Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

162

ные войска возобновили обстрел чеченских позиций по линии Шали—Аргун—Гудермес. Группа чеченских боевиков количеством до 80 человек, используя гранатометы и ми­ нометы, напала на позицию федеральных войск в южной части Грозного. В результате многочасового боя отряд че­ ченцев был блокирован и уничтожен.

В ночь на 21 февраля федеральные силы атаковали че­ ченские позиции южнее Грозного.

Сконца февраля— начала марта 1995 г. группировка внутренних войск МВД РФ (развернутая на базе 100-й ди­ визии оперативного назначения) перешла к активным дей­ ствиям на западе Чечни.

6 марта внутренние войска МВД РФ заняли Черноре­ чье (южный район Грозного) — последний удерживавший­ ся чеченскими отрядами район Грозного. То, что плохо обученные и экипированные войска, которым к началу штурма противостояли троекратно превосходящие силы, сумели-таки добиться выполнения поставленной задачи по взятию чеченской столицы, можно объяснить лишь нече­ ловеческой стойкостью и выносливостью русского солда­ та. Здесь так и напрашивается параллель с Финской вой­ ной 1939—1940 гг. Тогда русские солдаты также штурмом в лоб взяли линию Маннергейма, которую, по оценкам ев­ ропейских специалистов по фортификационным сооруже­ ниям, взять было практически не возможно.

16 марта 100-я дивизия внутренних войск атаковала за­ падную группу чеченских боевиков, занимавших район Самашки—Бамут—Ассиновская (граница Чечни и Ингуше­ тии). (Штурм непосредственно Бамута начался за неделю до этого — 10 марта.)

С15 по 23 марта была проведена операция по взятию г. Аргун. В результате ее контроль федеральных войск над Аргуном был установлен без штурма 24 марта.

28 марта А. Масхадов попытался вступить в перегово­ ры о перемирии с командованием федеральных сил. В от­ вет командующий Объединенной группировкой федераль­ ных войск в Чечне генерал-полковник А. Куликов заявил, что не намерен вести переговоры о перемирии с Дудаеве-

163

кими боевиками, а предметом встречи с руководством бо­ евиков может быть «только полная сдача оружия и роспуск незаконных вооруженных формирований».

30 марта при огневой поддержке армии части внутрен­ них войск вошли в Гудермес, где бои продолжались в тече­ ние всего дня.

По словам К. Мяло, по сути дела, именно в Гудермесе впервые была применена тактика боевиков, ставшая затем основной. Причем это была именно продуманная такти­ ка, а не хаотические действия разрозненных и разбитых группировок. Есть также данные, говорящие о том, что Дудаев сознательно готовился к этому типу войны и что у него были опытные советники.

При практическом отсутствии четкой линии фронта, которая превратилась, по оценке экспертов, в «совокуп­ ность несоприкасающихся друг с другом дуг, охватываю­ щих населенные пункты», боевики, при угрозе замыкания этих дуг в кольцо, выходили из окружения и рассредото­ чивались в ближайших окрестностях.

После входа федеральных войск в населенные пункты боевики отсекали части войск друг от друга, старались ок­ ружить их и вели огонь на поражение, артиллерия феде­ ральных войск в таких условиях действовать не могла, и потому эта тактика боевиков оказалась весьма успешной.

В результате ряд городов и поселков (в том числе тот же Гудермес) федеральным войскам пришлось окружать и брать под контроль неоднократно.

Начальник разведгруппы «Эдельвейс» Александр Бере­ зовский вспоминает: «Одна из особенностей этой стран­ ной войны, которая доводила нас буквально до бешенства, это то, что одни и те же села мы проходили и зачищали по нескольку раз. В конце концов, я настолько изучил мест­ ность, что мог воевать там с завязанными глазами».

Легкость, с какой боевикам удавалось выходить из ок­ ружения, из якобы абсолютно глухих блокад, не получила внятного объяснения поныне.

По мере того как с падением Аргуна, Гудермеса и Шали военные действия перемещались теперь в горную часть Чечни, то есть собственно Ичкерию, и война утрачива­ ла даже подобие классических черт (четкая линия фрон-

164

та, определенные контуры противостоящих друг другу группировок и т.д.), значение этой тактики возрастало, и армия теряла возможность использовать опыт, накоп­ ленный при взятии Грозного, Аргуна и Гудермеса.

