Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

62

Ты пиши мне письмо враждебного уклона, угрожая мне возможным, а я тоже начну преследовать тебя. Сожгу твой дом, арестую кое-кого из твоих родственников и буду выс­ тупать везде и всюду против тебя. Этим мы с тобой долж­ ны доказать, что будто мы непримиримые враги и пресле­ дуем друг друга.

Ты не знаешь тех орджоникидзевских агентов ГЕСТА­ ПО, через которых, я тебе говорил, нужно послать все све­ дения о нашей антисоветской работе.

Пиши сведения об итогах настоящего восстания и при­ шли их мне, я их сразу сумею отослать по адресу в Герма­ нию. Ты порви мою записку на глазах моего посланника. Время опасное, я боюсь.

10.XI.1941 г.» (ГАРФ. Ф.Р.-9478. Оп.1. Д.55. Л. 1-9)

Под стать Албогачиеву (чью просьбу о враждебном пись­ ме Исраилов добросовестно выполнил) были и его подчи­ ненные. На районном уровне в органах внутренних дел республики также имелась целая плеяда изменников.

Это начальники райотделов НКВД: Старо-Юртовского — Эльмурзаев, Шароевского — Пашаев, Итум-Калинского — Межиев, Шатоевского — Исаев, начальники райотделов милиции: Итум-Калинского — Хасаев, Чеберлоевского — Исаев, командир истребительного батальона Пригородно­ го райотдела НКВД Орцханов и многие другие.

Чего уж говорить о рядовых сотрудниках «органов»? Документы пестрят фразами типа: «Сайдулаев Ахмад, ра­ ботал оперуполномоченным Шатоевского РО НКВД, в 1942 году ушел в банду», «Иналов Анзор, уроженец с. Гухой Итум-Калинского района, бывший милиционер ИтумКалинского районного отделения НКВД, освободил сво­ их родных братьев из КПЗ, арестованных за дезертирство, и скрылся, захватив оружие» и т.п.

Не отставали от чекистов и местные партийные руко­ водители. Как было сказано на этот счет в уже цитировав­ шейся записке Кобулова:

«При приближении линии фронта в августе—сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 человек членов ВКП(б),

63

в т.ч. 16 руководителей райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов».

Для справки: в это время ЧИ АССР включала в себя 24 района и город Грозный. Таким образом, со своих постов дезертировали ровно 2 / 3 1-х секретарей райкомов. Мож­ но предположить, что оставшиеся в основном были «рус­ скоязычными», как, например, секретарь Ножай-Юртов- ского РК ВКП(б) Куролесов.

Особенно «отличилась» парторганизация Итум-Калин- ского района, где на нелегальное положение перешли 1-й секретарь райкома Тангиев, 2-й секретарь Садыков и дру­ гие партийные работники. В общем, на дверях местного партийного комитета впору было вывешивать объявление: «Райком закрыт — все ушли в банду».

В Галашкинском районе после получения повесток о явке в республиканский военкомат бросили работу и скрылись 3-й секретарь райкома ВКП(б) Харсиев, инст­ руктор райкома и депутат Верховного Совета ЧИ АССР Султанов, зам. председателя райисполкома Евлоев, сек­ ретарь райкома ВЛКСМ Цичоев и ряд других ответствен­ ных работников.

Другие же работники района, такие, как заведующий организационно-инструкторским отделом райкома ВКП(б) Вишагуров, председатель райисполкома Албаков, район­ ный прокурор Аушев, оставаясь на своих местах, вступи­ ли в преступную связь с уже упомянутым руководителем разведывательно-диверсионной группы Османом Губе и были им завербованы для подготовки вооруженного вос­ стания в тылу Красной Армии.

Столь же предательски повела себя и местная интелли­ генция. Сотрудник редакции газеты «Ленинский путь» Эльсбек Гимуркаев вместе с Авторхановым ушел к немцам, нар­ ком просвещения Чантаева и нарком соцобеспечения Дакаева были связаны с Авторхановым и Шериповым, знали об их преступных намерениях и оказывали им помощь.

Зачастую предатели даже не пытались прикрываться высокими словами о борьбе за свободу и откровенно выс­ тавляли напоказ свои шкурные интересы. Так, Майрбек Шерипов, переходя осенью 1941 года на нелегальное по-

ложение, цинично объяснил своим приверженцам: «Мой брат, Шерипов Асланбек, в 1917 году предвидел сверже­ ние царя, поэтому стал бороться на стороне большевиков, я тоже знаю, что Советской власти пришел конец, поэто­ му хочу идти навстречу Германии». .

