Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Методология_Литература / Lloyd deMause_Psychohistory

.pdf
Скачиваний:
31
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
7.3 Mб
Скачать

ПСИХОГЕННАЯ ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

191

4В.З. Фантазия желаемого - дальнейшее отрицание, бла­ годаря которому формируется групповая фантазия идеального данной эпохи (см. табл.4).

5.Группы вызывают в своих членах «состояние фетального транса», пробуждая особые физические воспоминания о внут­ риутробной и перинатальной жизни.

5А. По Аристотелю, человек - политическое животное. При­ чина заключается в том, что большинство цивилизован­ ных людей, только живя в группе, могут восстановить кон­ такт с подавленными фетальными эмоциями.

5Б. Лишь в состоянии фетального транса индивиды способ­ ны сформировать групповую фантазию, которая подчиня­ ется следующим специфическим правилам фетальной

ЖИЗНИ,

5Б.1. По мере роста все более ощущается недостаток места, и требуется все новое физическое простран­ ство, которое приобретается через расширение тер­ ритории (даже если каждому дураку ясно, что та­ кое расширение встретит противодействие, которое сведет на нет результаты роста группы).

5Б.2. Другие группы рассматриваются как питающая мать или как высасывающая кровь, отравляющая плацен­ та (даже если каждому очевидно, что любая груп­ па состоит из индивидов, которые относятся к вам по-разному, со всеми оттенками отношений).

5Б.З. Суть отношения к питающей плаценте - это бла­ гоговение перед ее «могучим потоком» (даже если на самом деле он вам вредит).

5Б.4. Суть отношения к высасывающей кровь, отравляю­ щей плаценте - ответное стремление сосать из нее кровь и отравлять ее (хотя бы это и повлекло вашу собственную смерть в качестве возмездия).

)2

ЛЛОЙД ДЕМОЗ

5Б.5. Первоначальная цель любой группы - сохранение чрева-среды, хотя бы и ценой жизни индивидов, со­ ставляющих группу (даже если бы на войне погиб­ ло большинство американцев, этого стоило бы со­ хранение «того, что для нас символизирует Аме­ рику»). .

5Б.6. «Оболочка» группы-чрева полностью определяет отношения с событиями индивида, находящегося внутри (даже если в соседней стране разразится эпидемия, на первой полосе своей утренней газе­ ты вы все равно найдете описание того, что ест на завтрак ваш лидер).

5Б.7. Индивиды связаны с лидером пуповинами, посред­ ством которых то лидер питает индивидов, то на­ оборот (если лидер будет полностью бездейство­ вать или даже вредить группе, ему все равно будут оказывать уважение и доверять руководство).

5Б.8. Группы связаны пуповинами с другими группами, плацентами, и вынуждены отчаянно бороться за «жизненность», проистекающую из их взаимоотно­ шений (даже если на двух группах благотворно скажется двустороннее сокращение вооруженных сил, они не смогут его осуществить, потому что это повлияет на «баланс сил», а следовательно, необхо­ димо «предотвратить поворот событий», чтобы «си­ стема не утратила жизненность»),

5Б.9. Любой непорядок в чреве-среде - это всегда вина отравляющей плаценты, и в ответ на нее начинает «оказываться давление» специально, чтобы навре­ дить (даже если это действительно вызовет враж­ дебность соседей).

5Б.10. Когда групповая фантазия невредимого чрева-окру­ жения терпит неудачу («ткань общества растягива­ ется и рвется»), группа начинает неотвратимо ска­ тываться к групповой фантазии войны-рождения

ПСИХОГЕННАЯ ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

193

(даже если в этот момент объективные причины для войны минимальны).

5Б.11. Во время осуществления групповой фантазии вой­ ны-рождения группа нагнетает в плаценту-лидера ощущения переполненности, удушья, угрозы голод­ ной смерти (даже если при этом в стране превос­ ходные экономические условия).

