Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

32

Накануне новой операции по разоружению в августесентябре 1925 года штаб Северо-Кавказского округа кон­ статировал: «Значительно ослабленная в результате войн и революции экономика края поставила маломощную Чеч­ ню в особо трудные условия, отбросив ее к первобытным условиям хозяйства. В Чечне происходила ожесточенная борьба за власть под лозунгами национального освобож­ дения, автономии и спасения религии. Эта борьба приве­ ла Чечню в состояние полной анархии с чрезвычайно уси­ лившимся политическим и уголовным бандитизмом...»

Из информационного обзора штаба 9-го стрелкового корпуса о развитии бандитизма в районах дислокации ча­ стей корпуса в июле—сентябре 1924 г.:

«3 октября 1924 г. Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом, на соседних с Чеченской областью территориях, не поддается учету. Из них наиболее заслуживают быть отмеченными как основ­ ные группировки:

1)в Гудермесском районе — банда Сайд Хаджи Кагирова (из аула Гойты) и Султан Хаджи, до 32 конных, при трех пулеметах «Льюиса», совершающая грабежи в Хасав-Юртовском, Кизлярском, Моздокском и Гудер­ месском округах. Отмечалось несколько случаев по­ кушения банды на жел. дор. линию с целью круше­ ния поездов и ограбления;

2)в Веденском округе — банда Абдул Меджи Эстемирова (из аула Гордели), до 38 человек, при двух легких пулеметах, совершает грабежи в Хасав-Юртовском и Веденском округах;

3)в Шатоевском округе — банда Иби Батагова (из аула Майстой), от 25 до 100 человек, производящая гра­ бежи хевсур и пшово-тушинских грузин (Грузинская ССР). Чопа Аджоколаев и Мисост Алло — постоян­ ные организаторы банд в Итум-Калинском и Хельдыхораевском обществах. Возглавляющим бандитизм в этом районе считается Атаби Умаев из аула Зумской.

33

Все эти группировки чаще всего действуют мелкими шайками в 7—8 сабель во главе отдельных бандитов. При­ чем бандгруппировки Кагирова и Эстемирова имеют меж­ ду собою связь и иногда выступают совместно. В первой из них находится мюрид Али, что дает основание пред­ полагать о связи с Горской контрреволюцией, возглавляе­ мой Гоцинским, с которым главарь Эстемиров имеет так­ же связь.

Главарь бандитских организаций в Ингушетии, Кабар­ дино-Балкарской и Осетинской [областях] Т.- X. Шипшев также в течение этих трех отчетных месяцев после грабе­ жей возвращается в Чеч[енскую] область, в Урус-Мартанов­ ский район.

Бандиты с награбленным возвращаются в свои аулы и открыто продают награбленное на базарах. В период июня м[еся]ца особенно замечалась оживленная торговля ору­ жием на базарах в Веденском и Урус-Мартановском окру­ гах. Причем русская кав[алерийская] винтовка расцени­ вается в 12 рублей, пехотная— в 10 рублей, револьвер «Наган» — в 15—25 рублей, «Маузер» — в 50—70 рублей, пат­ роны винтовочные — 35 копеек штука, револьверные — 50 копеек.

По сведениям, к 20 июля в Веденском округе отмечались две бандитские группировки, имеющие политическую ок­ раску, возглавляемые Гоцинским: первая — в ауле Бильты под руководством Кехурса Темир-Гиреева и Загалова, рас­ полагающая тремя пулеметами, вторая — в ауле Беной под руководством Чумакова и Султан Гиреева, располагающая одним пулеметом...

Выводы:

1)К концу второй половины отчетного периода банди­ тизм в Кабардино-Балкарской, Осетинской и, отчас­ ти, Ингушской обл[астях] значительно понизился.

2)Бандитизм в Чеченской области сохраняет прежний уровень, а периодами повышается, и область в от­ ношении бандитизма нужно считать неблагона­ дежной.

3)Вообще, бандитизм на территории корпуса не име­ ет ярко выраженной формы; по своему характеру — чисто уголовный, скрытый в массе горского населе-

34

ния, живущего своеобразными бытовыми условиями и традициями, воспитанный религиозным фанатиз­ мом и бывшим политическим режимом (колониза­ торство).

