Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
предпринимательское право / дополнительная литература / Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы.rtf
Скачиваний:
61
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
1.01 Mб
Скачать

§ 3. Принцип свободы предпринимательской деятельности

Свобода в правовом обществе означает беспрепятственный выбор вариантов правомерного поведения субъектов права.

Профессор Г.А. Гаджиев отмечает, что на конституционный принцип свободы экономической деятельности, закрепленный в основах конституционного строя (ст. 8 Конституции), опираются нормы гл. 2 Конституции, закрепляющие права, имманентно присущие обществу, в котором функционирует рыночный тип экономики. Их можно обозначить как основные экономические права, к которым относятся:

- право выбирать род деятельности и занятий - означает свободу экономического выбора: быть либо предпринимателем-работодателем, либо работником (ст. 37);

- право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - означает свободу рынка труда (ст. 27);

- право на объединение - предполагает соответствующее право для совместной экономической деятельности, а следовательно, свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ч. 1 ст. 30);

- право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35); свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ч. 2 ст. 36); использование имущества для целей предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34) - означает свободу формирования имущественной базы предпринимательства, использования имущества, свободу реализации на рынке произведенного товара, включая право на свободу договора;

- право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции (ст. 34) - предполагает свободу конкуренции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаджиев Г.А. Указ. соч. С. 155 - 156.

Принцип свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (далее - принцип свободы предпринимательской деятельности) предполагает свободный выбор сферы, вида и места деятельности, свободный выбор контрагентов по договору, свободное определение условий договора, свободную конкуренцию, свободу деятельности на всей территории государства и т.д. Обеспечение реализации названного принципа - важнейшая задача всех трех ветвей государственной власти.

Свобода предполагает самодеятельность и активность субъекта, она динамична, и, чтобы достичь внешней свободы, надо стать внутренне свободным, научиться делать выбор и отвечать за него. Но свобода не может быть дарована сверху, ее надо выстрадать, осознать ее суть и пути к ней. Человек должен уяснить природу свободы, ее правовую форму и пределы, цель и назначение, нравственно-духовные основы. Если этого не случится, то свобода неизменно трансформируется в произвол <1>.

--------------------------------

<1> См.: Медушевская Н.Ф. Российское понимание свободы // Юридический мир. 2009. N 12. С. 51.

Безусловно, свобода предпринимательской деятельности базируется на праве частной собственности. Собственность является имущественной основой предпринимательства.

Бесспорно и то, что экономика и политика тесно взаимосвязаны между собой. Например, профессор Морис Ориу отмечал, что не существует непосредственной причинной связи между торговым обменом и индивидуальной свободой: свобода не была обретена на ярмарочной площади, как и парламентский режим не был найден в лесах. Индивидуальная свобода существует так же долго, как и политическое подчинение. Правда, в известный момент социальной эволюции торговый обмен становится опорой для свободы, и опорой настолько необходимой, что без него свобода и индивидуализм, возможно, совершенно бы исчезли <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ориу М. Основы публичного права / Пер. с фр.; под ред. Е. Пашуканиса. М.: Издательство коммунистической академии, 1929. С. 187.

Однако всегда ли свобода экономической деятельности и демократия с неизбежностью обусловливают друг друга? Всегда ли для экономического роста и процветания, помимо свободы экономической деятельности, необходима политическая свобода индивидуумов?

Как показывает исторический опыт, рыночная экономика - это, безусловно, основа существования демократического режима, но ее наличие может и не привести к становлению такового. Для демократии в равной мере опасны как отсутствие, так и неограниченное развитие свободы предпринимательской деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Захаров А.В. Модернизация и внешняя политика правового государства с позиций конституционной экономики // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. С. 279; Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика и основы экономического положения личности // Очерки конституционной экономики. С. 94.