5Б.12. Группа начинает войну, чтобы преодолеть ужас бес­ помощного положения ребенка, попавшего в ловуш­ ку - родовой канал. С этой целью устраивается са­ домазохистская оргия, в ходе которой «пробивает­ ся путь наружу» из материнского тела (несмотря на то, что в большинстве случаев наиболее логичный способ устранения военной угрозы - просто ниче­ го не предпринимать, насильственные действия ни­ когда не удается предотвратить).

5Б.13. Когда группа окунается в войну-рождение, соседи тоже чувствуют себя втянутыми в схожее состоя­ ние фетального транса (хотя американцы и пони­ мают, что европейские войны лишены разумного начала, они все же чувствуют на себе действие «непреодолимой силы», стоит только войне начать­ ся, и тоже с головой ныряют в процесс пережива­ ния заново собственного рождения).

5Б.14. После успешного завершения войны группа чувству­ ет себя «возродившейся» и переживает период оп­ тимизма и энергичного сотрудничества, который рас­ ценивается как «лучшие годы нашей жизни» (хотя на самом деле экономика при этом истощена).

5В. Степень погружения группы в состояние полного феталь­ ного транса определяется способностью текущей группо­ вой фантазии создать такую иллюзию невредимого чре­ ва, которая защитит от травм детства. .

Глава 5

ДЖИМ КАРТЕР И АМЕРИКАНСКАЯ ФАНТАЗИЯ

Четыре с половиной года прошло с тех пор, как Америка вы­ шла из войны.* Для установления мира это достаточно большой срок - по крайней мере, если предыдущий опыт нас чему-то на­ учил и если мы учитываем такие предвоенные ситуации, как Кубинский ракетный кризис. Поэтому первый вопрос о новом президенте очевиден: «Втянет ли он нас в войну?»

Наше исследование дает простой и пугающий ответ на этот вопрос. Наш вывод: Джим Картер к 1979 году, скорее всего, при­ ведет нас к новой войне, и причины коренятся как в его личности, так и в больших эмоциональных запросах американской фантазии.

К какому именно кризису мы придем, осуществляя свои фан­ тазии, - этого я здесь не касаюсь, поскольку в центре нашего внимания - исключительно Америка. Mы не можем дать точ­ ного сценария и расписания очередного кризиса. И все же, с должным уважением относясь к предсказаниям, сделанным в нашей молодой науке психоистории, мы вынуждены прийти к выводу, что Джим Картер, похоже, в недалеком будущем станет очередным нашим военным лидером.

Обычно никто не задает себе резкий, но необходимый вопрос: «Втянет ли нас лидер в войну?» Мы просто боимся услышать сам ответ на вопрос вместо рассуждений о затруднительности

* Эта глава написана в мае 1977 г,

ДЖИМ КАРТЕР И АМЕРИКАНСКАЯ ФАНТАЗИЯ

195

ответа. В конце концов, современная глубинная психология уме­ ет определять эмоциональную зрелость личности - по крайней мере, в грубом понимании слова «зрелость», и достаточно убе­ дительна в своих выводах.

Современная психоистория на данном этапе тоже способна приблизительно определить общее настроение нации и показать, как меняющиеся эмоциональные потребности нашей нации взаимодействуют с личностью лидера и приводят к нацио­ нальным кризисам.1

Но современная психоистория рассуждает главным образом о событиях далекого прошлого - чем более далеких, тем лучше. Как мы можем рассуждать о своих нынешних групповых фан­ тазиях, если сами в них участвуем? Настоящее исследование - первая попытка оценить эмоциональную зрелость нынешнего президента, Джимми Картера, соотнести его личность с эмоцио­ нальными потребностями американского народа и предсказать результат взаимодействия этих двух действующих сил в бли­ жайшем будущем.

ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Настоящее исследование Джима Картера и американской фан­ тазии - пятое из двадцати двух проектов, которое в данный мо­ мент субсидируется Институтом психоистории, «Журналом психоистории» и издательством психоисторической литературы.2 Работа над проектом началась летом 1976 г. во время очеред­ ной летней конференции института, когда несколько коллег на­ чали предварительное обсуждение вступительного доклада Пола Эловитца на тему детства и личности Картера, в котором осо­ бое внимание уделялось неосознанным фантазиям, созданным в то время вокруг него: от формы зубов президента до его мес­ сианской роли во внешней политике. В прошлом году наши дис­ куссии продолжились на институтских заседаниях и на неболь­ ших неофициальных собраниях, так что вскоре, как и во всех проектах института, уже невозможно было сказать, где чья идея - настолько свободными и неакадемичными были наши дискуссии и тесным — сотрудничество.

