Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

ЧАСТЬ 2

ПЕРВАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ

Начало

Благодаря событиям 26 ноября, российское общество аккуратно подвели к убеждению, что чеченскую проблему без ввода федеральных сил, т.е. фактического начала граж­ данской войны, решить нельзя. Одновременно эта, не по­ требовавшая больших сил, победа в один момент усилила позиции Дудаева, к которому стали переходить даже люди из оппозиции, усилившие его и без того мощную армию.

Разрабатывавший и проводивший спецмероприятие 26.10.1994 г. в Чечне, начальник Управления ФСК по Мос­ кве и Московской области экс-диссидент Е. Савостьянов, был снят с должности 2.12.1994 г. за попытку вмешаться на стороне Гусинского в проведенную Службой безопасно­ сти президента РФ операцию «мордой в снег» (Коржаков «подписался» за Тарпищева) у штаб-квартиры группы «МОСТ» на Новом Арбате.

• • •

28 ноября 1994 года было принято «Обращение к Пре­ зиденту Российской Федерации» (инициатором и сборни­ ком подписей под которым был премьер-министр Черно­ мырдин ), которое содержало просьбу к «...Президенту РФ, гаранту Конституции РФ, прав и свобод человека и граж­ данина... немедленно... принять все меры для наведения конституционного порядка» в Чеченской Республике.

Под давлением «красноречивого» премьера письмо подписали руководители соседних с Чечней субъектов федерации — Адыгеи, Северной Осетии, Кабардино-Бал­ карии, Ставрополья, Краснодарского края, КарачаевоЧеркесии, Ростовской области. Отказались подписывать Аушев (Ингушетия) и Магомедов Магомед Али (Дагестан).

В ночь на 29 ноября было распространено «Обращение президента РФ к участникам вооруженного конфликта в Чеченской Республике». Участникам конфликта был предъявлен ультиматум: в течение 48 часов «прекратить

113

огонь, сложить оружие, распустить все вооруженные формирования, освободить всех захваченных и насильствен­ но удерживаемых граждан».

29 ноября Совет безопасности РФ принял решение о военной операции против Чечни. Ельцин выдвинул уль­ тиматум — «либо в Чечне прекращается кровопролитие, либо Россия будет вынуждена пойти на крайние меры».

Втот же день, 29 ноября 1994 года, начались бомбежки Грозного. «Точечное бомбометание» означало бомбарди­ ровки домов тех, кто ждал прихода российской армии, видя в ней освобождение от бандитского беспредела. В то же время ни одна бомба, ни один снаряд не поразили дво­ рец Дудаева в течение всего времени, пока он там нахо­ дился.

Вэтот же день глава ельцинской администрации С. Фи­ латов явился к шефу с проектом указа о введении в Чечне чрезвычайного положения. По его словам, «требовалось ввести туда внутренние войска, чтобы помочь Верховному Сове­ ту сохранить власть в Грозном. Но этот прогресс притормозил, по-моему, тогдашний министр внутренних дел В.Ф. Ерин...» То же самое сделал и помощник Ельцина по национальной безопасности Ю. Батурин.

30 ноября Ельцин подписал Указ № 2137с «О меропри­ ятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», предусматривавший «разоружение и ликвидацию воору­ женных формирований на территории Чеченской Респуб­ лики».

30 ноября в соответствии с указаниями ГШ ВС РФ вой­ ска СКВО и ВВ МВД приступили к подготовке и планиро­ ванию операции.

1 декабря 1994 года «неопознанные» самолеты и верто­ леты начали бомбить Грозный.

К 5 декабря создание группировок федеральных войск на Моздокском, Кизлярском и Владикавказском направле­ ниях было в основном завершено.

6 декабря прошла встреча министра обороны П.С. Гра­ чева, министра внутренних дел В.Ф. Ерина и президента

114

Чечни Д. Дудаева в станице Орджоникидзевская (Слепцовская) в Ингушетии.

6 декабря 1994 года телевизионная программа «Вести» передала интервью П. Грачева, в котором были следующие слова: «Яздесь впервые говорю. Мы с ним (с Дудаевым. — Прим, авт.) уединились в соседней комнате один на один. Я ему прямо сказал: «Джохар, это твой последний шанс, и давай поймем как военный военного. Давай решим таким образом, чтобы по опы­ ту Афганистана не было крови в Чечне. Джохар, неужели ты думаешь, что будешь воевать против нас? В любом случае я тебя разобью». Он спросил: «Неужели вы действительно пойдете?» - «Да. Действительно принято решение - готовься к самой насто­ ящей войне, но пока не поздно, нужно признать незаконность всех решений и отказаться от ведения силовых действий». И тогда он мне заявил, что не может отказаться. Я задал вопрос: «Поче­ му ты не сможешь отказаться ?» И вот здесь у этого человека вырвалось: «Я не принадлежу сам себе. Если я приму такое ре­

шение, меня не будет, но будут другие. Меня они просто не вы­ пустят. Будут другие, и они все равно будут выполнять то ре­ шение, которое нами уже утверждено». Тогда я ему сказал: «Тог­ да война». Он сказал: «Да, война!»...»

