Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия под ред А И Ракитова.doc
Скачиваний:
143
Добавлен:
01.03.2016
Размер:
2.53 Mб
Скачать

4. Материя и движение

Методологическое и мировоззренческое значение категории «материя» обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас матери- альные предметы, связи и явления? Ведь эта категория позволяет вскрыть универсальные, т. е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытия, Ими являются дви- жение, время и пространство. Интерес к ним возник еще в глубо- кой древности и сохраняется до наших дней. Более того, изучение различных форм движения, пространственных и временных свя- зей материальных явлений составляет основную задачу всех спе- циальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства.

Чтобы яснее представить себе особенности диалектико-мате- риалистического ответа на вопрос, каким образом существует материальный мир, следует посмотреть, как этот вопрос решался в истории философии.

Среди первых философов милетцы (Фалес, Анаксимен, Анак- симандр) и пифагорейцы считали, что все вещи пребывают в веч- ном движении и изменении, а элеаты отрицали это. Изменение, говорили последние, заключается в том, что нечто возникает из небытия или переходит в небытие. Но несуществующее не суще- ствует, а небытие есть несуществующее, значит, небытие не суще- ствует. Существует лишь бытие, никакого небытия нет. А раз небытия нет, никакое бытие не может возникнуть из небытия или перейти в небытие. Итак, все существующее абсолютно неизмен- но, поскольку при отсутствии небытия никакое изменение невоз- можно. Кроме того, говорили элеаты, раз бытие есть все сущест- вующее, а небытие — несуществующее, то бытие — это запол- ненность, а небытие — пустота. При отсутствии небытия, пустоты бытию негде двигаться. Следовательно, бытие не только неизмен- но, но и неподвижно. Знаменитый элеат Зенон (ок. 490—430 до н. э.) доказывал, что, допустив существование движения, мы обя- зательно придем к неразрешимым логическим противоречиям. Между картиной мира, наполненного изменениями и движением, какую рисуют нам органы чувств, и тем, чем этот мир является на самом деле, нет ничего общего — таков поразительный вывод элеатов. Они признавали: да, этот вывод, с обычной точки зрения,

55

парадоксален, но надо иметь мужество его принять, к этому при- нуждает мышление, разум —единственное средство постижения истины. А чувственные впечатления рождают только «лишенные подлинной достоверности мнения».

И положение, что небытия не существует, и выводимое из него заключение об абсолютной неизменности мира покоятся у элеатов на убеждении, что существует лишь то, что мыслимо, и что все, что мыслимо, существует. «Одно и то же мысль о пред- мете и предмет мысли»,— писал Парменид (ок. 540— ок. 470 до н. э.). Здесь элеаты допускали серьезную ошибку, смешивая предмет мысли с мыслью о предмете, что недопустимо логически в любом случае — даже если предметом мысли является мысль.

Против этого самого слабого пункта концепции элейцев высту- пил Левкипп, доказывавший, что пустота, небытие существует «нисколько не меньше, чем заполненность», и создавший учение о перемещении неизменных атомов в пустоте. А Гераклит даже выдвинул учение о переходе из небытия в бытие и из бытия в не- бытие, о становления и исчезновении вещей.

Таким образом, вопрос о связи материи и движения был по- ставлен уже в глубокой древности. Но как он решается в на- ши дни?

Еще в XIX в. выяснилось, что не только химические реакции, электромагнитные и оптические явления нельзя объяснить зако- нами классической механики материальной точки. Ими нельзя объяснить даже хаотические механические движения частиц, образующих газы, жидкости и твердые тела (тепловое движе- ние). Классическая механика утверждала, что все процессы обра- тимы во времени, но возникшая в XIX в. термодинамика устано- вила, что хаотическое дзижение частиц приводит к необратимым процессам. Выяснилось, что, хотя одни формы движения перехо- дят в другие, каждая существенно отличается от прочих и под- чиняется особым законам. Крах одностороннего, метафизиче- ского понимания движения привел К. Маркса и Ф. Энгельса к выводу: движение есть всякое изменение вообще. Ученые, про- делавшие в XIX—XX зв. гигантскую работу по исследованию раз- личных областей действительности, убедились, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частно- сти, в микромире каждый объект существует лишь постольку, поскольку претерпевает определенного характера изменения.