В своем собственном исследовании я сосредоточился на по­ вторяющейся модели американских групповых фантазий в поли­ тике последней четверти века. Интерес Пола Эловитца заставил

196

ллойд ДЕМОЗ

его посетить Плэйнс, штат Джорджия, ради психоаналитическо­ го, интервью с Лилиан Картер и другими ключевыми в эмоцио­ нальном отношении фигурами детства Джима Картера. Дэвид Бэйсел больше, чем кто-либо из нас, пытался выработать целост­ ный подход, сосредоточившись на сложном взаимодействии меж­ ду чертами личностями и запросами американской исторической фантазии. Джон Гартман основное внимание уделил утопичес­ ким групповым фантазиям, окружавшим номинацию Картером конвенции, а Генри Эбел подал важную мысль, что все мы нео­ сознанно воспринимаем лидеров как всесильных взрослых и сверхдетей одновременно. Однако все исследования сводились к центральной теме тесных динамичных взаимосвязей между нео­ сознанными потребностями лидера и не менее глубокими неосоз­ нанными потребностями группы, которой он предположительно «руководит».

Как представляем себе мы в Институте психоистории, пси­ хоисторическая наука стремится сделать главным предметом исследования модели исторической мотивации. Поэтому в сво­ их дискуссиях и исследованиях мы первоначально сосредо­ точились на двух темах, которые играют решающую роль в анализе мотиваций Джима Картера. Первая тема - его детство. Кем чувствовал себя сын Лилиан и Джеймса Эрла Картеров в конце 1920-х гг., в Плэйнс, Джорджия? Какие сильные и слабые черты приобрел Картер в годы своего формирования под вли­ янием родителей и других людей, которые о нем заботились? Какие черты личности, какие образцы поведения остались с ним на всю жизнь, оказались преобладающими и определили стиль решения огромных эмоциональных задач, возложенных на него в качестве лидера?

Вторая из главных тем исследования - историческая «груп­ повая фантазия». Этот термин применяется в отношении неболь­ ших групп, когда делаются попытки объяснить их поведение, вы­ яснить движущие силы. Из этой области я и заимствовал тер­ мин, используя его в особом, психоисторическом смысле. Историческая групповая фантазия — бессознательные установки и допущения, разделяемые всеми членами группы и совершен­ но не связанные с «объективной» действительностью, а происте­ кающие из осознания индивидом себя членом исторической группы. Групповые фантазии - это и есть то, что пытаются уло­ вить опросы общественного мнения, когда периодически опреде-

ДЖИМ КАРТЕР И АМЕРИКАНСКАЯ ФАНТАЗИЯ 197

ляют «настроение» Америки. При этом людей спрашивают, си­ лен ли, по их ощущению лидер, чувствуют ли они, что страна в безопасности, или ей угрожает хаос; силен ли, по их ощущению, враг; каковы их предчувствия насчет будущего и т.д. Такие опросы схватывают суть тех изменений общественного сознания, которые не имеют ничего общего с реальной обстановкой в стра­ не. Как мы очень скоро обнаруживаем, почти все это - лишь изменение фантазий, созданных людьми и распространенных средствами массовой информации. В центре этих фантазий спо­ собность лидера обеспечить воображаемую материнскую забо­ ту о тех, кем он «руководит». Эти изменения «настроения» на­ ции вполне реальны, их можно оценить, примерно предсказать, и именно они определяют наш выбор, когда стоит вопрос об учас­ тии в международном конфликте.