Надо сказать, что и в то время у чеченцев находились «заступники». Например, будущий хрущевский генераль­ ный прокурор и главный «реабилитатор» Р.А. Руденко, за­ нимавший тогда скромный пост заместителя начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР.

Выехав 20 июня 1943 года в командировку в Чечено-Ингу­ шетию, по возвращении он представил 15 августа 1943 г. на имя своего непосредственного начальника В.А. Дроздова доклад, где говорилось, в частности, следующее:

«Рост бандитизма надо отнести за счет таких причин, как недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы среди населения, особенно в вы­ сокогорных районах, где много аулов и селений располо­ жены далеко от райцентров, отсутствие агентуры, отсут­ ствие работы с легализованными бандгруппами... допуска­ емые перегибы в проведении чекистско-войсковых опера­ ций, выражающиеся в массовых арестах и убийствах лиц, ранее не состоявших на оперативном учете и не имеющих компрометирующего материала. Так, с января по июнь 1943 г. было убито 213 чел., из них на оперативном учете состояли только 22 человека...»

(ГАРФ. Ф.Р.-9478. Оп.1. Д.41. Л.244)

Таким образом, по мнению Руденко, стрелять можно только в тех бандитов, которые состоят на учете, а с про­ чими — вести партийно-массовую работу. Если же вдумать­ ся, то из доклада Руденко следует прямо противоположный вывод — реальное количество бандитов было в десять раз больше, чем число состоявших на оперативном учете: как известно, ядро банд составляли профессиональные абре­ ки, к которым для участия в конкретных операциях при­ соединялось местное население.

В отличие от сетовавшего на «недостаточное проведе­ ние партийно-массовой и разъяснительной работы» Руден-

65

ко, Сталин и Берия, родившиеся и выросшие на Кавказе, совершенно правильно понимали психологию горцев с ее принципами круговой поруки и коллективной ответ­ ственности всего рода за преступление, совершенное его членом. Потому и приняли решение о ликвидации Чече­ но-Ингушской АССР. Решение, обоснованность и справед­ ливость которого вполне осознавались самими депорти­ руемыми.

Вот какие слухи циркулировали в то время среди мест­ ного населения:

«Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили — и нас выселят» (Витковский А. «Чечевица» или семь дней чеченской зимы 1944 года // Служба безопасности. 1996. № 1-2. С. 16).

Итак, решение о выселении чеченцев и ингушей было принято. Началась подготовка к операции, получившей кодовое название «Чечевица». Ответственным за ее осу­ ществление был назначен комиссар госбезопасности 2-го ранга И.А. Серов, а его помощниками — комиссары госбе­ зопасности 2-го ранга Б.З. Кобулов, С.Н. Круглов и гене­ рал-полковник А.Н. Аполлонов, каждый из которых воз­ главил один из четырех оперативных секторов, на кото­ рые была разделена территория республики. Контролиро­ вал ход операции лично Л.П. Берия.

Вкачестве предлога для ввода войск было объявлено о проведении учений в горных условиях. Сосредоточение войск на исходных позициях началось примерно за месяц до начала активной фазы операции.

Впервую очередь необходимо было произвести точ­ ный учет населения. 2 декабря 1943 года Кобулов и Се­ ров доложили из Владикавказа, что созданные для этой цели оперативно-чекистские группы приступили к рабо­ те. При этом выяснилось, что за два предыдущих месяца

вреспублике было легализовано около 1300 бандитов, скрывавшихся в лесных и горных массивах, в том числе

66

и «ветеран» бандитского движения Джавотхан Муртазалиев, вдохновитель ряда прошлых антисоветских выступ­ лений, включая восстание в августе 1942 года. В процес­ се легализации бандиты сдавали лишь незначительную часть своего оружия, остальное же припрятывали до луч­ ших времен.

«Государственный Комитет Обороны тов. Сталину 17 февраля 1944 г.

Подготовка операции но выселению чеченцев и ингу­ шей заканчивается. После уточнения взято на учет подле­ жащих переселению 459 486 чел., включая проживающих

врайонах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией и

вгор. Владикавказе.

Учитывая масштабы операции и особенность горных районов, решено выселение провести (включая посадку людей в эшелоны) в течение 8 дней, в пределах которых в первые 3 дня будет закончена операция по всей низмен­ ности и предгорным районам и частично по некоторым поселениям горных районов, с охватом свыше 300 тыс. че­ ловек.

Востальные 4 дня будут проведены выселения по всем горным районам с охватом оставшихся 150 тыс. человек.

(...) Горные районы будут блокированы заблаговре­ менно (...)

