Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

82

положение» так и не было никогда введено благодаря лич­ ному вмешательству Горбачева, тогда все еще формально­ го Президента СССР.

Введение ЧП могло предотвратить разграбление во­ енных складов, вооружение Дудаева и развязывание вой­ ны. Однако вмешательство Горбачева привело к тому, что в Грозный отправили самолеты с десантниками (около 300 человек) без личного оружия, которое другим само­ летом прибыло в Моздок. К такому своеобразному про­ ведению операции непосредственно были причастны министр обороны Е. Шапошников и министр МВД СССР

В. Баранников, получившие соответствующие указания от Горбачева.

Не будь этого вероломства, события в Чечне могли бы пойти совсем иначе. Прибытие в Грозный 7 ноября 1991 года десантников первоначально вызвало панику, заставив Дудаева и его сторонников покинуть занятое ими здание обкома партии. Улицы опустели. Все указывало на то, что республику можно легко взять под контроль без малейше­ го кровопролития.

Однако, поскольку безоружный десант, сидя в аэропор­ ту, по понятным причинам бездействовал, инициатива перешла в руки дудаевцев. Все окончилось позорным (по приказу из Москвы) отлетом тогда еще советских солдат восвояси.

Вооружение дудаевских бандитов, по мнению военно­ го прокурора Д. Бибикова, началось после того, как мар­ шал Шапошников «по согласованию с Дудаевым приказал призвать в части Грозненского гарнизона свыше тысячи чеченцев, что напрямую способствовало захвату военных городков, воору­ жения и техники».

В ноябре 1991 года в Чечню под видом гуманитарной помощи прибыла первая большая партия оружия из Тур­ ции. В то же время, в 1991—1992 гг., из Чечни в рамках приграничной торговли через ВО «Росвнешнеторг» МВЭС России было вывезено в Турцию 251,9 тыс. тонн нефте­ продуктов. Экспортная выручка составила 17,8 млн. дол­ ларов, которые в бюджет России не поступили.

83

В соответствии с указом Дудаева № 2 от 8 ноября 1991 г., было учреждено военное министерство, и все военные формирования «независимо от порядка подчиненности» переходили в полное распоряжение министерства.

На основании закона ЧР «О президентской деятельно­ сти» и указа № 16 от 9 декабря 1991 г. президенту подчиня­ лись «все вооруженные формирования на территории Чеченской республики».

Основой командного состава чеченской армии стали бывшие офицеры СА, у многих из которых был опыт бое­ вых действий в Афганистане и других горячих точках. Начальником штаба ВС стал Аслан Масхадов, бывший ко­ мандир артполка СА.

Закон об обороне ЧР от 24 декабря 1991 г. ввел обяза­ тельную воинскую службу для всех граждан Чечни мужско­ го пола. При этом на действительную службу призывались юноши 19—26 лет.

Основой ВС являлась Национальная гвардия. На осно­ вании указа Дудаева № 29 от 17 февраля 1992 г. военнослу­ жащие — граждане Чечни, самовольно оставившие воинс­ кие части на территории СССР и изъявившие желание служить в чеченских ВС, реабилитировались, а возбужден­ ные против них уголовные дела прекращались. С целью комплектования армии объявлялся призыв офицеров и сержантов запаса.

За период 1991—1994 гг. было проведено шесть моби­ лизаций в ряды ВС ЧР.

Всоставе ВС Республики предполагалось иметь сухопут­ ные войска, ВВС, войска ПВО и ПВ. Предусматривалось создание небольшой, мобильной, высокопрофессиональ­ ной армии.

Всоставе сухопутных войск планировалось иметь че­ тыре корпуса трехбригадного состава. Штатная числен­ ность корпуса — около шести тыс. военнослужащих.

Корпуса формировались по территориальному при­ знаку и размещались по зонам. Западная зона включала Ачхой-Мартановский, Урус-Мартановский и Грозненский районы; Северная — Надтеречный, Наурский и Шелковский; Центральная —Ленинский, Старопромысловский, Заводской, Октябрьский, Шалинский и Гудермесский. В

84

центральной зоне планировалось дислоцировать два корпуса.

