Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2012-1blischenko

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
7.02 Mб
Скачать

нехватка ресурсов (людских и материальных);

большое количество нарушений безопасности и гигиены труда;

рост так называемой «неформальной экономики»;

увеличение потока трудящихся-мигрантов;

ВИЧ/СПИД на производстве;

использование принудительного и детского труда на производстве и многие другие.

Инспекция труда играет важнейшую роль в содействии реализации принципов достойного труда и обеспечении соблюдения трудовых норм на производстве. Многочисленные проблемы, стоящие перед инспекторами необходимо решать на своевременной, адекватной, эффективной, действенной и беспристрастной

основе. Во многих странах роль служб инспекции труда оказалась под ударом ввиду отсутствия адекватных финансовых ресурсов1. Для модернизации и укрепления служб инспекции труда необходимы стратегии и средства, приспособленные к переменам на рабочих местах и на рынке труда.

МОТ может существенным образом содействовать улучшению показателей деятельности инспекций труда, в особенности в тех странах, в которых службы инспекции труда сталкиваются с наибольшими трудностями и одной из основных форм поддержки может стать привлечение внимания общественности и политиков к тому, что явно недостаточное инвестирование в сферу инспекции труда является опасным явлением, поскольку оно ставит под удар эффективность управления, правопорядок и защиту работников.

1 МОТ — МВФ: The challenges of growth, employment and social cohesion, 13 сентября 2010 г.

501

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игорь Андреевич Арсеньев

магистрант Институт европейского права МГИМО(У) МИД России

igor.arseniev@gmail.com

«Бизнес и права человека» достаточно новая тема для международных отношений и международного права, несмотря на то, что сами эти понятия («бизнес» и «права человека») давно и прочно устоялись как юридические. Более того, в современном праве существуют такие самостоятельные отрасли права, как «деловое право» (business law, или commercial law) и «права человека» (human rights).

«Деловое право» — относительно самостоятельная и весьма обширная отрасль права, которая регулирует/определяет порядок ведения деловой и коммерческой деятельности, связанной с производством и реализацией товаров и услуг. В качестве самостоятельных подотраслей «деловое право» включает в себя (подразделяется):

корпоративное право (corporate law или company law);

транспортное право (регулирует перевозки по суше и воде);

страхование (от несчастных случаев, стихийных бедствий, рисков морских/воздушных перевозок, страхование жизни);

торговые договоры/контракты;

финансовое право, в том числе банковское право, операции с ценными бумагами;

законодательство о конкуренции;

законодательство о защите интеллектуальной собственности;

законодательство о защите частной жизни (privacy law);

законодательство об охране труда;

502

– законодательство о защите прав потребителей и др. «Деловое право» является частью гражданского права и вклю-

чает в себя вопросы как частного, так и публичного права. Естественно, оно инкорпорирует и элементы других отраслей права, в частности, конституционного права, административного права (определяющего функции и полномочия органов исполнительной власти, специализированных контрольных и регулирующих органов) и уголовного права (в части, касающейся наказаний за нарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность).

Важно отметить, что «деловое право» имеет два относительно самостоятельных компонента — национальный и международный. Возникновение международного «делового права» является результатом интернационализации хозяйственной жизни, выхода бизнеса за рамки национальных границ, формирования транснациональных корпораций и их превращения в самостоятельный субъект современных международных отношений и международного права. Отсюда возникает необходимость международного (наднационального) регулирования международного бизнеса, создания общих, унифицированных «правил игры» бизнеса на мировом рынке, его взаимоотношений с конкурентами/потребителями/ наемными служащими из иностранных государств или в связи с международной деятельностью. Яркий пример этому формирование международного арбитража как наднационального инструмента разрешения коммерческих споров.

Со своей стороны, международное «деловое право» обладает приматом по отношению к национальному праву, и его развитие является важным внешним фактором трансформации национального «делового права» и его правоприменения в рамках национальных юрисдикций.