Прежде чем я представлю свои результаты, еще несколько слов по поводу нашего проекта, связанного с Картером. Потреб­ ности групповой фантазии нынешней Америке таковы, что боль­ шая часть прессы, в том числе обозреватели, скорее всего, рас­ ценят данный очерк как «атаку» на Джима Картера. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Мне кажется даже, что Кар­ тер получит удовольствие и извлечет пользу из чтения этой ра­ боты. Практически все мы голосовали за него, а если и не голосовали, то наша эмпатия - необходимое условие работы профес­ сионального психоисторика - позволила нам за год исследования настолько отождествить себя с ним, в качестве ребенка и взрос­ лого одновременно, что теперь он кажется нам другом, товари­ щем, и уж никак не объектом «атаки». Кроме того, он наш ли­ дер - мы пассажиры на корабле, который он проводит через океан международных страстей. Нападая на президента, мы тем самым разделили бы распространенную групповую фантазию, что, пожелав ему зла, можно предотвратить войну. Давайте при­ знаем: Джимми Картер - человек порядочный, привлекательный как личность, действует из лучших побуждений. Однако вопро­ сы войны и мира затрагивают глубочайшие слои личности. Если в один прекрасный день мы все испаримся от яркого оранже­ вого зарева на горизонте, кнопку нажмет, скорее всего, порядоч­ ный, благовоспитанный человек, и действовать он будет из луч­ ших побуждений.

198

л л о й д Д Е М О З

СТАДИИ АМЕРИКАНСКОЙ ГРУППОВОЙ ФАНТАЗИИ

Политические роли каждого из нас, связанные с изменчивыми групповыми фантазиями нации, проистекают из детских тревог и являются защитой от них.3 Человек может склоняться к либеральной или к консервативной роли в зависимости от того, насколько велика была потребность в поддержке и определен­ ности в детстве, но существует более высокий уровень фанта­ зии, рассматривающий эти две роли лишь как игру в драме, за­ мысел которой выходит за пределы обычного право-левого раз­ деления современной политики. Так, Америка может разделяться из-за временных разногласий, но, как правило, подавляющее боль­ шинство едино в основных моментах политических убеждений: мы едины в желании видеть' нашего лидера и всю нацию силь­ ными; мы все чувствуем иногда, что лидер чересчур силен, а пра­ вительство слишком раздуто; мы все соглашаемся идти на ком­ промиссы в незначительных вопросах, с тем чтобы удостоверить­ ся, что никаких существенных перемен не предвидится; у нас одинаковые представления о том, кто наш враг, мы одинаково оцениваем его опасность; у нас нет разногласий в том, когда пора начинать войну или заканчивать ее.

Это и есть тот более высокий уровень групповой фантазии, который я в последние годы пытался свести в схему и оценить. Инструменту такой оценки я дал название «анализ фантазии». Более детальное описание этого метода, который можно приме­ нить к любому историческому документу, вы найдете в других моих очерках.4 Здесь же достаточно сказать, что метод предпо­ лагает выписывание из текста исторического документа всех слов и выражений, несущих на себе след фантазии: все метафоры, сравнения, прочувствованные места, образы тела и другие слова и сочетания слов, ключевые в эмоциональном отношении. В итоге получается серия слов, описывающая глубинные ощущения тела. Ее можно проанализировать и оценить с точки зрения пси­ хоисторической перспективы.

Как один из сотен примеров, проанализированных мной в других работах, приведу выдержку из протокола заседания в се­ натском комитете по международным отношениям в 1949 г., где обсуждалась наша позиция в отношении военного присут­ ствия русских в Германии:

ДЖИМ КАРТЕР И АМЕРИКАНСКАЯ ФАНТАЗИЯ 199

«Мы понимаем, что существуют мощные силы, тянущие нас в другом направлении, и что русские могут предпри­ нять действия, важные в такой ситуации, как эта. Мы не сомневаемся, что русские готовы продать Польшу вплоть до территорий вдоль реки на восточной границе и когда-нибудь пойдут на это».5

Анализ фантазии может выделить из этого отрывка лишь два места: «тянущие... вдоль реки» (обычно анализ фантазии исполь­ зует до 1% словаря документов). Остальные слова не могут считаться показательными с точки зрения мотивации, потому что представляют собой, в сущности, защиту, «разумное» прикрытие, которое должно отвлекать внимание слушателей от эмоциональ­ но насыщенного языка фантазии, иногда прорывающегося.