Из-под Грозного, Мескер-Юрта, Чечен-Аула, Комсо­ мольска и Атагов около двух тысяч бандитов пришли в са­ мое крупное чеченское село Шали. На тот момент его соб­ ственное население составляло около 40 тысяч человек, к которым добавилось порядка 60 тысяч беженцев.

Пока российские войска воевали на окраинах Грозно­ го, дудаевцы расправлялись с мирным населением Шали, ставшим практически сплошь русским. Свидетели расска­ зывают, что специальные подразделения боевиков громи­ ли жилые здания русских кварталов (28).

В результате отданного кем-то приказа по этому насе­ ленному пункту 22-го марта был нанесен мощный артилле­ рийский и авиационный удар. Практически весь центр был снесен с лица земли. Кроме бандитов погибло значитель­ ное количество мирных жителей, в большинстве русских. Гражданская война на юге России разгоралась все сильнее и сильнее.

Шали был взят 31 марта.

В тылу воюющей армии находились «гуманисты» и «па­ цифисты».

Согласно данным проходившей в марте 1995 года в Глав­ ном управлении кадров Министерства обороны РФ прессконференции, только в первые три месяца войны в Чечню отказались ехать 554 военнослужащих, как правило, офице­ ров и прапорщиков. Почти все они были уволены из армии.

За антивоенную позицию также были уволены первый зам. Главкома Сухопутных войск генерал-полковник Э. Во­ робьев, командующий войсками Северо-Кавказского воен­ ного округа генерал-полковник А. Митюхин, командир дивизии полковник Г Кандалин и др.

Даже ближайшее окружение министра обороны нача­ ло выражать недовольство «странной» войной в Чечне и

165

еще более «странными» действиями ее «дирижеров». Паше Грачеву пришлось срочно «убрать» троих своих наконецто «прозревших» заместителей Громова, Миронова и Кон­ дратьева. Все они «внезапно» получили назначения на новые должности.

К началу апреля, по официальным данным, потери рос­ сийской армии составили около 2 тысяч убитыми и 6 ты­ сяч ранеными (27).

По прошествии первых четырех месяцев боев в Чечне, согласно данным, полученным от пресс-бюро внутренних войск МВД, бандитская армия потеряла: 74 танка, 111 БТРов и БМП, 146 орудий, 19 установок «Град», 15 зенит­ ных установок, 226 самолетов, 5 вертолетов, 8 противо­ танковых ракетных установок, 47 противотанковых гра­ натометов, 18 складов боеприпасов, 7 складов стрелково­ го оружия, 15 опорных пунктов, 2 командных пункта, 462 автомобиля, 60 дотов.

Ко всему этому у боевиков было захвачено 18 танков, 71 БМП и БТР, 10 зенитных установок, 5 противотанко­ вых ракетных установок, 629 противотанковых гранато­ метов, 3 артсистемы «Пламя-17», 86 огнеметов, 1587 еди­ ниц стрелкового орулсия, 2 склада вооружений, 13 складов боеприпасов, 2050 ручных гранат, 3560 мин, 3,6 млн. пат­ ронов, 1003 кг взрывчатых веществ, станция космической связи, 1 радиостанция, 55 автомобилей, полевой госпи­ таль, склад стрелкового оружия (32). А сколько еще оста­ лось...

По словам С. Монетчикова, после лобового поражения чеченской армии зимой—весной 1995 г. и трансформации ее в самостоятельные партизанские отряды и группы, вой­ на уже к лету перешла в конфликт низкой интенсивности, который характеризуется со стороны дудаевцев малой на­ сыщенностью поля боя огневыми средствами, что суще­ ственно повысило роль стрелкового оружия.

Несмотря на всю разнотипность стрелкового оружия их подразделения обладали наиболее современны­ ми образцами оружия отечественного производства. Как

правило, они были вооружены 7,62-мм автоматами АК-47/

166

АКМ или 5,45-мм автоматами АК/АКС-74,7,62-мм снайпер­ скими винтовками СВД, пулеметами Калашникова РПК63; РПК-74, 7,62-мм ПКМ или же демонтированными с подбитой бронетехники танковыми пулеметами ПКТ.