Понятие «бизнес» имеет несколько значений. В самом широком смысле под бизнесом подразумевается совокупность частных коммерческих интересов или коммерческая, промышленная или профессиональная деятельность. В узком смысле слова бизнес — предприятие, занимающееся производством и сбытом товаров и услуг с целью получения прибыли.

В праве бизнес выступает как объект права (как сфера правового регулирования) и как самостоятельный субъект права (сторона правовых отношений).

503

Юридическая концепция прав человека (далее — ПЧ) восходит к религиозным, философским, моральным и социальнополитическим концепциям европейского (английского, голландского и немецкого) протестантизма, идеям британского и французского Просвещения XVII–XVIII вв., первым политическим доктринам материалистов, сформулированным в трудах англичан Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка и французских просветителей Ш.- Л. Монтескье, Ф.-М. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо.

Концепция прав человека нашла свое более полное юридическое выражение в конце XVIII — начале XIX в. в национальном праве — конституциях и законодательных актах США, Франции, многих государств Латинской Америки, возникших на месте бывших испанских колоний в Новом Свете. В этой связи следует особо выделить Декларацию независимости США (1776 г.) и Конституцию США («Билль о правах» — первые 10 поправок к Конституции США, 1789–1792 гг.) — первые источники права, фиксирующие права человека и ограничивающие полномочия (возможности) государства нарушать такие права.

Так, Декларация независимости США 1776 г., ставшая одним из первых законодательных актов нового независимого государства и одновременно — одним из важнейших юридических документов международного права, провозгласила в качестве «естественного права» народа право на политическую независимость и отделение от другого народа (первое предложение). Во втором разделе (преамбула) содержится указание на «самоочевидную истину» того, что «все люди созданы равными и наделены их Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, на свободу и стремление к Счастью». Здесь же содержится указание на «право народа изменить или отменить любую форму правления», если оно «не находит согласия со стороны управляемых». И в следующем разделе Декларации, где содержится перечень претензий к британскому королю Георгу III касательно нарушений прав жителей подвластных ему колоний, среди таких прав отмечаются право на справедливые законы, право быть представленными в законодательном органе, право на натурализацию (для иммигрантов), право независимость судебной

504

власти от власти монарха (в том числе материальной), право на суд присяжных и др.

Американский «Билль о правах» зафиксировал в качестве неотъемлемых прав человека (читай — гражданина США) свободу слова, свободу печати, свободу вероисповедания, свободу собраний, свободу петиций (первая поправка к Конституции США), право на хранение и ношение оружия (вторая поправка), право на суд присяжных по уголовным и гражданским делам (пятая/седьмая поправки), право на частную собственность (пятая поправка). Девятая поправка к Конституции США особо оговаривает, что перечень прав человека, содержащийся в Конституции, не является исчерпывающим.

Важно отметить, что изначально отношения по поводу прав человека в национальном законодательстве и судебной практике рассматривались исключительно как отношения между индивидуумом/гражданином (носителем ПЧ) и государством (гарантом прав человека/потенциальному нарушителю прав человека) в рамках публичного (конституционного) права.

Этот подход (отношения государство — личность, государство — гражданин как объект правового регулирования в контексте обеспечения/защиты прав человека) нашел свое дальнейшее развитие и продолжение на международно-правовом уровне, по мере разработки международно-правовой концепции прав человека, кодификации ПЧ на международном и региональном уровне (разработка и принятие международно-правовых актов — конвенций и деклараций о гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах человека), создания системы международных организаций по правам человека и инкорпорирования международного законодательства в национальные законодательные системы в качестве юридически обязывающих (legally binding) по мере присоединения того или иного государства к соответствующим международным конвенциям и их ратификации национальными законодательными органами.

Между тем, отношения по поводу соблюдения ПЧ не ограничиваются отношениями между государствами и их гражданами (и негражданами, находящимися в их юрисдикции). Очевидно, что субъектом отношений в связи с ПЧ выступает и бизнес как само-

505

стоятельный субъект современного национального и международного права, обладающий собственными, присущими именно ему, интересами.

