Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗФ Гендерология / лекции гендеролог / Л.2 Гендерн. стереотипы.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
364.03 Кб
Скачать

Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции

49

Сегодня еще недостаточно социально-психологических исследо­ваний, посвященных особенностям стереотипного образа (идеала) российского мужчины. В связи с этим обратимся к работе извест­ного отечественного историка, ведущего специалиста Института эт­нологии и антропологии РАН Н. Л. Пушкаревой [82] и проследим логику ее рассуждений об истоках неоднозначного мужского идеа­ла в российском менталитете. Подробный анализ мужского образа в русской сказочной традиции и входящие в него характеристики, выявленные Пушкаревой, вполне могут стать отправной точкой для серьезных социально-психологических изысканий.

Не вдаваясь в подробности этиологии и морфологии сказок, Пушкарева предлагает свою версию, которая позволяет объяснить истоки «немужественного» в стереотипном образе российского муж­чины. Весь сказочный материал она разделила на три группы, в со­ответствии со способом «достижения жизненного успеха».

Первая группа включает сказки о героях-богатырях, с детства наделенных и храбростью, и силой, и смышленостью и выгодно отличавшихся от своих братьев или соперников. Чтобы получить награду-приз за такое «правильное» соответствие стереотипному мужскому образу, героям требовалось только проявить свои уме­ния — сразиться с Вихрем, Чудом-Юдом или иными волшебными силами, победить их и получить «вознаграждение» (невесту, царев­ну). Таковы сказки «Два Ивана солдатских сына», «Медное, сере­бряное и золотое царство» и многие другие [11]. По мнению Пуш­каревой, не эти или, точнее, не только эти тексты характеризуют самую устойчивую часть русской сказочной традиции — поэтому особое внимание она обращает к двум Другим группам.

Вторую группу сказок (наиболее популярных в русской тради­ции) объединяет присутствие мужских образов, которые типичны именно для русского фольклора: Иван-царевич из сказки «О Царев­не-лягушке», Иванушка-дурачок, Емеля и многие другие, рисующие образы «молодцев» — немужественных мужчин.

В третьей группе сказок действуют слабый молодец и сильная героиня-богатырша (Марья-Моревна, Синеглазка, Царь-девица), «являющие собой смещение или даже „выворачивание наизнанку" традиционной модели распределения семейных ролей» [82].

Иванушки-дурачки или молодцы (во всех сказках герои до­статочно молоды, они младшие сыновья: то есть через их внешний инфантилизм подчеркивается «неиспорченность») начинают свой

50

Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник для вузов

жизненный путь как аутсайдеры, но непременно выигрывают в кон­це жизни. Будучи «последним», в русских сказках Иванушка-дурачок оказывается избранником высших сил, которому изначально сужде­но стать первым. Проанализировав образы героев второй и третьей групп сказок, Пушкарева выявила объединяющие их общие черты.

Во-первых, герой обладает кротким нравом. В сказке о Ца­ревне-лягушке Иван-царевич «кроткий да ласковый» не в пример старшим братьям: «Федор — старшой сын — с норовом, да прям, Петр — средний сын — умен, да упрям...» Во-вторых, ему свойствен­ны «простота» и «глупость», которые в русском фольклоре есть видоизмененная форма «необычности». В-третьих, герой плаксив (в сказках герои-мужчины проливают море слез). Четвертая чер­та — вежливость, она позволяет понять, почему герою постоянно везет. «Много молодцев проезжало тут, — говорит Баба Яга в сказке «Марья-Моревна», — да немного из них вежливо разговаривали». Привязанность, близость к природе — пятое, в большей степени ас­социируемое с женщиной качество. Умение разговаривать с травами и птицами чаще всего приписано в сказках именно женским персо­нажам. Сказочные молодцы доверчивы — шестое, опять женское ка­чество. Жалость и сострадание к слабым — седьмая характеристи­ка (в сказке о Царевне-лягушке Иван (как ни голоден) не решается убить ни медведя, ни утки, ни зайца — и все они впоследствии по­могают ему). Восьмая характеристика молодцев — прекрасная внеш­ность. Все они — на подбор, «молодцы», «молодцы прекрасные», за исключением Емели. Даже если внешняя привлекательность молод­цев сразу не очевидна, впоследствии она так или иначе проявляется.

Девятое качество сказочных молодцев — леность. О ней следует сказать подробнее. Лень в русских сказках имеет тендерную окраску. В русских сказочных текстах нет ни одной положительной героини-ленивицы, но масса мужских образов ленивцев, к которым и пове­ствователь, и слушатель испытывают симпатию. Известно, что ни в одной фольклорной традиции мира нет такого количества обра­зов нетрудолюбивых мужиков, которые в финале вознаграждаются именно за неактивность и за нетрудолюбие.

Для объяснения этого феномена автор исследования обращает­ся к таким понятиям в русском языке, как «успех» и «удача», и к от­ражению их смысла в пословицах. Они не полные синонимы. Успеха добивается тот, кто «поспевает», «успевает», то есть прикладывает усилия, чтобы добиться успеха. Однокоренным словом для «успеха»