Был открыт военный колледж по подготовке офицеров пяти специальностей: мотострелков, артиллеристов, де­ сантников, пограничников и связистов. В общей сложно­ сти в колледже прошло обучение не менее 700 человек.

Одновременно шла вербовка наемников из всех стран. Подбирались люди с опытом диверсионно-партизанской войны в горах и городских условиях.

К концу 1991 года, еще до проведенного Дудаевым че­ рез Верховный Совет решения о службе чеченцев «в пре­ делах своей родины», численность уже мобилизованных и поставленных «под ружье» дудаевских «гвардейцев» дос­ тигла 62 тысяч.

По данным М. Бурлакова (69), начиная с 80-х годов в республиках Северного Кавказа стали набирать силу ан­ тирусские настроения. При активном содействии мест­ ных советско-партийных кланов (и негласной поддерж­ ке центральной власти) под видом национально-культур­ ных обществ создавалось ядро будущих сепаратистских организаций.

Одновременно происходила «национализация» адми­ нистративного аппарата, правоохранительных органов и управленческих структур.

На бытовом уровне стала набирать силу травля русско­ го и казачьего населения. Все чаще звучали лозунги: «Рус­ ские, убирайтесь вон», «Долой русских оккупантов».

Любые преступления против русских практически не расследовались, порождая безнаказанность со стороны националистических сил.

Все это вынуждало русских покидать места своего ис­ конного проживания, уезжать в Центральную Россию.

К концу 80-х годов этот процесс приобрел обвальный характер. Например, в 1988 году город Грозный покинуло около 8 тысяч русских, в 1989 году — 19 тысяч, в 1990 году уже выехало более 60 тысяч.

Существенно изменился этнический состав казачьих станиц Наурского, Шелковского, Грозненского и Сунжен-

85

ского районов республики. В эти станицы в 1980-х годах началось активное переселение чеченцев из горных рай­ онов Чечни.

К началу 1990-х годов в Чечне были созданы все усло­ вия для начала открытого террора против русского насе­ ления.

Во-первых, в Грозном большинство руководящих по­ стов, особенно в силовых структурах, занимали чеченцы.

Во-вторых, этнический состав городов (Грозный, Гудер­ мес, Аргун) изменился в сторону преобладания «коренных жителей». В станицах, исконно принадлежавших русским казакам, появился значительный процент (от 20 до 50) переселенцев из горных районов.

В-третьих, были созданы массовые политические и об­ щественные организации антирусской направленности («Народный фронт», «Вайнахская демократическая пар­ тия» во главе с Зелимханом Яндарбиевым, партия «Ислам­ ский путь» во главе с Бисланом Гантамировым, «Зеленое движение» — экологи во главе с Р. Гантамировым и ряд дру­ гих), пользовавшиеся расположением и поддержкой мест­ ного руководства.

Эти организации располагали пока немногочисленны­ ми группами боевиков. А их смычка с «национализирован­ ными» органами МВД открывала доступ к огнестрельно­ му оружию.

Первым, как бы пробным, актом было нападение на станицу Троицкая 28 апреля 1991 года. Вот как описыва­ ет это событие очевидец:

«...подбежав к окну, которое выходит на улицу, я увиде­ ла, что вся наша улица заполнена машинами; множество мужчин, в руках которых ружья, пистолеты, ножи. Они стреляют, кричат, свистят, как дикая орда. Мимо проезжал русский мужчина на «Жигулях», его остановили, вытащи­ ли, стали бить, автомобиль перевернули.

Весь этот кошмар длился 7—10 минут, затем все сели в машины и поехали в сторону ст. Орджоникидзевской. Толь­ ко они уехали, подъехала милиция, все люди повыходили, стали кричать, женщины плакать. А эта толпа уже виднелась возле центральной остановки. Затем вся эта колонна авто-

86

машин стала возвращаться и, не доезжая до нас, свернула на улицу Широкую, ведущую в станицу. Я сказала милиционе­ ру: «Смотрите, вон они поехали в станицу, это они!» Мили­ ция как будто не слышит, ходят, рассматривают переверну­ тый автомобиль, слушают истерики перепуганных женщин. И тут я поняла, что мы бессильны, что нас раздавят, пере­ стреляют, перережут всех, и никто нас не защитит.