Закон сохранения и превращения энергии устанавливает не только то, что при превращениях одних видов энергии в другие остается постоянным ее численное значение, но и то, что каждый вид энергии (электромагнитная, тепловая, механическая) облада- ет способностью при определенных условиях превращаться в другие ее виды. Он свидетельствует о неуничтожимости движе- ния не только в количественном (непрекращаемость), но и в каче- ственном отношении (безграничная способность каждой формы движения превращаться в другие). Попытки отрицать это всегда терпели крах.

56

Одна из таких попыток была предпринята в середине XIX в. в связи с установлением так называемого второго начала термо- динамики. Обобщив огромный опытный материал, ученые при- шли к выводу, что в замкнутой материальной системе, т. е. в системе, не обменивающейся энергией с окружением, все формы движения имеют тенденцию превращаться в беспорядочное движение частиц, т. е. в тепловое движение. Так как теплота может переходить лишь от более нагретых тел к менее нагретым, в большинстве столкновений более быстрые молекулы будут те- рять скорость, а более медленные — приобретать ее, и в конце концов распределение энергии по всем частям замкнутой систе- мы станет однородным. Иными словами, в ней установится теп- ловое равновесие, при котором нет превращения одних форм движения в другие. Исходя из этого и считая замкнутой системой всю Вселенную, некоторые ученые заключили, что через более или менее длительный период времени должна наступить «тепло- вая смерть Вселенной».

Это заключение равносильно признанию уничтожимости дви- жения (в качественном отношении). Если наступит момент, когда движение утратит способность превращаться в различные формы, значит, был момент, когда оно эту способность приобрело. Но, естественно, такая способность не могла возникнуть из ничего. Если только нечто сверхъестественное, кзкое-то чудо сможет вывести «умершую» Вселенную из равновесия в будущем, то тогда только чудо могло привести ее в то далекое от равновесия состояние, в каком она находилась до сих пор. Таковы, указывал Ф. Энгельс, неизбежные следствия теории «тепловой смерти Все- ленной», противоречащие принципу несотворимости и неуничто- жимости движения, являющемуся выводом из всего опыта че- ловечества. Физик В. Нернст (1864—1941) писал, что с подобными следствиями естествоиспытатель никогда не согласится.

Подвергая философской критике теорию «тепловой смерти Вселенной», Энгельс выражал уверенность, что естествознание ее опровергнет. И действительно, еще в XIX в. благодаря иссле- дованиям Л. Больцмана (1844—1906) и Дж. Гиббса (1839—1903) выяснилось, что тенденция к превращению всех форм движения в изолированной системе в теплоту означает только то, что за менее вероятным состоянием системы следует более вероятное ее состояние. Но у системы, содержащей бесконечное число час- тиц, все состояния равновероятны. И если Вселенная бесконечна, содержит бесконечное число частиц, тепловое равновесие ни- когда не станет ее наиболее вероятным состоянием. Позднее в общей теории относительности было показано, что тепловое равновесие не ожидает Вселенную, даже если она содержит ко- нечное число частиц. Материя без движения не существует. А су- ществует ли движение без материи?

Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании лю- дей; все это — явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощущений, мыслей, настроений, чувств движением без материи?

57

Чувство, мысль, настроение — это всегда чья-то мысль, чье-то настроение. Нет мыслей, настроений, эмоций без людей, чьими мыслями, настроениями, эмоциями они являются. А люди — су- щества материальные. Смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в материальном объекте — в чело- веке. Правда, объективные идеалисты утверждают, что вне че- ловеческой головы существуют «безлюдные мысли». Но любая попытка доказать это утверждение, противоречащее всему опыту человечества, всем данным науки, терпит крах. И движение вне сознания, и движение в сознании не бывает без материи. Мы при- ходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движе- ния, нет движения без материи.