Вчастности, к выселению будут привлечены 6—7 тыс. дагестанцев, 3 тыс. осетин из колхозного и совхозного ак­ тива районов Дагестана и Северной Осетии, прилегающих

кЧечено-Ингушетии, а также сельские активисты из чис­ ла русских в тех районах, где имеется русское население.

...Учитывая серьезность операции, прошу разрешить мне остаться на месте до завершения операции, хотя бы в основном, т.е. до 26—27 февраля 1944 г.

Л.Берия».

Показательный момент: для помощи в выселении при­ влекаются дагестанцы и осетины. Ранее для борьбы с че­ ченскими бандами в сопредельных районах Грузии привле­ кались отряды тушинцев и хевсур. Похоже, что бандитству-

67

ющие обитатели Чечено-Ингушетии сумели настолько досадить всем окрестным народностям, что те с радостью готовы были помочь спровадить своих соседей куда-нибудь подальше.

Наконец, все было готово:

«Государственный Комитет Обороны товарищу Сталину 22 февраля 1944 г.

Для успешного проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям проведено сле­ дующее:

1. Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушс­ кой АССР Моллаеву о решении правительства о вы­ селении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения. Моллаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обе­ щал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением. (По данным НКВД, накануне жена этого «плачущего большевика» купила золотой браслет стоимостью 30 тысяч рублей.) Затем в Гроз­ ном вместе с ним были намечены и созваны 9 руко­ водящих работников из чеченцев и ингушей, кото­ рым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения.

... 40 республиканских партийных и советских работни­ ков из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 райо­ нам с задачей подобрать из местного актива по каждому населенному пункту 2—3 человека для агитации.

Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Че­ чено-Ингушетии высшими духовными лицами Б. Арсановым, А.-Е Яндаровым и А. Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов.

... Выселение начинается с рассвета 23 февраля с.г., пред­ полагалось оцепить районы, чтобы воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов. Население будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена для сбора вещей, а остальная часть будет разору­ жена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что опера-

68

ция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.

Берия» (ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп.2. Д.64. Л.166)

В 2 часа ночи 23 февраля были оцеплены все населен­ ные пункты, расставлены засады и дозоры, отключены радиотрансляционные станции и телефонная связь. В 5 часов утра мужчин созвали на сходы, где им объявили ре­ шение правительства. Тут же участников сходов разоружи­ ли, а в двери чеченских и ингушских домов в это время уже стучались опергруппы. Каждая оперативная группа, состоящая из одного оперработника и двух бойцов войск НКВД, должна была произвести выселение четырех семей.

Технология действий опергрупп была следующей. По прибытии в дом выселяемых производился обыск, в ходе которого изымалось огнестрельное и холодное оружие, валюта, антисоветская литература. Главе семьи предлага­ лось выдать участников созданных немцами отрядов и лиц, помогавших фашистам.

Здесь же объявлялась причина выселения:

«В период немецко-фашистского наступления на Север­ ный Кавказ чеченцы и ингуши в тылу Красной Армии про­ явили себя антисоветски, создавали бандитские группы, убивали бойцов Красной Армии и честных советских граж­ дан, укрывали немецких парашютистов».

Затем имущество и люди — в первую очередь женщины

сгрудными детьми — грузились на транспортные средства

ипод охраной направлялись к месту сбора. С собой разре­ шалось брать продовольствие, мелкий бытовой и сельско­ хозяйственный инвентарь из расчета 100 кг на каждого человека, но не более полутонны на семью.

Деньги (в том числе и полученные за счет спекуляции, что свидетельствует об излишней снисходительности вла­ стей) и бытовые драгоценности изъятию не подлежали. На каждую семью составлялось по два экземпляра учетных карточек, где отмечались все, в том числе и отсутствую­ щие, домочадцы, обнаруженные и изъятые при обыске

69

вещи. На сельскохозяйственное оборудование, фураж, крупный рогатый скот выдавалась квитанция для восста­ новления хозяйства по новому месту жительства.

Оставшееся движимое и недвижимое имущество пере­ писывалось представителями приемной комиссии. Все подозрительные лица подвергались аресту. В случае со­ противления или попыток к бегству виновные расстре­ ливались на месте без каких-либо окриков и предупреди­ тельных выстрелов.

«Государственный Комитет Обороны

тов. Сталину Телеграмма №6051 от 23.2.44 г.

Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нор­ мально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имели место 6 случаев попытки к сопротивлению со сто­ роны отдельных лиц, которые пресечены арестом или при­ менением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с опе­ рацией лиц арестовано 842 человека. На 11 час. утра выве­ зено из населенных пунктов 94 тыс. 741 чел., т.е. свыше 20 проц., подлежащих выселению, погружены в железнодо­ рожные вагоны из этого числа 20 тыс. 23 человека.

