Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
M_SALVIA_DOC / Prot_1_st_1.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
420.86 Кб
Скачать

II. Философские и религиозные убеждения

----------Толкование-----------

13. Конвенция устанавливает пределы свободы усмотрения, предоставляемой Государству в отношении содержания образова­ния и, следовательно, в сфере программ: речь идет о праве родите­лей на уважение их философских и религиозных убеждений. Таким образом, выполняя свои функции в области образования, Государст­во должно избегать преследования цели пропаганды, которая мо­жет быть рассмотрена как не уважающая философские и религи­озные убеждения родителей.

Однако эта норма не препятствует Государствам распро­странять посредством образования или обучения информацию или знания, имеющие, прямо или косвенно, религиозный или философский характер. Также она не разрешает родителям противостоять ин­теграции подобного образования или обучения в школьную програм­му, без чего любое учрежденное образование подверглось бы риску оказаться не осуществимым.

В соответствии с судебной практикой «убеждением» в целях этой нормы является совокупность взглядов, достигающих опреде­ленного уровня силы, серьезности, последовательности и значимо­сти. Выражение «философские убеждения» предусматривает убеждения, которые заслуживают уважения в демократическом обществе, являются совместимыми с достоинством личности и, кроме того, не противоречат основополагающему праву ребенка на образование. В судебной практике мы не находим определения того, что нужно точно понимать под выражением «религиозные убеж­дения».

14. Уважение убеждений родителей. Объем обязанностей Государства. «Второе предложение статьи 2 возлагает на Договари­вающиеся Государства осуществление совокупности "функций" на английском "any functions", которые они принимают на себя в области обучения и образования, включая ту функцию, которая со­стоит в организации и финансировании государственного образова­ния» (Kjeldsen, BuskMadsen et Pedersen, 50; см. также Campbell et Cosans, 33).

15. Уважение убеждений родителей: позитивная обязан­ность Государства. «Глагол "уважать", как это подтверждает заме­на этим словом глагола "учитывать" во время развития статьи 2, имеет большее значение, чем "признавать" или "принимать во вни­мание"; кроме обязательства, в большей степени негативного, этот глагол возлагает на Государство определенную позитивную обязан­ность» (Campbell et Cosans, 37).

16. Понятие «обучения». «Обучением детей является совокуп­ность способов, посредством которых в любом обществе взрослые пытаются привить более молодым свои верования, обычаи и другие ценности, в то время как образование предусматривает, в частности, передачу знаний и интеллектуальное образование» (Campbell et Соsans, 33).

17. Цель второго предложения статьи 2: защита образова­тельного плюрализма в рамках государственного образования. «Второе предложение статьи 2 имеет целью защиту возможности существования образовательного плюрализма, существенной для охраны "демократического общества", как оно понимается Конвен­цией. В силу значимости современного Государства именно посред­ством государственного образования должна реализовываться эта цель» (Kjeldsen, Busk Madsen et Pedersen, 50).

18. Цель второго предложения статьи 2: защита образова­тельного плюрализма и уважение убеждений родителей. «Второе предложение статьи 2 предполагает (...), что Государство, выполняя функции, принятые на себя в сфере обучения и образования, следит за тем, чтобы информация или знания, фигурирующие в программе, были освещены объективно, с учетом критики и плюрализма мне­ний» (Kjeldsen, BuskMadsen et Pedersen, 53).

19. Уважение предпочтений родителей. «Второе предложение статьи должно читаться в сочетании с первым, которое закрепляет право каждого на образование. Именно с этим основополагающим правом связано право родителей на уважение их религиозных и фи­лософских убеждений, и первое предложение, как и второе, не про­водит различия между государственным и частным образованием» (Kjeldsen, BuskMadsen et Pedersen, 50).

20. Уважение предпочтений родителей: религиозное образо­вание. «Статья 2, которая применяется к каждой из функций Госу­дарства в области обучения и образования, не позволяет проводить различие между религиозным образованием и другими дисциплина­ми. Именно в отношении всей программы государственного образо­вания она предписывает Государству уважать религиозные и фило­софские убеждения родителей» (Kjeldsen, BuskMadsen et Pedersen, 51).

21. Уважение предпочтений родителей: объем обязанностей Государства. «Исполняя возложенную на родителей неотъемлемую обязанность по отношению к детям обеспечивать в первую очередь образование и обучение детей, родители вправе требовать от Госу­дарства уважения их религиозных и философских убеждений. Их право соответствует ответственности, тесно связанной с пользова­нием и осуществлением права на образование» (Kjeldsen, Busk Mad­sen et Pedersen, 52).