К числу областей правовых отношений бизнеса и индивидуума (частных лиц) в контексте прав человека можно отнести отношения, возникающие в ходе производственной деятельности:

трудовые отношения (дискриминационные ограничения при приеме на работу/оплате труда по различным признакам — гендерному, возрастному, этническому, религиозному);

использование труда иммигрантов, в том числе нелегальных;

отношения по поводу охраны труда и безопасности производства;

здравоохранение и социальное обеспечение (в части, касающейся отношений бизнеса и персонала);

нарушения экологических норм, затрагивающие здоровье людей (например, шум, электромагнитное излучение, эмиссия вредных веществ в атмосферу и др.);

использование принудительного труда заключенных и военнопленных.

Отношения, возникающие в ходе реализации производимых бизнесом товаров и услуг потребителям:

безопасность производимой продукции для индивидуального потребителя (угрозы жизни и здоровью потребителей продукции как нарушение базовых ПЧ, примеры — деятельность производителей фармацевтической продукции, оказание медицинских услуг);

административное давление на персонал в политических, религиозных, этнических и иных целях, ограничивающие базовые гражданские и политические права;

влияние на судебные и правоохранительные органы в случаях трудовых конфликтов(то естьограничение права на правосудие);

отношения в связи с защитой индивидуальных прав на интеллектуальную собственность;

отношения в связи с защитой информации личного характера (правила сбора, обработки, распространения, передачи, формирование коммерческих баз данных);

рекламная деятельность бизнеса в части, затрагивающей права человека;

506

производство и реализация запрещенных видов оружия массового уничтожения, запрещенных видов обычного оружия.

Криминальный бизнес (производство и сбыт наркотических веществ, торговля человеческими органами, торговля людьми), который может рассматриваться как преступление против человечности.

Очевидно, что:

все эти области своей совокупности охватывают не только экономические, социальные и культурные права человека, но и базовые гражданские и политические права;

даже в условиях развитых национальных правовых систем наличие законодательного/правового регулирования отношений между бизнесом и индивидуумом (частным лицом) в контексте защиты ПЧ не является гарантией их исполнения. Отсюда — особое значение правоприменительной практики, наличия механизмов выявления нарушений ПЧ со стороны бизнеса, судебной практики и исполнения судебных решений.

Особого внимания в контексте рассматриваемой темы требует вопрос об интернационализации современного бизнеса и появление «суперсубъектов» международно-правовых отношений в лице транснациональных корпораций (ТНК). Современные ТНК сосредоточили в своих руках огромные материальные и финансовые ресурсы, их предприятия/активы зачастую разбросаны по всему миру. ТНК действуют в разнородных (национальных) правовых средах

всоответствии со своими собственными интересами. Их производственная и сбытовая деятельность жестко централизована.

С деятельностью ТНК связаны новые, «транснациональные» угрозы нарушений прав человека, которые зачастую не имеют конкретной привязки к тому или иному государству и не регулируются национальным правом.

Например, в условиях нынешнего мирового экономического кризиса решения о временном или окончательном закрытии производств как правило принимаются исходя из требований конъюнктуры мирового рынка соответствующей продукции и без учета их возможных социальных и экономических последствий для «принимающих» стран. Для них реализация такого решения, принятого в Нью-Йорке, Лондоне, Париже или в Москве, может озна-

507

чать выпадение значительной части бюджетных доходов, рост безработицы и социальной напряженности. Для моногородов, которые формируются вокруг крупных иностранных предприятий прекращение производства/уход иностранного инвестора является в прямом смысле слова катастрофой (вплоть до отключения энерго- и водоснабжения). Как правило, ни местные жители, ни местные власти никак не защищены от подобных действий, грозящих гуманитарной катастрофой (прямое нарушение базовых ПЧ).