Берия» (ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп.2. Д.64. Л.165)

Разумеется, подготовка к операции велась в условиях строжайшей секретности. Тем не менее полностью избе­ жать «утечки информации» не удалось. Согласно агентур­ ным данным, поступавшим в НКВД накануне выселения, привыкшие к вялым и нерешительным действиям властей чеченцы были настроены весьма воинственно. Так, лега­ лизованный бандит Исханов Саидахмед пообещал: «При попытке меня арестовать я не сдамся живым, буду держать­ ся сколько могу. Немцы сейчас отступают с таким расче­ том, чтобы Красную Армию весной уничтожить. Надо во что бы то ни стало держаться». Житель же аула Нижний Лод Джамолдинов Шаца заявил: «Нам надо готовить на­ род к тому, чтобы в первый же день выселения поднять восстание» (Витковский А. «Чечевица» или семь дней че-

70

ченской зимы 1944 года // Служба безопасности. 1996, №1 - 2 . С.18).

Однако стоило властям продемонстрировать свою силу и твердость, как «воинственные горцы» послушно отправи­ лись к сборным пунктам, даже не помышляя о сопротивле­ нии. С теми же, кто сопротивлялся, особо не церемонились:

«В Курчалойском районе при оказании вооруженного сопротивления убиты легализованные бандиты Басаев Абу Бакар и Нанагаев Хамид. У убитых изъяты: винтовка, ре­ вольвер и автомат».

«При нападении на оперативную группу в Шалинском районе убит один чеченец и тяжело ранен один. В УрусМордановском районе при попытке к бегству убито четы­ ре человека. В Шатоевском районе при попытке к нападе­ нию на часовых убит один чеченец. Легко ранены два на­ ших сотрудника (кинжалами)».

«При отправлении эшелона СК-241 со ст. Яны-Кургаш Ташкентской ж.д. спецпереселенец Кадыев пытался бежать из эшелона. При задержании Кадыев пытался нанести удар камнем красноармейцу Карбенко, вследствие чего было применено оружие. Выстрелом Кадыев был ранен и в боль­ нице умер».

Неделю спустя операция, в основном, была завершена:

«Государственный Комитет Обороны тов. Сталину 1 марта 1944 г.

Докладываю об итогах операции но выселению чечен­ цев и ингушей. Выселение было начато 23 февраля в боль­ шинстве районов, за исключением высокогорных населен­ ных пунктов. По 29 февраля выселено и погружено в же­ лезнодорожные эшелоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей и 387 229 чеченцев. Погружено 177 эшелонов, из которых 154 эшелона уже отправлены к месту нового поселения.

Сегодня отправлен эшелон с бывшими руководящими работниками и религиозными авторитетами Чечено-Ин­ гушетии, которые использовались при операции.

71

Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района остались невыселенными 6000 чеченцев в силу боль­ шого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня. Операция протекала организован­ но и без серьезных случаев сопротивления и других инци­ дентов.

... Проводится проческа и лесных районов, где времен­ но оставлены до гарнизона войск НКВД и опергруппа че­ кистов. За время подготовки и проведения операции арес­ товано 2016 человек антисоветских элементов из числа чеченцев и ингушей. Изъято огнестрельного оружия 20 072 единицы, в том числе винтовок 4868, пулеметов и автома­ тов - 479.

... Руководители партийных и советских органов Се­ верной Осетии, Дагестана и Грузии уже приступили к работе и освоению отошедших к этим республикам но­ вых районов.

Для обеспечения подготовки и успешного проведения операции по выселению балкарцев приняты все необхо­ димые меры. Подготовительная работа будет закончена до 10 марта и с 15 марта будет проведено выселение балкар­ цев. Сегодня заканчиваем здесь работу и выезжаем на один день в Кабардино-Балкарию и оттуда в Москву.

29.02.1944 г. №20. Л. Берия» (ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп.2. Д.64. Л.161)

Львиная доля выселенных чеченцев и ингушей была направлена в Среднюю Азию — свыше 400 тыс. в Казахстан и свыше 80 тыс. — в Киргизию. Обращает на себя внима­ ние количество изъятого оружия, которого с лихвой хва­ тило бы на целую дивизию. Нетрудно догадаться, что все эти стволы предназначались отнюдь не для защиты стад от волков.

Если верить обличителям «преступлений тоталитариз­ ма», выселение чеченцев и ингушей сопровождалось их массовой г и б е л ь ю - во время перевозки к новому месту жительства якобы погибла чуть ли не треть, а то и полови-