Родовая вражда, кровная месть, национальная нена­ висть и неуважение, стеснительные земельные условия, обилие оружия у населения, географические условия — все это, в той или иной степени, влияет на развитие банди­ тизма.

За нач. опер, части Закутный Военком Зубаровский» (РГВА. Ф.25896. Оп.9. Д.276. Л.108,108об.)

Отвечая по своей должности за военную разведку Севе­ ро-Кавказского военного округа (СКВО), тот же Закутный, год спустя, говоря о причинах чеченского бандитизма, пишет уже совсем другое:

«Нач. оперативного отдела штаба СКВО Краткий обзор бандитизма в Северо-Кавказском воен­

ном округе, по состоянию к 1 сентября 1925 года...

Чеченская автономная область является очагом уголов­ ного бандитизма, распространяемого на соседние с Чеч­ ней районы: Сунжинского округа, г. Грозный с нефтепро­ мышленным районом, Терского округа, Дагестанской рес­ публики и Грузии (северн. район Тионетского уезда).

Предоставленные после революции на плоскости бо­ гатые земельные угодья чеченцы полностью не использу­ ют, ведут отсталыми формами свое сельское хозяйство, не трудолюбивы. В массе своей чеченцы склонны к бандитиз­ му, как к главному источнику легкой наживы, чему способ­ ствует большое наличие оружия. Нагорная Чечня являет­ ся убежищем для наиболее закоренелых врагов Советской власти.

Случаи проявления бандитизма со стороны чеченских банд не поддаются точному учету. Обычно на каждый оп­ ределенный случай грабежа бандитский элемент группи­ руется вокруг известных бандитов-профессионалов, а пос­ ле грабежа с награбленным бандиты расходятся по своим аулам.

35

Власти на местах в большинстве случаев не ведут борь­ бы с бандитизмом, а наоборот, укрывают бандитский эле­ мент...

Врид. нач. развед. отдела Закутный Врид. нач. опер, отдела Сперанский 5 сентября 1925 г.»

(РГВА. Ф.25896. Оп.9. Д.287. Л.84об.-85)

Для борьбы с бандитизмом в конце 1923 года была про­ ведена локальная войсковая операция.

Из оперативной сводки штаба Северо-Кавказского во­ енного округа:

«26 декабря 1923 г.

9-й стрелковый корпус.

В результате операции по разоружению населения рай­ она Ачхой — Катыр-Юрт — Шалажи — Гехи — Валерик — Шамиюрт (св[одка] №051/оп.) изъято: 1174 винтовки, 1790 винт[овочных] патрон, 92 револьвера, 67револьвер­ ных] патрон и арестовано 38 человек, причастных к бан­ дитизму. По окончании указанной операции части корпу­ са с 16 по 19 декабря провели операцию по разоружению района: Чечень — Белгатой — Гельдыген — Цацын-Юрт — Центарой — Ишхой, причем у населения изъято: 1715 вин­ товок, 5719 винт[овочных] патрон, 292 револьвера, 343 рев[ольверных] патрон и арестовано 30 человек, причаст­ ных к бандитизму.

И.о. нач. опер, части штаба СКВО Сперанский. Пом. нач. опер, части Кириллов» (РГВА. Ф.25896. Оп.9. Д.273. Л.85)

Однако этого было явно недостаточно и «букет» чечен­ ского бандитизма продолжал цвести пышным цветом. Осо­ бенно обострилась ситуация к лету 1925 года.

Следует подчеркнуть, что чеченский бандитизм носил чисто уголовный характер, хотя и имел идейного вдохно­ вителя — в мае 1921 года, после поражения восстания про­ тив Советской власти в нагорном Дагестане, на террито­ рии Чечни нашел убежище Нажмудин Гоцинский (аварец по национальности), провозглашенный в августе 1917 года имамом Дагестана и Чечни. Однако его попытки придать

36

вылазкам чеченских бандитов «политическую окраску» были безуспешны.