9 декабря Ельцин издал Указ № 2166 «О мерах по пресе­ чению деятельности незаконных вооруженных формиро­ ваний на территории ЧР и в зоне осетино-ингушского кон­ фликта». Согласно его положениям, правительству РФ поручалось «использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественно­ го порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований».

В тот же день правительство РФ приняло постановле­ ние № 1360 «Об обеспечении государственной безопасно­ сти и территориальной целостности РФ, законности, прав

исвобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», которым на ряд мини­ стерств и ведомств возлагались обязанности по введению

иподдержанию на территории Чечни особого режима, подобного чрезвычайному, без формального объявления там чрезвычайного или военного положения.

115

К моменту введения в Чечню федеральных войск режи­ мом Дудаева было убито 45 тысяч человек и изгнано из республики около 350 тысяч людей, в основном русских. А с началом военных действий территорию Чечни поки­ нуло дополнительно еще 140 тысяч человек.

Ко времени начала вооруженных действий оснащение российских войск по данным Совета безопасности Рос­ сийской Федерации составляло: 60% от нормативной у войск Министерства о б о р о н ы , 70% — у внутренних войск, 45% — у милиции и ОМОНа. При этом вооруже­ ние и техника выработали на 80% свой ресурс, а еще 10% требовали ремонта. Войска, проводившие в Чечне бое­ вые операции, были укомплектованы от 30 до 80% штат­ ной численности (23).

Военные эксперты считают, что для того, чтобы Воо­ руженные силы были в состоянии выполнять стратегичес­ кие задачи, их укомплектованность личным составом не должна опускаться ниже 70%. А по соотношению на 1.09.1995 г. российские вооруженные силы в среднем были укомплектованы на 64%! (24).

Процент прибывавшей в Чечню неисправной техники, согласно официальной информации, составлял 20%. Од­ нако, например, из Приволжского военного округа при­ было 36% неисправных БТРов, из 18 единиц 122-милли­ метровых гаубиц неисправными прибыли 12. Из арсенала Уральского округа было прислано 18 самоходных орудий, из которых лишь 4 можно было использовать. 39% БТРов, прибывших с Урала, также оказались неисправными. В общей сложности войска в Чечне получили около 600 еди­ ниц неисправной боевой техники и вооружений.

Армия задолжала за поставки хлеба огромные деньги, и ей часто отказывали в поставках хлеба. В Чечне уси- Денный фронтовой паек составлял 65% от положенной нормы.

Одну из главных ролей в развале армии и доведении е е до такого состояния сыграли В. Черномырдин (воз­ главлявший к тому времени уже два года так называемую «комиссию по реформированию армии»), под руковод-

116

ством которого формировалась военная политика Рос­ сии в те годы, а также А. Чубайс, назначенные руководить реформой в армии.

Необходимо также упомянуть фамилии главкомов ВДВ — Е. Подколзина, ВВС — П. Дейнекина, сухопутных войск — В. Семенова, главного военного инспектора —

К.Кобеца и начальника Генштаба — М. Колесникова.

Атеперь посмотрим, какие силы противостояли дезор­ ганизованным «реформами» и прямым предательством российским войскам. Против них, в большинстве своем состоявших из едва научившихся держать оружие в руках 18—20-летних вчерашних новобранцев, стояла настоящая бандитская армия.

По данным Р. Хасбулатова, только к осени 1994 года в Грозном находилось около 3,5—4 тысяч боевиков, прекрас­ но знавших город, отлично вооруженных и экипирован­ ных; более 150 снайперов, более 200 иностранных наем­ ников, много гранатометов, отлично работающая связь.

Регулярная армия Дудаева на конец 1994 года выгляде­ ла следующим образом*:

П Р Е З И Д Е Н Т С К А Я Г В А Р Д И Я :

Десантно-штурмовой батальон (три дшр). Мотострелковый батальон (три мер, рота охраны пре­

зидента).

Рота почетного караула. Конная рота.

Всего — около 2000 чел. Президентская гвардия осуще­ ствляла охрану президента Чечни и важных прави­ тельственных объектов.

В О О Р У Ж Е Н Н Ы Е с и л ы :

«Абхазский» десантно-штурмовой батальон, Ш. Басаев. «Мусульманский» батальон КГНК.

Галанчешский полк Специального назначения, Р. Гелаев. Шалинский танковый полк, С. Исаев (три танковых

батальона, дивизион самоходных орудий).

