Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Подборка по античному христианству / Казаков - Христианизация Римской империи.doc
Скачиваний:
157
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
2.43 Mб
Скачать

Примечания и комментарии

1 Бауэрсок справедливо отмечает, что язычество Юлиана было бы невозможно представить без христианских императоров перед ним.

2 Ниже С.С.Аверинцев пишет: "Здесь мы стоим перед тайной социального функционирования христианства в монархии последиоклетиановского типа". Однако эта "тайна" представляется нам таковой только как следствие слабой изученности этой проблемы в советской историографии.

3 Особенно ярко это выражено в Откровении Иоанна.

4 Таким Константин предстает и в только что вышедшей в свет биографии Константина в серии "Жизнь замечательных людей" (М., 2001). Автор этого беллетризированного эссе С.Власов выделяет три великих деяния этого императора: эдикт 313 г. о веротерпимости, создание первой в истории христианской столицы - Константинополя и создание на Святой земле двух храмов, ставших святынями для христиан всего мира (Власов, с. 16—17).,

5 В оригинале - crystallised.

6 Эта трактовка образа Константина довольно полно представлена в труде Одаля (Odahl, p. 195-201).

7 По мнению Джоунса, вмешиваться в церковные дела Константину позволяло убеждение, что он был слугой бога. Однако, как отмечает Морис-сон, в своих юридических действиях Константин скрупулезно избегал узурпации епископских полномочий (Morrison, p.6).

8 Мориссон считает, что цезарепапизм не мог быть утвержден прежде, чем христианство стало государственным культом, то есть до того, как Грациан отверг титул верховного понтифика, а Феодосии провозгласил эдикт Cunctos populus (Morrison,, p.4). Однако нам такое соображение кажется чисто формальным.

9 См. гл. IV §1 настоящего исследования.

10 Паркер отмечает: "Но что-то должно быть отнесено и на счет меньшего почтения к монархии и большего духа церковной независимости в западных провинциях, которые никогда не теряли традиций Брута".

11Следует учесть и еще одно обстоятельство. Система домпната фактически уничтожила традиции муниципального самоуправления, и епископа,-еще избираемого населением во время Поздней Имперпи, все больше воспринимали как лидера civitas, который кроме основных функций выступал как судья, покровитель вдов и сирот и даже иногда как военный предводитель, причем это было более характерно для западной части империи (Parker, р.62). Вовлекаясь в управление городами, отмечает Мюррей, епис^ копы "перевернули цезарепапизм вверх дном и появились в Поздней империи как разновидность феодальной теократии" (Murray, p. 194).

12 Дадден считает, что именно в ходе этих событий Амвросий впервые полностью осознал ту миссию, которую он, как епископ, был назначен исполнять по повелению свыше (Dudden, р.499).

13 "Ad imperatorem palatia pertinent, ad sacejfdotem Ecclesiae. Publicorum tibi moenium jus commissum est, non sacrorum" (Amb.Ep.20,19). Посылкой для этой мысли Амвросия служит известное изречение из Евангелия (Матф.ХХИ,21).

14 Дадден справедливо замечает, что этим правом воспользовался Грациан во время конфискации базилики, и эта мера не вызвала протестов, да и сам Амвросий не сумел этому воспрепятствовать. Этим правом на востоке беспрепятственно пользовался Феодосии, который конфисковывал церкви у ариан и передавал их православным, и последние горячо одобряли такую политику.

15 Понятие "божественного" трактовалось Амвросием довольно широко. Так, он приводит интересный эпизод, как церковь отстаивала доверенную ей на хранение собственность одной вдовы, которую, несмотря на приказ императора, епископ Тичинской церкви по совету Амвросия отказался вьщать (Amb. DOM,II,XXIX, 150—151). В целом позиция Амвросия по вопросу о собственности, как отмечает Кларк, "может быть описана как умеренная, особенно с точки зрения позднейших папистских позиций на западе" (Clark, p. 154).

16 "Imperator enim intra Ecclesiam, non supra Ecclesiam est" (Amb.SCA,36). Это изречение стало крылатым и постоянно цитируется.

17 Как отмечает Кларк, если бы Амвросий сказал только то, что император в церкви, это не помешало он цезарепапизму, так как, находясь в церкви, император может действовать как главный ее представитель; также, если бы Амвросий сказал только, что политический порядок нуждается в помощи церкви, это не помещало бы зрастианизму. "Но Амвросий не только сказал, но и установил, что церковь функционирует через своих епископов, как представитель морального порядка, имеет право направлять политический порядок, помещая его посредством этого над и выше политического порядка" (Clark, p. 155).

18 См. § 2 Гл. V настоящего исследования.

19 Далее следует показательный экскурс о нахождении Еленой, матерью Константина, останков креста господня и эпизод, в котором Константин вставил гвоздь от этого креста в свою диадему, символизируя тем самым связь императорской власти с христианством (Amb.DOT, 41—51).

20 Обобщенное изложение взглядов Амвросия на отношения церкви и государства см. Clark, p.190-199; Dudden, р.538-544.