14 апреля 1925 года в Плоскостную Чечню прибыл Атаби Шамилев, один из ближайших помощников имама Гоцинского, посланный им к полевому командиру Сайду Хасану Кагирову, чтобы побудить последнего к активным действиям против «гяуров». Решено было совершить налет на железную дорогу. С этой целью Кагиров с ядром своей банды в 17 человек отправляется в аул Ножай-Юрт, а затем, пополнив ее состав до 40—50 человек при трех пулеметах— в аул Центорой, в 17 верстах южнее Гу­ дермеса.

17 апреля к ним присоединилась банда в 16 человек из местного населения при трех ручных пулеметах. Удовлет­ воренный Шамилев возвращается в Горную Чечню, а Ка­ гиров, собрав, таким образом, довольно значительные силы, 18 апреля вышел со своим отрядом к железнодорож­ ному полотну в районе разъезда Герзель на реке Аксай (на границе с Дагестаном). Однако тут выяснилось, что желез­ ная дорога охраняется. Кстати, характерная черта — и в 1920-е годы, и позже чеченские бандиты нападали лишь при полной уверенности в беззащитности своих жертв. Столкнувшись же хотя бы с минимальным отпором, доб­ лестные «дети гор» с позором отступали.

Но не возвращаться же с пустыми руками! На следую­ щий день, 19 апреля, «борцы за веру» напали на ночевав­ ших у аула Герзель дагестанцев, захватив у них 23 упряж­ ных быка. На этом поход и завершился.

21 мая Кагиров вернулся в родной аул Гойты с трофея­ ми и воинской славой. (Незадолго перед этим, 9 мая, на­ ходясь в ауле Цацан-Юрт, «при попытке милиции аресто­ вать Кагирова последний, угрожая пулеметным огнем, рас­ сеял милицию».)

Кто же был жертвами прикрывавшихся высокими иде­ ями чеченских грабителей? В первую очередь население из сопредельных с Чечней районов.

37

«Население Надтеречного района Терского округа под­ вергается систематическим грабежам со стороны чеченс­ ких банд, производящих налеты мелкими шайками и скры­ вающихся с награбленным на территории Чеченской об­ ласти» (РГВА. Ф.25896. Оп.9. Д.287. Л.84).

Вот лишь выдержка из хроники бандитского произвола: 27 июня на дороге Ищерская—Галюгаевская банда че­ ченцев в 8 человек ограбила жителей станицы Ищерская. Забрав носильные вещи, конскую упряжь и деньги, банди­ ты скрылись в направлении аула Беноюрт Чеченской об­

ласти.

29 июня чеченской бандой в 6 человек были ограблены жители станицы Галюгаевской, банда скрылась на правом берегу Терека.

14 июля в районе станицы Наурская чеченская банда ограбила работавших в поле крестьян, захватив у них 4 рабочих быков.

В ночь на 2 августа банда чеченцев в 5 человек напала на железнодорожный разъезд Галюгаевский. Отбитая ру­ жейным огнем охраны, банда скрылась в направлении Моздока.

С 4 по 15 августа в районе станицы Наурская было от­ мечено пять случаев ограбления населения чеченскими бандами, при этом было захвачено 15 лошадей.

Также страдало и население города Грозного, тогда еще не входившего в состав Чечни. Лишь за семь дней лета 1925 года в его окрестностях было отмечено 12 случаев ограб­ ления населения мелкими (от 3 до 8 человек) чеченскими бандами. При этом ими были захвачены 24 лошади и уби­ то два полевых милиционера.

30 июля на дороге из станицы Червленая в Грозный оандои чеченцев были убиты член Кизлярского окружно­ го исполкома Янхотов и везший его подводчик, бандиты забрали фургон и двух лошадей.

Страдали от чеченских грабежей и дагестанцы. Одна­ ко поскольку оружие у них, в отличие от казаков, новая власть не отобрала, то они все-таки могли давать отпор бандитам. Так поступили, к примеру, жители дагестанских аулов Гоготль и Анди, когда 12 июля чеченцы попытались

38

угнать их скот. В завязавшемся вооруженном столкнове­ нии чеченцы, несмотря на наличие у них ручного пулеме­ та «Льюис», потеряли 2 человек убитыми и 6 ранеными, в то время как потери дагестанцев — 1 убитый и 1 раненый.