----------------------------------------------------------------------------

* Источник: Карпов И.Е., Плоткин Г.Л. Расписание армии ЧРИ, 1994 // http:/ /chcchnya.gcnstab.ru/maps.htm

117

Полк полевой артиллерии (три артиллерийских диви­ зиона).

Полк РСЗО (три дивизиона РСЗО). Зенитно-артиллерийский полк (три дивизиона ЗРК). Противотанковый полк (три дивизиона ПТУР, артил­

лерийский дивизион).

1-й мотострелковый полк (1-й, 2-й, 3-й мотострелковые батальоны, 1-й артиллерийский дивизион, 1-й про­ тивотанковый дивизион, 1-й зенитно-артиллерийс­ кий дивизион).

2-й мотострелковый полк (5-й, 6-й, 7-й мотострелковые батальоны, 2-й артиллерийский дивизион, 2-й про­ тивотанковый дивизион, 2-й зенитно-артиллерийс­ кий дивизион).

3-й пехотный полк (три кадрированных пехотных ба­ тальона, 3-й артиллерийский дивизион, 3-й проти­ вотанковый дивизион, 3-й зенитно-артиллерийский дивизион).

Горно-стрелковый полк, И. Арсанукаев. Два инженерных батальона.

Два батальона связи. Военный колледж и курсы.

Разведывательно-штурмовой авиаполк (две эскадрильи). Вертолетная эскадрилья.

Две учебные эскадрильи.

В С Е Г О 13 500 — 15 000 Ч Е Л .

Несмотря на наличие большого авиапарка, количество подготовленных летчиков было недостаточным (всего 41 пилот), поэтому шла ускоренная подготовка летного соста­ ва (около 100 курсантов) на базе «Калиновская» бывшего Армавирского ВАУ. Около 40 курсантов было отправлено на обучение в Турцию. Младшие специалисты ВВС гото­ вились в школе сержантов в г. Грозном.

П О Д Р А З Д Е Л Е Н И Я М В Д :

Два батальона полиции, из них один — кадрированный. Батальон специального назначения.

Шесть рот ОМОНа.

ВСЕГ О — 3 5 0 0 ЧЕЛ .

118

Подразделения МВД в контакте с Департаментом госу­ дарственной безопасности решали вопросы внутренней стабильности Республики.

По заявлению руководителя командования группиров­ кой федеральных войск в Чечне (с 01.02.1995) заместите­ ля министра внутренних дел РФ, командующего внутрен­ ними войсками МВД РФ А. Куликова, после захвата феде­ ральными войсками 25 января личного архива Д. Дудаева он получил документы, из которых следует, что армия Чеч­ ни по состоянию на 1 января 1994 года представляла со­ бой наиболее крупное вооруженное формирование в се­ верокавказском регионе.

Вдокументе были указаны все фамилии: начальник Ге­ нерального штаба, представитель президента в Генштабе, командующий национальной гвардией, командующий ВВС

ит.д., а также даны характеристики каждого рода войск, состав, численность.

Согласно этим документам, Д. Дудаев мог при объявле­ нии мобилизации поставить под ружье 300 тыс. человек. (На заседании старейшин республики Дудаев поставил за­ дачу выделить по 50 мужчин от каждого тейпа в состав сво­ их войск.)

Всоставе регулярной армии Дудаева были в основном взрослые мужчины (средний возраст около 35 лет), про­ шедшие службу в советских, а затем российских Вооружен­ ных силах.

Всреднем под командованием полевых командиров регулярных частей было от 100 до 200 бойцов.

Вусловиях сложной оперативной обстановки проводи­ лись регулярные совещания полевых командиров и обес­ печивалась надежная связь между подразделениями. Эти части наряду с наемниками были ядром всей системы обо­ роны чеченских формирований.

Следует отметить тот факт, что на стороне Д. Дудаева воевали (по данным ФСК и ГРУ ГШ на конец февраля 1995 г.) более 5000 наемников мусульман и немусульмап из 14 государств ближнего и дальнего зарубежья (в том числе Турции, Афганистана, Ирана, Саудовской Аравии, Пакис-

119

тана, Иордании, Азербайджана, Украины, стран Балтии и русские наемники).

По тем же данным, почти половина наемников — выход­ цы из Грузии, Абхазии и Дагестана, 700 человек из Афга­ нистана, около 200 из стран Балтии, 150 из Украины.

В Грозном сражались два «абхазских» чеченских бата­ льона — самые боеспособные части вооруженных сил Чеч­ ни. Абхазов в этих батальонах не было, поскольку в их со­ ставе находились прошедшие Нагорный Карабах и Абха­ зию чеченские фанаты — опытные и очень опасные про­ тивники, практически смертники.

В 1994 году это формирование составило основу воен­ ной группировки, использованной Дудаевым сначала для борьбы с внутренней оппозицией, а затем и с федераль­ ными войсками России.

