Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Luis_Berkhof_-_Istoriya_hristianskih_doktrin.pdf
Скачиваний:
67
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
1.66 Mб
Скачать

II. ПОЗДНЕЙШИЕ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ

1.В СРЕДНИЕ ВЕКА

ВСредние века личность Христа не была в числе главных проблем. Другие вышли на первое место, такие, как учение о грехе и милости и связанное с ним учение об искуплении. Краткое указание на самые важные моменты учения о Христе у Фомы Аквинского будет достаточным для понимания, как дела в этой области обстояли во время Реформации.

Ввопросе двойственной природы Христа Фома Аквинский придерживался принятого богословия. Личность Логоса стала двойственной после соединения при Воплощении, и это соединение «препятствовало» развитию человечности до независимой личности. Двухсторонняя благодать была вложена в человеческую природу Христа из-за его союза с Логосом: а) благодать единения, или достоинство, происходящее от объединения человеческой природы с Божественной, так чтобы человеческая природа тоже стала объектом поклонения, и б) благодать освящения, которой был удостоен Христос, как человек, и которая поддерживала человеческую природу в ее отношениях с Богом. Человеческое знание Христа было тоже двух родов, а именно, знание, данное Ему, и знание приобретенное. Благодаря первому Он мог знать все, что могут знать люди и что дано им в откровении, т.е. своего рода совершенное знание, которое, однако, ограничено тварными границами. Благодаря же второму Он знал все, что может быть известно через интеллектуальные способности. Не существует передачи качеств между двумя природами (в абстракции), но и человеческие,

иБожественные качества можно приписать одной Личности. Человеческая природа Христа не всемогуща, но подвержена человеческим переживаниям, таким, как печаль, горе, страх и гнев. Во Христе — две воли, но окончательное решение принадлежит Божественной воле. Человеческая воля всегда подчинена Божественной.

2.ВО ВРЕМЯ РЕФОРМАЦИИ

Влютеранской христологии есть одна особенность, которая заслуживает особого внимания. Лютер твердо верил в учение о двух природах и их нераздельном единстве в Личности Логоса. Но его учение о реальном присутствии во время Вечери Господней вело к необходимости признать, что после Вознесения человеческая природа Христа — вездесуща. Так возникло лютеранское учение, что «каждая из природ Христа пронизывает другую и что его человечность обладает атрибутами Его Божественности» («Лютеранские символы», стр. 132). Но в то время как определенные Божественные качества, такие, как вездесущность, всемо-

79

гущество, были приписаны человеческой природе, в отношении приписывания человеческих качеств Божественной природе наступило колебание, и с течением времени эта сторона вопроса сама собой отпала. По Формуле Согласия Божественная природа передает Свои качества человеческой природе, но использование их зависит от воли Сына Божьего. Нужно, однако, отметить, что эта Формула очень двусмысленна, если и не вовсе непоследовательна в своих утверждениях (Шмид, «Доктринальное богословие», стр. 340). Неудивительно поэтому, что лютеранские богословы сами не могут прийти к согласию по данному вопросу.

Учение о передаче атрибутов (качеств) привело к спору в Лютеранской Церкви. Лютеранские богословы, по-видимому, поняли, что логика требовала передачи качеств в самый момент соединения двух природ. Но допустив это соображение, они сразу же оказались перед вопросом о том, как тогда объяснить жизнь, полную унижения, как она описана на страницах Евангелия. Это повело к диспуту между гиссенскими и тюбингенскими богословами. Одни считали, что Христос отложил в сторону Божественные качества, полученные при Воплощении, или же использовал их только эпизодически; а другие считали, что Он всегда обладал ими, но скрывал их или использовал их только тайно. Хемниц является самым важным представителем первого мнения, а Бренц — второго. Формула Согласия в целом склоняется на сторону первого мнения. И оно постепенно начинает преобладать в лютеранских церквах. В труде Квенштеда, в чьих руках учение приобрело окончательные очертания, присутствие сугубо Божественных сил в человечности Христа становится только возможностью. Сегодня среди некоторых лютеран есть заметная тенденция отказаться от своего характерного взгляда и принять тот взгляд реформатов, что качества каждой из природ могут быть приписаны Личности, (ср. «Лекции об Аугсбургском вероисповедании», стр. 91; Ширехер, «Основополагающий труд о системе евангельского лютеранского богословия», стр. 458).

Самое полное официальное изложение позиции реформатов относительно учения о Христе находится во второй Гельветской конфессии, подготовленной в 1566 г. Цитируем некоторые из самых важных положений:

«Итак, Сын Божий равен и единосущен Отцу, что касается Его Божественности; истинный Бог, не только по имени или по усыновлению, или по особой милости, но по сущности и природе... Поэтому мы отвергаем богохульное учение Ария, высказанное против Сына Божьего... Мы также учим и веруем, что вечный Сын вечного Бога был сделан Сыном Человеческим, от семени Авраама и Давида; не через посредство какого-либо человека, как утверждал Евион, но что в высшей чистоте Он был зачат от Святого Духа и рожден от Девы Марии... Более того, наш Господь Иисус Христос не имел души без понимания или разума, как думал Аполлинарий, и не имел плоти без души, как учил Евномий; но у Него была душа с ее разумом и плоть с ее чувствами... Мы признаем поэтому, что в одном и том же Иисусе Христе, нашем Господе, было две природы — Божественная и человеческая; и мы говорим, что эти две природы так соединены друг с

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]