Подвергались чеченским набегам и пограничные рай­ оны Грузии.

Виюле 1925 года командование СКВО и местное ОГПУ предложили провести широкомасштабную опера­ цию по зачистке территории Чечни от бандформирова­ ний и изъятию оружия у местного населения. Заручив­ шись их поддержкой, Микоян встретился с отдыхавшим

вСочи Сталиным, после разговора с которым отправил шифротелеграмму Молотову, руководившему работой ЦК

вотсутствие генсека: «Политическое положение в Чеч­ не обострилось... Сталин дал личное согласие на необхо­ димость операции».

ВМоскве с шифровкой был срочно ознакомлен предсе­ датель Реввоенсовета Фрунзе, оставивший на ней резолю­ цию: «Это действительно надо сделать. Безобразий очень много».

Сосредоточение войск производилось под видом их участия в маневрах. Чтобы не дать бандитам уйти в сосед­ ние республики и области, были выставлены специальные заградительные отряды. Согласно плану, войска, разделен­ ные на 5 групп, сосредоточившись на северной, восточ­ ной и западной границах, должны были одновременно двинуться в глубь Чечни. Перед ними ставились две зада­ чи — полное изъятие оружия у населения, а также поимка бандитских главарей.

Поражает, особенно по современным меркам, незначи­ тельность сил, выделенных для зачистки Чечни — 4840 штыков и 2017 сабель при 130 станковых и 102 ручных пулеметах, 14 горных и 8 полевых орудиях, а также 8 само­ летов.

Операция началась 23 августа 1925 года. Наиболее слож­ ная задача — разоружение Шароевского района, где скры­ вался имам Гоцинский — была возложена на группу войск (1922 штыка и 480 сабель при 39 станковых пулеметах и б

39

оных орудиях) возглавляемую командиром 5-й кавалеийской дивизии Иосифом Родионовичем Апанасенко — ем самым, что впоследствии прославился, сумев накану­ не Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки восстановить боеспособность Дальневосточного Военно­ го округа, разваленного «гениальным полководцем» Блю­ хером. Уроженец села Митрофановское Донской области, ставший во время 1-й мировой войны полным георгиевс­ ким кавалером и, несмотря на всего лишь трехклассное образование, произведенный за храбрость в офицеры, Апанасенко как нельзя лучше подходил для выполнения этой задачи.

Привыкшие к слабости советских властей, чеченцы первоначально готовились к упорному сопротивлению. Особенно жители Зумсоя — родного аула уже упоминавше­ гося Атаби Шамилева. Они были настроены столь реши­ тельно, что даже продавали свой скот для приобретения оружия и боеприпасов.

По Чечне распространялись слухи, будто западные дер­ жавы, потребовав «предоставить свободу Кавказу», объя­ вили СССР войну, что английские войска уже взяли Моск­ ву, Тем сильнее было потрясение горцев, когда на их тер­ риторию неожиданно вступили многочисленные войско­ вые колонны, да к тому же вооруженные артиллерией и сопровождаемые авиацией.

Эффект внезапности был достигнут за счет полного отстранения от подготовки операции руководителей Че­ ченской области, заранее оповещавших своих соплемен­ ников о готовящихся против них действиях. В ряде райо­ нов Чечни местные органы власти активно поддержива­ ли бандитов. Так, уже во время операции ушел в банду пред­ седатель Итум-Калинского райисполкома. Еще раньше перешел на сторону Гоцинского 1ебертиев, сохранивший при этом свою должность местного начальника — из пред­ седателей Ножай-Юртовского окружного исполкома он стал наибом (т.е. наместником) имама.

Оценив движущуюся на них силу, главари бандитов по­ пытались было, говоря языком современных телекомменаторов, «инициировать процесс переговоров». Для этого к Апанасенко явились представители двух из 10 тейпов

40

аула Зумсой, предложившие ему «защиту» при прохожде­ нии по своей территории. Однако, в отличие от нынеш­ них генералов, комдив в переговоры вступать не стал, зая­ вив, что «Красная Армия в защите не нуждается, в чем смо­ жет лично убедиться каждый, кто посмеет на нее напасть».

