. Критерий, применяемый для толкования. «Суд должен следить за тем, чтобы "подлинно демократический политический режим" су­ществовал в Государствах, в которых применяется Конвенция, и в этом контексте он должен принимать во внимание не только строго законодательные полномочия данного органа, но также роль, кото­рую играет последний во всем законодательном процессе» (Mat­thews, 49).

16. Свободные выборы. Органы законодательной власти. Ев­ропейский Парламент. Развитие компетенции. «После заключе­ния Маастрихского договора полномочия Европейского Парламента больше не квалифицируются как полномочия по "обсуждению и контролю". Отмена этих терминов должна рассматриваться как свидетельство того, что Европейский Парламент не является больше чисто консультативным органом, а стал органом, призванным играть решающую роль в законодательном провесе сообщества. Изменение статьи 137 договора СЕ должно, тем не менее, считаться больше, чем указанием намерения авторов Маастрихского договора. Именно рассматриваемая действительные полномочия Европейского Парла­мента в контексте всего законодательного процесса, действующего в Европейском Сообществе, Суд может определить, действует ли Ев­ропейский Парламент как "орган законодательной власти"» (Mat­thews, 50).

17. Свободные выборы. Органы законодательной власти. Роль Европейского Парламента. «Роль Европейского Парламента в за­конодательном процессе сообщества зависит от обсуждаемых во­просов.

Когда речь идет о принятии регламента или директивы в рамках консультационной процедуры (например, в соответствии со статья­ми 99 или 100 Договора ЕС), может иметь место, следуя рассматри­ваемой норме, обязанность консультации с Европейским Парламен­том. В подобном случае Европейский Парламент играет лишь ограниченную роль. Если договор ЕС требует, чтобы была проведе­на процедура, предписанная статьей 189 С, единогласный совет мо­жет выйти за пределы заключения, сформулированного Европей­ским Парламентом по этому вопросу. Там, где договор ЕС требует, чтобы была проведена процедура, предписанная статьей 189 В, Со­вет не может принять какую-либо меру против воли Европейского Парламента. Наконец, там, где используется процедура "соот­ветствующего заключения" (предусмотрена п. 1 статьи 138 В дого­вора ЕС), в частности, при присоединении новых Государств-членов и при заключении определенных видов международных соглаше­ний, требуется согласие Европейского Парламента для принятия ме­ры.

Помимо этого участия в принятии законодательных норм Евро­пейский Парламент наделен полномочиями, связанными с образова­нием и смещением Европейской Комиссии. Он также обладает пол­номочием по выражению вотума недоверия Комиссии, которое может привести к тому, что члены последней должны коллективно оставить выполнение своих функций (ст. 144); назначение членов Европейской Комиссии подчинено одобрению со стороны Европейского Парламента (ст. 158); бюджет сообщества не может быть при­нят без согласия Европейского Парламента (ст. 203); Европейский Парламент освобождает Европейскую Комиссию от исполнения бюджета, что является сферой, в которой он осуществляет кон­трольные полномочия в отношении указанного органа (ст. 206).

Кроме того, хотя Европейский Парламент не обладает формаль­но правом законодательной инициативы, он имеет право предло­жить Европейской Комиссии представить ему предложения по во­просам, которые кажутся ему необходимыми для разработки акта Сообщества (ст. 138 В)» (Matthews, 51).

18. Свободные выборы. Органы законодательной власти. Ев­ропейский Парламент. Институциональный контекст. «Что ка­сается контекста, в котором функционирует Европейский Парла­мент, Суд считает, что этот орган является главным инструментом демократического контроля и политической ответственности в сис­теме сообщества. Легитимированный посредством выборов при прямом всеобщем голосовании, Европейский Парламент должен рассматриваться, какими бы ни были его пределы, как часть струк­туры Европейского Сообщества, которая лучше всего отражает за­дачу по обеспечению внутри последнего "подлинно демократиче­ского и политического режима"» (Matthews, 52).

19. Выборы представителей в Европейский Парламент. Ответст­венность Договаривающейся Стороны (Соединенного Королевства) в рамках территории, подпадающей под ее суверенитет. «Не оспари­вается, что нормы, вытекающие из законодательного процесса со­общества, затрагивают население Гибралтара таким же образом, что и нормы, которые исходят от Палаты местного представительного органа. С этой точки зрения нет никакой разницы между Европей­ским законодательством и внутренним законодательством и никако­го основания считать, что Соединенное Королевство не обязано "признавать" права, закрепленные статьей 3 Протокола № 1, в соот­ветствии с Европейским законодательством так же, как эти права должны "признаваться" в соответствии с внутренним законодатель­ством» (Matthews, 34).

20. Выборы в местные представительные органы. Понятие «органов законодательной власти». Обращение к судебной прак­тике. Особая ситуация в Российской Федерации: Регион Владиво­стока. «В Российской Федерации законодательная власть осуществляется Парламентом (статья 94 Конституции России). Конституция также наделяет такими полномочиями парламенты субъектов Рос­сийской Федерации (статьи 11, 72, 73 и 76). Приморский край явля­ется субъектом Российской Федерации (статья 65). В соответствии со статьей 46 Устава Приморского края единственным представи­тельным и законодательным органом государственной власти При­морского края является Дума Приморского края.

Европейский Суд, однако, отметил, что заявитель жалуется на проведение местных выборов (во Владивостокское муниципальное образование и на пост мэра г. Владивостока). Однако полномочия, которыми наделил закон муниципальное образование и мэра, не сводятся к осуществлению законодательных полномочий по смыслу Конституции Российской Федерации (статья 12) и Устава Примор­ского края (статья 11).

Европейский Суд счел, что полномочия издавать распоряжения и постановления, которыми наделены органы местного самоуправ­ления во многих Государствах должны отличаться от законодатель­ных, на которые содержится ссылка в статье 3 Протокола № 1 к Конвенции, даже несмотря на тот факт, что законодательные полно­мочия могут отводиться не только национальным парламентам» (Cherepkov, Dec.).

21. Право голоса и право выдвигать себя в качестве кандида­та. Отклонение списка по муниципальным выборам. Понятие «органов законодательной власти». Исключение. «Очевидно, что муниципальные советы не участвуют в осуществлении законода­тельной власти и. Следовательно, не образуют часть "органов зако­нодательной власти" в смысле статьи 3 Протокола № 1» (Salleras Llinares, Dec.).

назад

Соседние файлы в папке M_SALVIA_DOC