Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПСН95.DOC
Скачиваний:
176
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
836.23 Кб
Скачать

49.3. Функционирование репрессивной системы.

В 1929 году острие репрессивной машины было направлено в основном против крестьянства, которое составляло основную массу населения. К политическим репрессиям с полным основанием можно отнести массовое и трагическое по своим последствиям раскулачивание. Террор был обрушен не только на “контрреволюционный кулацкий актив”, но и на значительную массу зажиточных середняков. Форсирование коллективизации толкало к максимально жестким методам насилия. Но репрессивные акции продолжались и после завершения коллективизации. Сталин и его окружение считали, что таким образом можно избавиться от неугодных. Специально для этого 20 апреля 1933 года СНК СССР принял постановление “ Об организации трудовых поселений”. Предполагалось наказывать городских жителей, которые отказались в связи с паспортизацией 1932-1933 годов выезжать из Москвы, Минска, Ленинграда.

Параллельно с репрессиями крестьянства карательные органы в 1929–1933 годы осуществляли акции, направленные, прежде всего против интеллигенции. Репрессии часто обрушивались на людей за их некоммунистические взгляды. К тому же Сталин пытался возложить на “буржуазных спецов” ответственность за просчеты в индустриализации и планировании.

49.4. Закрепление массового беззакония.

Массовыми репрессии стали после убийства Кирова, которое произошло 1 декабря 1934 года. В декабре того года было принято постановление “О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов”, вводившее особый порядок производства по этим делам: кроткие сроки расследования (не более 10 дней) и невозможность обжалования. Ответственность по этим делам возлагалась кроме обвиняемого на его родственников и близких.

В конце 1934 года ЦИК СССР принял также постановление “ О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых НКВД СССР и его местными органами”, согласно которому право рассматривать контрреволюционные преступления кроме ОГПУ–НКВД было предоставлено судебным компаниям областных судов. Именно эти акты законодательным образом закрепили массовые беззакония, создали “правовую основу” для проведения репрессий.

Новая разрушительная волна массовых репрессий обрушилась на ни в чем не повинных людей в 1937–1938 годах. Никакая война не смогла бы нанести такой урон народу, какой нанес Сталин, защищая свою личную абсолютную власть.

В мае 1937 года начался процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Уборевич и т.д.) В марте 1938 года состоялся процесс, на котором в числе подсудимых присутствовали Бухарин, Рынков и др.

Политические судебные процессы носили показательный характер, большую роль в определении приговора играли материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, и внесудебные кампании давления.

Массовые репрессии на территории СССР в 30-е годы носили явно выраженный плановый характер и осуществлялись карательными органами в крайне бесчеловечной форме в отношении ни в чем не повинных граждан. Они были противозаконными, противоречили основным гражданским и социально–экономическим правам человека, обернулись трагическими последствиями для десятков и сотен тысяч людей.