Основным отличием НВФ от федеральных войск была их более высокая насыщенность таким эффективным сред­ ством вооруженной борьбы, как ручные противотанковые гранатометы разных моделей и 40-мм подствольные гра­ натометы ГП-25. Новые формы вооруженной борьбы зас­ тавили чеченцев выработать и новую тактику боя.

Отсутствие, как правило, тяжелого вооружения в час­ тях НВФ ограничивало в течение долгого времени дей­ ствия боевиков засадами, короткими огневыми налетами с последующим их быстрым отходом, диверсионными ак­ тами и практически полным отказом от штурмовых боев. Поэтому переход огневого контакта с федеральными вой­ сками с расстояний выстрела в упор, характерных для боев начального периода чеченской войны, на дистанцию 300 — 500 м стал для боевиков основным. Именно с этого рассто­ яния возможно огневое поражение противника, безопас­ ное для самих чеченцев.

В связи с этим основной приоритет получили 7,62-мм автоматы АК-47/АКМ, обладающие более высоким пора­ жающим действием пули по сравнению с 5,45-мм автома­ тами АК-74.

Одновременно для боевиков существенно возросло зна­ чение дальнобойного оружия, рассчитанного под 7,62-мм винтовочный патрон, позволяющего вести сосредоточен­ ный огонь по точечным целям на дистанции 400—600 (снай­ перские винтовки Драгунова СВД) и дистанции 600 — 800 м (пулеметы Калашникова ПК/ПКМ).

Помимо активного применения штатного оружия в ходе боевых действий, неоднократно отмечались и фак­ ты использования разведывательно-диверсионными груп­ пами противника специальных образцов оружия, имеюще­ гося только в спецподразделениях федеральных войск: 7,62-мм автоматов Калашникова АКМ с приборами бесшум­ но-беспламенной стрельбы (глушителями) ПБС-1, писто­ летов ПБ и АПБ, доставшихся дудаевцам при разгроме КГБ Чечено-Ингушской АССР.

167

Однако наибольшей популярностью пользовались пос­ ледние образцы отечественного бесшумного оружия: 9-мм снайперская винтовка ВСС и 9-мм снайперский автомат АС (77).

Поскольку это оружие используется в федеральных войсках только частями специального назначения (ротах глубинной разведки спецназа ГРУ ГШ; спецназе внутрен­ них войск и т.д.), то можно предположить, что какое-то их количество попало к боевикам в качестве трофеев в ходе боевых действий или же, что по всей вероятности более похоже на правду, было похищено со складов, тем более что их использование предполагает наличие дос­ таточного количества очень дорогостоящих специаль­ ных боеприпасов, постоянное пополнение которых воз­ можно только в одном случае — при периодических хи­ щениях со складов.

Причем не из стационарных, на территории России, где ужесточен учет и контроль за хранением подобного оружия и боеприпасов, а из полевых пунктов обеспечения, находящихся в непосредственной близости от боевых по­ рядков войск, где сами условия затрудняют полный конт­ роль за обращением боеприпасов и дают множество воз­ можностей для незаконного обогащения нечистых на руку военнослужащих.

Это оружие положительно зарекомендовало себя, при­ нимая участие в боевых действиях с обеих противополож­ ных сторон. Так, во время рейда одного из подразделений спецназа федеральных войск 2.01.1995 г. в район базы че­ ченских диверсантов в окрестностях Сержень-Юрта рос­ сийские спецназовцы, используя комплексы ВСС/АС, уничтожили в общей сложности более 60 боевиков. Наря­ ду с этим и дудаевцы получили в свои руки самое совре менное отечественное бесшумное оружие, позволяющее эффективно проводить специальные операции, скрытно поражая любую заранее выбранную жертву (77).

Использование снайперских винтовок СВД и ВСС мо­ бильными профессиональными группами чеченских бое­ виков, придерживающихся тактики действий диверсион­ но-разведывательных действий спецназа: удар-отход, очень дорого стоило солдатам.

168

В ходе боев за Грозный чеченскими снайперами была выработана специфическая тактика. Сначала снайперы стремились попасть в ноги выбранной цели. Когда к ране­ ному добирались другие солдаты, чтобы эвакуировать его с поля боя, то и им также стремились попасть в ноги. Та­ ким образом отстреливали трех-четырех человек, а потом снайпер или гранатометчик методично их добивал.