На первый взгляд эти рассуждения могут показаться совершен­ но произвольными. Действительно, чтобы доказать, что новый метод достаточно точен и заслуживает доверия, мне потребуется по меньшей мере 50 страниц с иллюстрациями. Но даже в слу­ чае с заседанием 1949 года слова «тянущие... вдоль реки» звучат эмоциональной темой всей встречи и заключают в себе истори­ ческую групповую фантазию, господствующую на заседании: дей­ ствия группы по принятию жесткой линии против русских в Германии могут привести к тому, что ее против воли втянут в опасный «давящий» коридор, и может произойти нечто ужасное. Таким образом, хотя весь текст протокола читается ровным, моно­ тонным голосом и эмоции сдерживаются, с помощью анализа мы выделяем следующие эмоционально насыщенные фрагменты: .

нанесение вреда... сохранить лицо... парировать удар...

лошадиная узда... сдать позиции... подрывать... крайне осторожно... запуганный... страх... страх... втягивают...

втянул... тянущие... вдоль реки... навязали... доведен­ ный... боясь... тянут... истекать... вдоль реки... война...

втягивают... опасение... прорыв... безумный... давящий...

коридор... коридор... коридор... коридор...

Проанализировав сотни исторических документов, в том числе газетные и журнальные статьи, протоколы заседаний, речи, пресс-конференции, политические карикатуры, я обнаружил, что сообщения любого жанра имеют под собой мощную эмоциональную основу, связанную с ощущениями тела, и что значительная часть каждого сообщения взывает к той памяти тела, где запе­ чатлена первая травма жизни каждого из нас — рождение.

200

ллойд ДЕМОЗ

Хотя открытие ключевой роли рождения в групповой фанта­ зии покажется на первый взгляд довольно странным и даже причудливым, на самом деле это результат многолетних ана­ литических усилий, основанный на изучении материала, а не на подгонке его под теоретические положения. (Я сам вначале настолько недоверчиво отнесся к результатам, что вновь опробо­ вал методику анализа с людьми, не знакомыми с моими преды­ дущими работами, чтобы убедиться в беспристрастности вы­ водов.) Подборка слов, полученная на основе исторического ма­ териала и приведенная выше, соответствует одной из фаз памяти тела, которые обычно выявляются с помощью анализа фантазии. Эта выборка описывает момент, предшествующий рождению, когда плод начинает чувствовать силу, тянущую его «вдоль реки» и втягивающую «в коридор», а сокращения материнских мышц, «давящие» на плод, вселяют в него страх перед тем, что ожида­ ет впереди, - плод испытывает огромное давление, и эти несколь­ ко часов кажутся бесконечными.

В этой книге я не имею возможности рассмотреть влияние всех стадий рождения на групповые фантазии так же подробно, как в других работах.6 Скажу лишь, что анализ сотен государ­ ственных документов современной американской истории пока­ зывает одну и ту же закономерную последовательность стадий групповой фантазии, которая повторяется каждые три или четы­ ре года:

 

 

 

Таблица I

 

СТАДИИ ГРУППОВОЙ ФАНТАЗИИ

 

 

 

 

 

Внутриутробная

Фантазия в

Фантазия в

Фантазия в

стадия

отношении

отношении нации

отношении врага

 

лидера

(чрева)

 

1,« Устойчивость»

Сильный лидер

Чрево цело и

Враг силен, но

 

 

невредимо,

напасть не смеет

 

 

внутри него

 

 

 

надежно

 

2. «Трещина»

Лидер слабеет

Чрево трещит по

Враг слабеет,

 

 

швам, начинает

неустойчив и

 

 

вытеснять,

опасен

 

 

ненадежно

 

3. «Обвал»

Лидер

Состояние краха,

Враг в кризисе,

(«Крах»)

беспомощен

давление растет

источает яд

4. «Переворот»

Жесткий лидер

Опасный, с боем

Враг силен,

 

 

пробиваемый

война началась

путь наружу из удушливого чрева