Вместе с тем, когда к нему явилась делегация от нахо­ дившихся во враждебных отношениях с жителями Зумсоя бугуроевцев, Иосиф Родионович выказал тонкое понима­ ние местных реалий. Благосклонно выслушав рассказ о том, как зумсоевцы хотели устроить засаду против его ко­ лонны на их территории, а они, бугуроевцы, этого не по­ зволили, Апанасенко согласился принять их услуги в каче­ стве проводников. Более того, бугуроевцы были демонст­ ративно освобождены от разоружения, ожидавшего все другие чеченские тейпы.

Подойдя к Зумсою, Апанасенко потребовал сдать ору­ жие и выдать бандитских главарей. После того как аул под­ вергся артиллерийскому обстрелу, его жители начали ра­ зоружаться, а явившаяся делегация старейшин сообщила, что Атаби Шамилев вместе со своим ближайшим окруже­ нием бежал в горы. Однако комдив был неумолим.

Взорвав принадлежащие членам рода Шамилева дома (подобная карательная мера широко применялась в ходе операции, всего было взорвано 119 домов бандитов), он предъявил ультиматум населению Шароевского района с требованием выдать имама Гоцинского. 40 чеченских ста­ рейшин были взяты в заложники. За два дня на район сбро­ сили 22 пуда бомб. Результат не замедлил проявиться — 5 сентября Гоцинский был выдан, а 7 сентября сдался и Ата­ би Шамилев.

По той же технологии и столь же успешно действовали

идругие войсковые группы. В начале операции все зачи­ щаемые аулы оказывали пассивно-враждебное отношение

иприступали к сдаче оружия лишь после артиллерийско­ го и пулеметного обстрела, затем участились случаи доб­ ровольной сдачи оружия.

Всего из 242 разоруженных аулов 101 был подвергнут ружейно-пулеметному и артиллерийскому обстрелу, а 16 из

41

_ еще и бомбардировке с воздуха. Однако столь жестна первый взгляд, меры привели к весьма небольшим ерям среди населения — в результате обстрелов погиб- 5 человек и 30 было ранено. Кроме того, в перестрел­

ах было убито 12 и ранено 5 бандитов. Потери же красно­ армейцев составили 5 убитых и 8 раненых.

В результате обе поставленные задачи оказались успеш­ но решены. У населения Чеченской области было изъято 25 299 винтовок, 4319 револьверов и пулемет «Льюис». Были захвачены все без исключения сколько-нибудь круп­ ные бандитские главари (разительный контраст с нынеш­ ней чеченской войной), а всего арестовано 309 бандитов, из которых 105 (в том числе имам Гоцинский) — расстре­ ляны по приговору тройки полпредства ОГПУ СевероКавказского края.

Не избежал возмездия и предатель Гебертиев. Следует отметить, что сегодня все эти убийцы и грабители реаби­ литированы — как приговоренные внесудебными органа­ ми — и считаются безвинными жертвами «сталинских реп­ рессий».

Произведенная зачистка оказала шокирующее воздей­ ствие на обнаглевших от безнаказанности горцев. По Чеч­ не распространились панические слухи, особенный ужас у ее обитателей вызывало якобы предстоящее «восстанов­ ление казачества».

Как сообщалось в оперативно-разведывательном отчете о состоянии и борьбе с бандитизмом в СКВО от 4 декабря 1925 г.: «В Чеченской автономной области после проведен­ ной операции по изъятию оружия замечается полное зати­ шье в отношении бандитизма и одновременно до сих пор продолжается добровольная явка бандитов и сдача оружия» (РГВА. Ф.25896. Оп.9. Д.287. Л.94). И действительно, после окончания операции были сдано 447 винтовок, 27 револьве­ ров, 1 орудие, 4 пулемета, добровольно явилось 565 бандитов.

Русское же население окрестных районов, напротив, с энтузиазмом восприняло происходящее. Как отмечалось в сводках СКВО, многие казаки, выкопав спрятанное ору­ ­ие, добровольно присоединялись к красноармейским кордонам, чтобы помочь блокировать Чечню и не дать бандитам уйти.