Если в прежних войнах соотношение убитых и раненых колебалось от 1:3 до 1:4, то применение новейшего рос­ сийского оружия чеченскими снайперами резко сдвинуло это соотношение в сторону убитых. Так, более 26% ране­ ний военнослужащих федеральных войск в боевых дей­ ствиях в Чечне составляли пулевые ранения.

Большинство смертных случаев в госпиталях — это ре­ зультаты проникающих ранений черепа (от снайперского огня) и грудной клетки от осколков.

По утверждению военных, в боях за Грозный только в 8-м армейском корпусе по состоянию на начало января 1995 г. в звене взвод — рота практически все офицеры были выбиты снайперским огнем. В частности, в 81-м мотострел­ ковом полку после боев в первых числах января остались в строю всего 1 офицер и 10 солдат.

Эти показатели в достаточной степени характеризу­ ют эффективность не только снайперских винтовок СВД, но и комплексов Винторез/Вал, поскольку большая часть личного состава российской армии, принимающая учас­ тие в боевых действиях, экипирована в бронежилеты.

Созданный в ЦНИИТочМаше (г. Климовск Московской области) в середине 1980-х гг. по заказу КГБ и войск специаль­ ного назначения ГРУ ГШ Советской Армии специальный комплекс бесшумного оружия, более известный под услов­ ным наименованием Винторез, предназначался для ведения бесшумно-беспламенной стрельбы по защищенной живой силе противника, а также по небронированной технике.

Этот комплекс помимо 9-мм специальной снайперской винтовки (ВСС) конструкции П. Сердюкова включал в себя и специальный патрон СП-5 с тяжелой пулей, созданный Н. Забелиным и Л. Дворяниновой на основе гильзы авто­ матного патрона обр. 1943 г., а также оптический и ноч­ ной прицелы.

169

Его ударно-спусковой механизм обеспечивает высокую точность стрельбы как при одиночной стрельбе, так и при автоматической. Для уменьшения звука выстрела (до 130 Дб на расстоянии 3 метров от дульного среза), одновре­ менно со специальным надульным глушителем интегриро­ ванного типа с сепаратором потока пороховых газов и абсорбирующей сеткой-наполнителем, был применен но­ вый патрон СП-5 с оптимальными баллистическими харак­ теристиками.

Самые лестные отзывы у специалистов получил патрон СП-5 с пулей со стальным сердечником массой 16 г, обес­ печивающий на дозвуковых скоростях 100% пробитие 2- мм стального листа на дистанции до 500 м при сохране­ нии достаточного убойного действия и после пробития.

Использование нового патрона в винтовке ВСС сдела­ ло возможным поражение живой силы противника, в том числе на 100 м — в бронежилетах IV—V классов защиты, что поставило ее в один ряд с самыми грозными видами пехотного стрелкового оружия.

Помимо этого, возможности ВСС существенно расши­ рила целая гамма прицелов, как оптических (ПСО-1; ПО 4x34),так и ночных бесподсветочных (1ПН51; НСПУ-3), позволяющих вести прицельную стрельбу на 400 и 300 м соответственно.

Для обеспечения скрытой переноски винтовка может разбираться на три узла (ствол с глушителем, ствольная коробка с ударно-спусковым механизмом и приклад) и вме­ сте с прицелом и магазинами упакована в чемоданчик типа «дипломат» размерами 450x370x140 мм, причем время, необходимое для перевода оружия из транспортного по­ ложения в боевое, составляет не более 1 минуты.

Несмотря на блестящую репутацию этого оружия, всетаки и у винтовки ВСС нашлись определенные недостат­ ки. Так, судя по отзывам снайперов, использовавших это оружие в боевых условиях в Чечне, интенсивный автома­ тический огонь из ВСС быстро приводил к резкому сни­ жению глушения звука выстрела и винтовка теряла свои бесшумные качества.

Несмотря на это, винтовка оказалась настолько удач­ ным оружием, что на ёе основе был создан еще один комп-

170

леке бесшумного оружия — Вал, включающий в себя: авто­ мат АС, являющийся модернизированным вариантом Вин­ тореза, однако отличающийся от него складывающимся металлическим прикладом и более мощным, 9-мм патро­ ном СП-6 с бронебойной пулей конструкции Ю. Фролова.