Другой аспект проблемы «транснациональный бизнес» и ПЧ связан с тенденцией переноса в наименее развитые страны экологически опасных производств, что также несет с собой угрозу массовых нарушений базовых прав человека.

Реализация крупных проектов в области гидроэнергетики или освоения минеральных ресурсов (в том числе нефти и газа на прибрежном шельфе) нередко угрожает самому существованию местных экосистем, ставит под угрозу уничтожения традиционный уклад многочисленного местного населения (яркий пример — разведка нефти и газа, производство алюминия в Нигерии — в дельте реки Нигер). Одна из трансформаций этого вопроса — проблема физической релокации местного населения и выплаты достойных компенсаций за утраченное жилье, сельскохозяйственные, лесные и водные угодья.

Наконец, нельзя не отметить и такой аспект транснационализации современного бизнеса, как прямое или косвенное вмешательство во внутренние дела развивающихся стран, которое нередко ведет к возникновению острых международных и внутренних вооруженных конфликтов и массовым нарушениям прав человека. Из недавних примеров с очевидной «экономической подоплекой можно привести события в Ливии и Ираке (явная попытка передела нефтяного сектора), постоянное нагнетание ситуации вокруг Ирана (с его национализированной нефтяной промышленностью).

Очевидно, что проблема «бизнес и права человека» является весьма сложной и разноплановой, крайне актуальной в практическом отношении, и нуждается в глубокой проработке с точки зрения национального и международного права.

508

С Е К Ц И Я МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА:

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г. ДЛЯ СТРАН ВОСТОКА

София Мерабовна Чачия

студентка юридического факультета Российская правовая академия Минюста России

Права человека, образующие основу правового статуса личности, и законы, принимаемые в государствах, не должны противоречить естественным правам человека.

Однако не стоит забывать, что у каждого народа свое понимание данных прав, в зависимости от культуры, менталитета, религии. Идеи естественного равенства людей — равенства по природе, столь существенные для понимания прав человека, были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт, Ликофрон) и китайскими мыслителями (Мао-Цзы, Конфуций) еще в

VI–IV вв. до н.э.1

Однако ключевую роль в формировании естественно-правовой концепции прав человека сыграли философы-просветители XVI– XVIII вв.: англичанин Локк, американцы Пэйн и Джефферсон; французы Руссо, Монтескье, Вольтер; голландец Гроций. Их идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми люди наделены

1 См.: Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли // Права человека в истории человечества и в современном мире.

— М., 1989. — С. 25.

509

от рождения, получили закрепление в конституционном и ином законодательстве периода буржуазных революций и становления буржуазных государств. Однако на всех этапах развития общества концепция прав человека формировалась под определяющим влиянием следующих факторов: философских воззрений и правовой регламентации.

Восток и Запад — два противоположных мира, и для того чтобы понять это различие необходимо обратиться к философии.

Восточная философия тесно связана с религией. Данная основа определяет положение человека, его образ жизни, взгляды на мир, и, благодаря консерватизму народов Востока, все каноны и традиции переходят из поколения в поколение. Запад же, в свою очередь, всегда менялся. В разные эпохи взгляды на общество, устройство государства менялись. Как отмечает Рене Генон в своей работе «Кризис современного мира», именно индивидуализм отличает Запад от Востока. Для стран Запада человек, его благополучие — главная ценность, в то время как для Востока важно общество в целом, со всеми его традициями.

Перейдем непосредственно к Всеобщей декларации прав человека (далее — Декларация), принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. во Дворце Шайо в Париже. Из истории нам известно, что основной целью создания ООН было определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира, и, соответственно, Декларация должна была быть написана в соответствии с этими целями.

В основе Всеобщей декларации прав человека лежит идея естественного права, но, как было сказано выше, понимание естественных прав у народов разное и обусловлено это взглядами, которые формировались на протяжении веков. Например, в Декларации сказано, что неотъемлемым правом человека является свобода. Но что такое свобода? Во французской Декларации прав человека и гражданина свобода человека трактуется как возможность «делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества поль-

510