Минут через десять милиция уехала, все люди стали рас­ ходиться, а еще минут через десять произошел второй на­ лет... Добив все, то осталось еще целым, они поехали в сто­ рону Карабулака, и мы услышали там, на автобусной оста­ новке выстрелы, которые звучали все чаще, крики избива­ емых и бегущих людей. Закрыв ворота на замки, мы убежа­ ли из дома и до темноты вместе с соседями провели в садах и зарослях кустарников. А но станице то в одной, то в дру­ гой стороне слышались выстрелы...»

Стоит обратить внимание на дату налета: 28 апреля 1991 года. Еще существует Чечено-Ингушская АССР во гла­ ве с первым секретарем местного комитета партии Доку Завгаевым. За три дня до налета в станице работала объе­ диненная группа МВД и КГБ республики, которая изъяла

указаков все оружие (охотничьи ружья).

Иеще одна деталь: станица Троицкая к этому времени оставалась единственной станицей, где проживали только казаки, казачьи традиции были здесь особенно сильны, и станичники отказывались продавать дома чеченским пере­ селенцам. Понятно, что это обстоятельство сыграло решаю­ щую роль в выборе мишени для полномасштабного погрома.

После захвата Исполкомом ОКЧН власти в Грозном, для русских жителей республики начался настоящий ад.

Вот только несколько показаний из десятков тысяч свидетельств террора в отношении русского населения.

«1 января 1993 года в 3 часа ночи ворвались в масках со стрельбой к гр-ну Шеховцову П.И., избили его, забили живьем в ящик, мать-старуху загнали в кухню и забили две­ ри, а со двора угнали машину...

12 марта 1994 года ночью был обстрелян из автоматов дом Мишустина С.Т. и угнана автомашина.

87

16 марта 1994 года ночью ворвались в дом Вострикова А. Вооруженные люди избили его, говоря при этом: «Дядя, мы работаем по графику, каждая семья русских у нас в спис­ ке». А со двора угнали машину...

А также угнаны автомашины у граждан: Мосиенко М.А., Попова И.Е., Лабынцева В., Федосеева А.И. и многих других.

Ограблены и избиты старухи: Федорова А, Трикозова М.Л., КазарцеваА., ПирожниковаВ., ВанынинаМ., Буханцова М., Матюхина В., Малышева А.К., Тиликова, Мишустина Х.В. и много-много других.

22 февраля 1994 года — в 8 часов вечера из дома с посте­ ли в ночной сорочке была похищена гр-ка Ковалева Л. и вывезена за пределы станицы в строну Ачхой-Мартана. Была изнасилована, зверски избита группой из шести че­ ловек и брошена в ночной сорочке, босиком.

24 марта 1994 года из дома была похищена ученица 8 класса Назарова Лена, была зверски изнасилована группой из шести человек.

13 мая 1994 года. В доме Калиниченко ночью было звер­ ское нападение: выбиты двери, окна, избиты мать и бабуш­ ка, а девочка Оксана 13 лет была в своем же доме изнаси­ лована и увезена в 3 часа ночи в дом, расположенный за овощехранилищем Ассинского консервного завода, где зверское изнасилование продолжалось тремя лицами.

Грабят и насилуют 70-летних старух, при этом говоря: «Вы, русские, живете на чеченской земле, и нам нет нака­ зания в наших поступках».

Люди от страха вынуждены за бесценок отдавать свои дома, нажитые своим потом и кровью, переезжая не­ известно куда, не приобретая себе за эти гроши жилья, некоторые, не выдержав всего этого, лишаются рассуд­ ка, умирают, не доезжая до места... Да когда же правитель­ ство обратит внимание на русских...» (из письма жите­ лей ст. Ассиновская Сунженского района президенту России).