22. Понятие «убеждения». «Рассматриваемое отдельно и в своем первоначальном значении, слово "убеждение" не является си­нонимом слов "мнения", "идеи", которые использует статья 10 Кон­венции, гарантирующая свободу выражения мнения; мы находим его во французской версии статьи 9 ( на английском "beliefs "), кото­рая закрепляет свободу мысли, совести и религии. Она применяется к взглядам, достигшим определенного уровня силы, серьезности, последовательности и значимости» (Campbell et Cosans, 36).

23. Понятие «философских убеждений». «Учитывая Конвен­цию в целом, включая статью 17, выражение "философские убежде­ния" предполагает (...) убеждения, которые заслуживают уважения в "демократическом обществе" (...), совместимы с достоинством лица и, кроме того, не противоречат основополагающему праву ре­бенка на образование, причем первое предложение доминирует во всей этой норме» (Campbell et Cosans, 36).

24. Цель, предусмотренная во втором предложении статьи 2 Протокола: она не относится к языковым предпочтениям ро­дителей. «Эта норма возлагает на Государства обязанность уваже­ния, в области обучения или образования, не языковых предпочте­ний родителей, а лишь их религиозных и философских убеждений. Толкование слов "религиозные" и "философские" как охватываю­щих языковые предпочтения было бы равнозначно изменению их первоначального и обычного смысла, а также к присвоению Кон­венции того, о чем она не говорит» (Aff. linguistique beige, (no суще­ству), р. 32, § 6).

25. Цель, предусмотренная во втором предложении статьи 2 Протокола: она не относится к языковым предпочтениям ро­дителей. «Статья 14, даже рассматриваемая совместно со статьей 2 Протокола, не имеет в качестве последствия гарантирование детям или их родителям права на образование, преподаваемое на языке по их выбору» (Aff. linguistique beige, (по существу), р. 35, § II).

26. Программа обучения и уважение убеждений: ответст­венность Государства. «Определение и устройство программы обучения относится по общему правилу к компетенции Договари­вающихся Государств. Речь идет, по большей мере, о проблеме целесообразности, о которой Суд не высказывается и решение которой может законно варьироваться в зависимости от страны и от периода времени. В частности, второе предложение статьи 2 Протокола не препятствует Государствам распространять посредством образова­ния или обучения информацию или знания, имеющие, прямо или косвенно, религиозный или философский характер. Также она не разрешает родителям противостоять интеграции подобного обра­зования или обучения в школьную программу, без чего любое учре­жденное образование подверглось бы риску оказаться не осущест­вимым» (Kjeldsen, Busk Madsen et Pedersen, 53).

27. Сексуальное обучение в школах и уважение убеждений родителей. «На компетентные власти возлагается обязанность тща­тельно следить за тем, чтобы религиозные и философские убежде­ния родителей не столкнулись на этом уровне с неблагоразумием, отсутствием рассудительности или неуместным прозелитизмом» (Kjeldsen, Busk Madsen et Pedersen, 54).

28. Право на образование. Уважение философских и религи­озных убеждений родителей. Уроки сексуального обучения в рам­ках государственной школы. Отказ присутствовать на этих уро­ках. «В данном случае Суд констатирует, что уроки по сексуальному обучению были направлены на предоставление ученикам объектив­ной и научной информации о половой жизни человека, венериче­ских заболеваниях и спиде. Эта брошюра пыталась обратить внима­ние на нежелательную беременность, риск беременности в раннем возрасте, методы контрацепции и болезни, передаваемые половым путем. Речь идет об информации общего характера, представляю­щей общественный интерес, и которая не может рассматриваться как попытка пропаганды, направленной на выступление за опреде­ленное сексуальное поведение. Эта информация не затрагивает пра­во родителей просвещать и давать советы своим детям, осуществ­лять в отношении них естественные функции по воспитанию, ориентировать их в направлении, соответствующем их собственным религиозным и философским убеждениям» (Jimenez Alonso & Jime­nez Merino, Dec.).

29. Право на образование. Уважение философских и религи­озных убеждений родителей. Уроки сексуального обучения в рам­ках государственной школы. Отказ присутствовать на этих уро­ках. «В соответствии с конституционными нормами в Испании существует большая сеть частных школ, которая сосуществует с системой государственного образования, регулируемого Государст­вом. Родители, таким образом, могут доверить своих детей частным школам, в которых осуществляется преподавание, более соответст­вующее их убеждениям и взглядам. Так, в настоящем случае заяви­тели не создавали никакого препятствия, мешавшего второй заяви­тельнице продолжать свое обучение в школе. В той мере, в какой родители выбрали государственное образование, право на уважение их верований и идей, которое гарантировано в статье 2 Протокола № 1, не должно рассматриваться как предоставляющее им право требовать дифференцированного обращения в образовании, предос­тавляемом их дочери, согласно их собственным убеждениям» (Jimenez Alonso & Jimenez Merino, Dec.).

назад

Соседние файлы в папке M_SALVIA_DOC