Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗФ Гендерология / лекции гендеролог / Л.2 Гендерн. стереотипы.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
364.03 Кб
Скачать

Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции 47

«Сильная женщина» преуспевает на работе, счастлива в семей- ; ной жизни, справляется с домашними обязанностями, воспитывает детей и помогает людям. Она надежна, и на нее во всем можно поло­житься. В условиях бывшего СССР в массовое сознание внедрялись образы: «женщина-труженица», «женщина-общественница», «жен­щина-героиня». Такие образы накладывают на женщину обязанно­сти, которые она физически не в состоянии выполнить. Мужчины, находясь под влиянием такого стереотипа, ожидают от женщины чересчур многого и, сталкиваясь с реалиями жизни, неизменно при­ходят к разочарованию, что порождает конфликты, разрыв отноше­ний, от чего страдают все — и женщины, и мужчины, и их дети.

Структура, содержание и степень распространения традицион­но патриархального (60%) и переходного (33%) идеалов женщины в российском менталитете указывают на тесную связь восприятия роли и предназначения женщин с нашими культурными корнями, традициями, идущими из прошлого. Женский идеал близок обще­культурному идеалу человека, который имеет ту же культурно-исто­рическую специфику. Если в рамках отечественной культуры почти половина населения (44%) не считает столь ценными и значимыми прагматизм, индивидуализм, приоритет личных целей над коллек­тивными и не отождествляет его с идеалом человека (независимо от пола), то, когда речь заходит о тендерных различиях, процесс отри­цания этих качеств усиливается в отношении женщин.

Завершая раздел о стереотипе идеальной женщины в российской культуре, следует упомянуть еще один факт, выявленный Н. А. Не­чаевой. Уменьшение числа приверженцев патриархального взгляда на женщину происходит за счет увеличения количества привержен­цев переходного типа, а не феминистского. В этом следует видеть про­явление российской культурно-исторической специфики.

Теперь обратимся к мужскому идеалу в рамках российской мен­тальное™.

Совокупность качеств, входящих в традиционный канон ма­скулинности, — это сила, стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, умение принимать решения, ум, реализм, доминантность, авторитетность. Однако, со­гласно мнениям разных исследователей, единого канона маскулин­ности, который обнаруживался бы повсюду, не существует [133]. Тендерные характеристики переплетаются с культурно-историче­скими, классовыми и национальными отношениями. В этой связи

48 Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов

интересен стереотипный образ мужчины в российском коллектив­ном сознании, в особенности его двойственный характер: сочетание в себе полярных (маскулинных и фемининных) характеристик.

С одной стороны, мужской идеал включает традиционные муж­ские качества (сильный, умелый, ответственный за благо семьи). С другой стороны, в коллективном сознании российский мужчина часто представляется набором таких характеристик, как непрактич­ность, простота, граничащая порой с глупостью, бескорыстие, отсут­ствие прагматизма, стремление полагаться на «авось», доверчивость, непоследовательность. Последнее качество коррелирует с идеей о «загадочной русской душе». Вторая группа качеств в большей степе­ни имеет отношение к женщине, нежели к мужчине. Женоподобие в мужчинах, равно как и любые проявления психологических качеств, традиционно расцениваемые как «женские», воспринимаются обы­денным сознанием скорее с долей иронии, чем негативно.

Происхождение «немужественного» в стереотипном образе рос­сийского мужчины исследователи связывают с культурно-историче­ской спецификой.

Во-первых, это долгое существование крепостного права, за­ставлявшего русского мужика учиться покорности и терпению, а не умению рисковать и добиваться желаемого.

Во-вторых, позднее осознание значимости и ценности всего «частного» в общинной России, в которой индивидуальное веками подавлялось семейно-родовым, патриархатным [81].

В-третьих, социально-психологическая структура традицион­ной русской семьи, где существовало особое почтение к женщине-матери, рядом с которой отец и муж часто выглядел слабым, несо­стоятельными, и его маскулинность проявлялась в деструктивной форме — бесшабашной удали, пьянстве, драках и пр.

В-четвертых, структура сакрального (символы, персонажи, сю­жеты и действия, служащие примером), воплощенная в фольклор­ных текстах, в которых отчетливо прослеживается наделенность мужских образов «женскими» характеристиками.

Для психологии большой интерес представляют волшебные сказ­ки. Сказочный материал предлагает определенный набор требований, составляющих в совокупности модели ожидаемого тендерного поведе­ния, в данном случае — мужского. Сказки как фольклорные произведе­ния содержат основные модельные, а значит, идеальные образцы жиз­ненных сценариев, на которых воспитались многие поколения россиян.

_ _ |