«Зимой 1992 года у меня и моих соседей чеченцы ото­ брали ордера на квартиры и, угрожая автоматами, прика-

88

зали выселяться. Я оставила в Грозном квартиру, гараж и дачу...» А. Лотникова.

«Из Грозного уехала в марте 1993 года. Моего сына 5 раз грабили, снимали с него всю верхнюю одежду. По дороге в институт моего сына чеченцы сильно избили, проломили ему голову, угрожали ножом. Меня лично избивали лишь потому, что я русская». И. Чекулина.

«Моя дочь вечером возвращалась домой. Чеченцы ее затащили в машину, избили, порезали. Мы вынуждены были уехать из Грозного». Т. Александрова.

«Я выехала из г. Грозного в феврале 1993 года из-за по­ стоянных угроз со стороны вооруженных автоматами че­ ченцев. Бросила квартиру, гараж, автомашину и выехала с мужем. В феврале 1993 года чеченцы убили на улице мою соседку. Ей пробили голову, переломали ребра, изнасило­ вали. Из квартиры рядом также была убита ветеран войны Елена Иванова. В 1993 году жить стало там невозможно. Убивали кругом. С работы русских стали увольнять без вся­ ких причин. В квартире рядом убили мужчину 1905 года рождения. Девять ножевых ран нанесли ему. Дочь его из­ насиловали и убили тут на кухне». А Кочедыкова.

«Дудаевцы ворвались в квартиру моего соседа, его уби­ ли, жену замучили, двум детям открутили головы». И. Шестерова.

«2 декабря 1993 года на автобусной остановке «36 учас­ ток» Старопромысловского района г. Грозного 5 чеченцев взяли меня за руки, отвели за гараж, избили, изнасилова­ ли, а потом возили по квартирам, где насиловали». Н. Ко­ лесникова.

«...Выполняя заказы, мне приходилось посещать дома чеченцев, практически в каждом доме был русский рабо­ чий-невольник, который выполнял всю самую грязную ра­ боту по хозяйству. Документы у них были отняты и вые­ хать из Чечни у этих лиц возможностей не было. В случае попытки побега, пойманного либо жестоко избивали, либо убивали». Н. Белов.

Таких свидетельств десятки тысяч (69).

В результате развернутого против русского населения геноцида, в конце 1991 — начале 1992 года из Чечни гото-

89

вились выслать 37% русских. (На 1989 год общее их коли­ чество в республике составляло 400 тысяч человек). В то время даже уже из воевавшего Таджикистана число бежен­ цев было во много раз меньше. В результате развязанного террора люди бежали, бросая все нажитое годами имуще­ ство, многие не имея даже элементарных средств для су­ ществования.

10 января 1992 года была устроена перерегистрация «иноязычного населения» Чечни. Те, кто не успевал ее пройти вовремя, объявлялись террористами.

В начале 1992 г. в Чечне побывали все три крылатых «героя» августа 1991-го: Шапошников, Кобец и Грачев. Все они не только остались довольны тем, что на официаль­ ном языке называется «строительством вооруженных сил молодой независимой республики», но и подписали ряд соглашений и протоколов о «намерениях относительно даль­ нейшего прогресса в этой области».

С 6 по 9 февраля того же года дудаевскими бандитами был разгромлен 566-й полк внутренних войск России. Были захвачены расположения четырех воинских частей, нача­ лись нападения на военные городки Особого учебного центра. Было похищено 4 тысячи единиц огнестрельного оружия, около 3 млн. боеприпасов, 186 единиц боевой тех­ ники. Убито 10, ранено 14 человек.

1 марта была предпринята первая вооруженная попытка смещения Дудаева: захват антидудаевской оппозицией те­ левидения и радио в г. Грозном с применением огнестрель­ ного оружия и требованием отставки Д. Дудаева, роспуска парламента, организации новых всеобщих выборов.

Дудаев назвал эту акцию «попыткой государственного переворота» и потребовал привлечения виновных к ответ­ ственности. Национальная гвардия отбила все силовые попытки оппозиционеров.