Разработчики этого оружия писали: 9-мм патрон, обла­ дающий уникальным пробивным и поражающим действи­ ем, достигнет вашего врага везде, где достанет его ваше зрение, попутно пробивая любой бронежилет из тех, ко­ торые реальный человек может носить без посторонней помощи. А не слишком длинная очередь может нанести достаточно повреждений, чтобы вывести из строя грузо­ вик, пусковую установку или радиолокатор (77).

Новый патрон рассчитан на поражение живой силы, защищенной бронежилетами IV—V классов защиты или 5- мм стальными пластинами, а также небронированной тех­ ники на расстоянии до 400 м, что равноценно пробивно­ му действию американской 5,56-мм автоматической вин­ товки М16А1, 7,62-мм автомата АКМ и 5,45-мм АК-74. Кон­ струкция автомата АС на 70% унифицирована с винтовкой ВСС, в том числе и по используемым типам прицелов. Их боеприпасы также взаимозаменяемы.

Однако автомат АС более приспособлен для ведения автоматического огня, чем винтовка. По надежности ра­ боты автоматики, в том числе и в самых затрудненных ус­ ловиях, он не уступает легендарному автомату Калашни­ кова, а весит на целый килограмм меньше, что является крайне немаловажным в бою.

Вбоях 1995 — 1996 гг. отмечались неоднократные фак­ ты использования чеченскими НВФ одного из новейших отечественных образцов пехотного оружия — 93-мм реак­ тивных пехотных огнеметов РПО-А однократного приме­ нения, чей термобарический выстрел (объемного взрыва) по эффективности фугасного действия сравним со 122-мм гаубичным снарядом.

Вруки боевиков попало исключительно мощное и эф­ фективное пехотное оружие, созданное в середине 1980-х

гг.тульскими конструкторами для поражения живой силы противника, расположенной в укрытиях, огневых точках, строениях, легкобронированной и автотранспортной тех-

171

ники, а также для создания очагов пожара на этих объек­ тах и на местности.

Высокие боевые характеристики этого мощнейшего оружия вкупе с массовым использованием ручных про­ тивотанковых гранатометов как одноразовых гранат (РПГ-18, РПГ-22, РПГ-26, РПГ-27), так и многоразового действия (РПГ-7) способствовали уничтожению или вы­ воду из строя значительного количества бронетехники федеральных войск и более тяжелым поражениям лич­ ного состава.

Большие потери несли танкисты и мотострелки от но­ вейших отечественных гранатометов: 72,5-мм РПГ-26 (бронепробиваемость до 500 мм), 105-мм РПГ-27 (бронепробиваемость до 750 мм), а также от появившихся летом этого года в руках боевиков выстрелов к РПГ-7: 93/40-мм грана­ ты ПГ-7ВЛ (бронепробивемость до 600 мм), и 105/40-мм гранаты ПГ-7ВР с тандемной боевой частью (бронепробиваемость до 750 мм), поскольку из этого оружия возможно поражение всех без исключения танков, состоящих на во­ оружении российской армии, в том числе и усиленных динамической защитой.

Так, применение в Грозном всех средств противотан­ ковой обороны, включая РПГ, ПТУРы и огнеметы РПО-А, позволило дудаевцам всего за полтора месяца боев (конец декабря 1994— февраль 1995 г.) уничтожить 225 единиц бронетехники, в том числе 62 танка, причем эта цифра только безвозвратных потерь, а общее количество подби­ той бронетехники было существенно выше: одних только БТРов и БМП было более 450 единиц.

Характер их поражения говорит о том, что в большин­ стве случаев огонь по федеральной бронетехнике из РПГ и РПО велся практически в упор с наиболее выгодных ра­ курсов с применением НВФ многоярусной (поэтажной) системы огня. В корпусах почти каждого пораженного тан­ ка или БМП имелись многочисленные пробоины (от 3 до 6), что говорит о высокой плотности ведения огня на по­ ражение в уличных боях.

Снайперы-гранатометчики расстреливали головные и замыкающие машины, чем блокировалось продвижение колонн бронетехники на узких улицах.