Из наемников составлялись мобильные профессио­ нальные группы, придерживавшиеся тактики действия диверсионно-разведывательных групп спецназа: удар — отход. (Заработная плата наемников в зависимости от квалификации составляла от 200 до 800 долларов в день, а по данным ГРУ — около 1000 долларов в день с допол­ нительной выплатой за каждую подбитую единицу бро­ нетехники.)

Ведение боевых действий дудаевцами обеспечивалось не только деньгами, но и шантажом. Известны случаи, ког­ да у русских женщин чеченцы отбирали детей в качестве заложников с требованием узнать определенную инфор­ мацию в расположении российских частей. Это, кстати, являлось одной из причин высокоэффективного миномет­ ного обстрела позиций федеральных войск чеченскими формированиями.

Среди наемников было большое количество высоко­ классных снайперов, имевших боевой опыт. По утверж­ дениям военных, только в 8-м армейском корпусе по со­ стоянию на начало января 1995 г. на уровне взвода и роты офицеры были практически выбиты снайперским огнем. В частности, в 81-м полку из Чернореченска Приволжс­ кого военного округа в одном из батальонов после боев впервых числах января остались всего один офицер и 10 солдат.

120

Именно профессионалы-наемники вели и эффективную эфирную войну. Они отлично знали частоты, используе­ мые федеральными войсками, прослушивали многие ра­ диопереговоры и часто вступали в них. Кроме обычных угроз, организовывалась и передача ложных радиораспо­ ряжений с целью дезинформации.

Так, согласно приказу, в одну из частей были поданы машины с боеприпасами без соответствующего распоря­ жения командира данной части. Сразу же после прибытия машин зона дислокации данной войсковой части была подвергнута точному минометному обстрелу. Взорвались новые и старые боеприпасы, о которых отлично знали дудаевцы.

Проблему борьбы с радиошпионажем прекрасно мог­ ли бы решить части радиоэлектронной борьбы. Однако полк РЭБ почему-то дислоцировался в Моздоке.

Кроме радйопереговоров, для связи между отдельными подразделениями чеченские формирования использовали разные типы игральных карт. Карты служили паролем и одновременно для передачи приказаний в письменной форме.

Для связи между подразделениями большей частью ис­ пользовались дети, что обеспечило чеченцам практичес­ ки быструю и полную передачу информации в условиях разобщенности подразделений дудаевцев при ведении уличных боев.

К собственно регулярным незаконным вооруженным формированиям (НВФ) дудаевцев непосредственно при­ мыкали ополчение и отряды самообороны.

Ополчение должно было созываться с началом военных действий для поддержки регулярной армии. В нем насчи­ тывалось несколько десятков тысяч (в конце 1994 г. — до 40 тыс.) человек.

Что же касается самообороны, то каждый ее отряд ком­ плектовался выходцами из одного населенного пункта, негодными к военной службе по состоянию здоровья или возрасту, и предназначался для его непосредственной обо­ роны.

121

ВГрозном также была четко налажена своя система са­ мообороны. Это были жители Грозного и ближайших при­ городов. Каждый квартал имел специальные группы жи­ телей, которые несли круглосуточное дежурство в районе своей прописки.

Вэтих группах были свои снайперы, автоматчики и гранатометчики. Основная их функция — защита своего квартала, улицы, дома, однако и они участвовали в боях на передовой, до которой от их постоянного места дисло­ кации было максимум несколько кварталов.

Только в случае вытеснения из своего квартала эти формирования, которые в наименьшей степени подчи­ нялись централизованному командованию, пополняли ополчение.

Необходимо также отметить, что подавляющее боль­ шинство личного состава регулярной армии Чечни и воо­ руженного ополчения прошли службу в рядах Советской Армии, многие участвовали в афганской войне и в боевых действиях в Абхазии.

Каждый отряд ополчения в Грозном был мобилен, имел от одной до нескольких машин. Отряды держали четкую связь с регулярными формированиями и друг с другом. Для этого в распоряжении отрядов были полевые стационар­ ные и индивидуальные портативные рации.

Подвалы для постоянного местопребывания боевиков выбирались просторные и удобные. Все эти помещения были тщательно оборудованы. Туда подводились и газ (по возможности), и электричество от движков. В обязатель­ ном порядке устанавливали печи и плиты.

Спальни оборудовались раскладушками и нарами. В этих же подвалах размещались столовые, где еда готови­ лась на всех. Отдельные кабинеты для начальства и для медсанчасти. В таких медсанчастях оказывали не только первую помощь, но и делали операции.

Боевые действия велись вахтовым методом. О каждом выходе на боевую операцию подробно докладывалось: что, где , какое количество бронетехники и т.д.

Перед выходом того или иного отряда на конкретную операцию тщательно проводился ее разбор, вплоть до рас­ пределения, кто какую единицу бронетехники противосто-