12 марта последовало принятие так называемой Кон­ ституции Чеченской Республики, в соответствии с которои Чечня является «самостоятельным суверенным госу­ дарством» и «равноправным субъектом в системе мирово­ го содружества наций».

90

Начиная с марта 1992 года функции легальных властей Чечни фактически стало выполнять МВД Чечни, превра­ тившееся в основную опору дудаевского режима.

26 мая по инициативе чеченской стороны были прове­ дены консультации российских и дудаевских рабочих групп экспертов по выработке взаимоприемлемых подходов к проведению полномасштабных переговоров по урегулиро­ ванию отношений Чечни с Центром, определению статуса республики и разработке основ двусторонних отношений.

В мае дудаевцами было захвачено здание республиканс­ кого КГБ вместе со всеми имевшимися там документами и оружием.

Кроме того, необходимо особо отметить личный «вклад» маршала Шапошникова, возглавлявшего Объеди­ ненные Вооруженные силы СНГ и отдавшего распоряже­ ние о передаче Дудаеву 50% вооружений российской ар­ мии. Соответствующий приказ был подписан Ельциным, возложившим (16.03.92 г.) на себя обязанности министра обороны, и Грачевым, которого он назначил своим замом.

Директивой Павла Грачева № 31б/1/0308ш от 28 мая 1992 г. было передано Дудаеву 50 процентов оружия и воору­ жения, находившегося на территории республики, однако реально было передано и захвачено более 80 процентов во­ енной техники и около 75 процентов стрелкового оружия.

На территории Чечни находились следующие объекты вооруженных сил Российской федерации:

173-й гв. окружной учебный центр Северо-Кавказс­ кого ВО (бывшая 42-я гв. мед).

903-й зенитный ракетный полк.

382-й учебный авиаполк.

Запасной узел связи Каспийской флотилии.

Управление 93-го радиотехнического полка 12-го корпуса ПВО.

Военно-технические склады Армавирского военноавиационного училища.

566-й конвойный полк ВВ МВД России.

В период с 1991 по 1994 г. оружие и вооружение посту­ пало в республику из следующих источников: закупки в

91

СНГ и за рубежом; получение от Министерства обороны рф; захват и хищение со складов МО РФ; собственное из­ готовление.

В соответствии с разделением чеченских ВС на регуляр­ ные войска и ополчение штатное армейское оружие шло армии, а все остальное — ополченцам.

Кроме того, в 1992 г. режим Дудаева организовал на площадях Грозненского машиностроительного завода «Красный Молот» малосерийное производство 9-мм ма­ лого пистолета-пулемета К6-92 Б О Р З (волк) своей соб­ ственной конструкции, рассчитанного под 9-мм патрон пистолета Макарова (ПМ). Ударно-спусковой механизм допускает ведение как одиночного, так и автоматическо­ го огня.

По словам С. Монетчикова, изготовление этого писто­ лета-пулемета классической компоновки (с расположени­ ем магазина перед пистолетной рукояткой), состоящего практически полностью из штампованных деталей, не со­ ставляло особых проблем даже для слаборазвитой про­ мышленности Чечни, имеющей только стандартное про­ мышленное оборудование.

Но маломощность производственной базы повлияла не только на простоту его конструкции и на объемы про­ изводства (чеченцам удалось изготовить за два года толь­ ко очень небольшое количество БОРЗов, не превышаю­ щее нескольких тысяч единиц), но и на достаточно низ­ кую технологию его производства. Стволам этого оружия свойственна низкая живучесть из-за использования ин­ струментальных, а не специальных марок стали.

Ошибки, допущенные при конструировании БОРЗа, повлияли на неполное сгорание порохового заряда при стрельбе и обильное выделение пороховых газов, что не­ безопасно для самого стрелка, особенно если огонь ведет­ ся из закрытых помещений.

В то же время этот пистолет-пулемет целиком оправ­ дывал свое назначение как оружие для полувоенных фор­ мирований партизанского типа. Поэтому БОРЗ — компак­ тное, трансформируемое оружие позже использовалось изза своих малых массо-габаритных характеристик наряду с однотипным оружием западного производства — пистоле-