Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Подборка по античному христианству / Казаков - Христианизация Римской империи.doc
Скачиваний:
157
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
2.43 Mб
Скачать

III. Юридические и официальные источники

Основную часть документов в этой группе источников составляют акты императорской власти (конституции) четырех видов: эдикты — общие положения и нормы общего действия, основанные на imperium'e и юридически обязательные только при жизни данного императора; рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам по определенным казусам; декреты — решения императоров в судебных делах, обычно в ответ на апелляцию и мандаты — инструкции по административным и правовым вопросам, которые обычно были адресованы правителям провинций. Законодательство императоров с III в. начинает приобретать все больший удельный вес, и в IV в. это приводит к тому, что римские юристы лишаются возможности формулировать новые правовые нормы. В это же время ввиду обилия накопленного юридического материала предпринимаются первые попытки кодификации римского права, которые на первых порах предпринимаются частными лицами, а в V в. кодификация становится государственным мероприятием.

По приказу восточного императора Феодосия II (408—450) комиссией из 16 юристов был составлен первый официальный сборник императорских конституций и опубликован в 438 г. в 16-ти книгах. Этот сборник известен как Кодекс Феодосия135и является одним из основных источников по всем аспектам истории IV в. Шестнадцать книг Кодекса, составленные в тематическом и хронологическом порядке136, включали практически все императорские конституции, действовавшие в период с 313 по 437 г., причем последняя книга "Об универсальной или католической церкви", как бы венчавшая весь труд, включала императорское законодательство о христианстве и церкви137, начиная с Константина.

Кодекс Феодосия почти полностью сохранился до нашего времени, хотя и с последующими вставками и дополнениями. Феодосии II еще при составлении Кодекса разрешил составителям заменять и сокращать тексты отдельных конституций, а также решать вопрос о действительности той или иной конституции (Скрипилев. С. 77). Также в Кодекс не вошло законодательство по религиозным вопросам арианских императоров, некоторые конституции, которые противоречили практике, сложившейся на востоке (Boyd. P. 13), а также те постановления, которые утратили значение к началу V в.

До нашего времени сохранилось (полностью или во фрагментах) около 300 законов Константина138, которые дают возможность изучить многие аспекты "Константиновой революции", ряд законов других императоров IV в., а также значительная часть законодательства Феодосия I139. Хотя исследователи иногда находят ошибки в датировке отдельных законов и месте их издания, в целом Кодекс Феодосия является достоверным источником и представляет большую ценность для изучения христианизации. Императорское законодательство ярко отражает ход христианизации, дает ценные сведения о религиозной политике Римской империи, о борьбе императоров с ересями и язычеством, о формировании отношений между церковью и государством и оформлении юридического статуса церкви и ее имущества и по целому ряду других интересующих нас вопросов.

Другой вид юридических и официальных источников — постановления чиновников императорской администрации, в основном префектов и наместников провинций, по различным вопросам, в том числе и религиозным. Часть этих постановлений сохранилась в уже рассмотренных нами источниках, часть дошла до нас в виде самостоятельных надписей. Эти источники могут пролить свет на некоторые детали религиозной политики, особенно в том, что касается христианизации отдельных территорий Римской империи.

Большое значение для изучения "Константиновой революции" имеют произведения самого Константина— речи и письма императора. Практически ни одно из этих произведений не дошло до нас в подлиннике: подавляющее их большинство известно нам в изложении Евсевия, остальные приводят другие христианские авторы (Афанасий, Августин, Геласий Кизикский и др.). Относительно подлинности и аутентичности этих документов не утихают споры, но большинство исследователей склонно считать, что и Евсевий, и другие церковные писатели пользовались подлинниками и либо донесли до нас полный текст оригинала, либо подвергли его лишь очень незначительной редакции. Есть мнение, что некоторые речи Константина, например, самая длинная из них "К собранию святых", дошедшая до нас в изложении Евсевия (Eus. Vita, IV, 29—32), были написаны не самим императором, а, возможно, Лактанцием (Coleman. P. 54). Подвергается сомнению и подлинность некоторых писем, например, изложенных Геласием Ки-зикским в его истории Никейского собора (Ibid.).

Весьма специфическим источником по истории IV в., который с определенной условностью можно отнести к разряду официальных, являются панегирики, произнесенные в честь римских императоров140ораторами как христианской, так и языческой ориентации. Хотя панегирики в силу самого жанра содержат почти исключительно восхваления и преувеличения действительных заслуг, все же в них можно найти важные исторические факты, в том числе и относящиеся к рассматриваемым в настоящем исследовании проблемам, в том числе и по вопросам религиозной политики141.

Также к разряду официальных источников "можно отнести и "Веронский лист"142, который содержит список восточных провинций Римской империи по состоянию на 314/5—324 гг. и западных провинций по состоянию на 303-314 гг. (Barnes, 1982. Р. 205).