Считается, что авторитарный режим несовместим с рыночной экономикой, поскольку такой режим отбирает у людей экономические свободы, экономика подвергается произволу <1>. Безапелляционность подобного рода выводов с успехом опровергает стремительно развивающаяся экономика Китая. Имеются примеры и из истории: опыт новой экономической политики в 20-е гг. прошлого века в нашей стране, когда базирующейся на частной собственности свободе экономической деятельности не только не мешала диктатура пролетариата, но и создавала для нее определенные благоприятные условия; опыт Чили конца 70 - начала 80-х гг. прошлого века, когда военная хунта, воспользовавшись неограниченной властью для перестройки общества на либеральных экономических основах, провозгласила частное предпринимательство в качестве национальной доблести. Следует отметить, что при всей парадоксальности как в том, так и в другом случае в экономике происходили позитивные изменения.

--------------------------------

<1> См.: Левен Ф.И. Демократия и экономика // http://www.ryzkov.ru.

Представляется, что принцип свободы договора в предпринимательском (хозяйственном) праве охватывается принципом свободы предпринимательской деятельности, является его составляющим элементом. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в статьях 8 и 34 Конституции РФ. Принцип свободы договора закреплен в ст. 1 Гражданского кодекса РФ.

Вызывает интерес полемика Е.П. Губина с В.Ф. Попондопуло по поводу закрепления принципа свободы предпринимательской деятельности в действующих нормативных правовых актах РФ. По мнению профессора В.Ф. Попондопуло, принцип свободы предпринимательской деятельности легально закреплен в определении предпринимательской деятельности в ст. 2 Гражданского кодекса РФ <1>. Однако профессор Е.П. Губин обоснованно отмечает, что Гражданский кодекс РФ говорит не о свободе как признаке предпринимательской деятельности и вообще не упоминает такого понятия, а о самостоятельности предпринимательской деятельности. Таким образом, возникает вопрос о соотношении свободы и самостоятельности при характеристике и осуществлении предпринимательской деятельности. Самостоятельность можно охарактеризовать как персонифицированную свободу, реализуемую в деятельности предпринимателя. Самостоятельность - элемент свободы, дающий возможность предпринимателю самому принимать решения <2>.

--------------------------------

<1> См.: Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. М., 2003. С. 217.

<2> См.: Губин Е.П. Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние и направления совершенствования // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2010. N 3. С. 22.

Для наиболее полной характеристики принципа свободы предпринимательской деятельности можно обратиться к работам ученых-цивилистов, посвященным принципу свободы договора. Так, М.Ю. Щетинкина выделяет следующие возможные формы поведения сторон по регулированию договорных отношений (удачнее было бы назвать их элементами принципа свободы договора. - С.Ш.), направленных на реализацию принципа свободы договора: свободу субъектов в решении заключать или не заключать договор; свободу выбора контрагента по договору; свободу вида заключаемого договора; свободу в формировании условий договора; свободу выбора модели договора (данный элемент сформулирован как пожелание законодателю установления возможности для сторон по своему усмотрению менять модель договора для специальных субъектов гражданско-правовых отношений, хотя непонятно, в чем различие между видом и моделью договора. - С.Ш.); свободу в выборе формы договора <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щетинкина М.Ю. Реализация и ограничение действия принципа свободы договора: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 15.

Свобода конкуренции также охватывается принципом свободы предпринимательской деятельности.

Свобода может существовать только в рамках закона, который ограничивает свободу каждого настолько, насколько это необходимо, чтобы обеспечить равную свободу для всех <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституционная экономика / Отв. ред. Г.А. Гаджиев. С. 51.

Таким образом, свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах <1> в соответствии с известной формулой: разрешено все, что не запрещено законом.

--------------------------------

<1> См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. С. 6.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан" установлено, что право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. Однако как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное конституционное положение корреспондирует с нормами международного права, в соответствии с которыми при осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья и нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными этими нормами (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 четвертого Протокола к этой Конвенции <1>).

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 4.

Конституционные пределы ограничения свободы экономической деятельности не подлежат расширительному толкованию. Обеспечение рационального хозяйствования в объективном смысле, существенными признаками которого, в частности, являются экологическая и социальная составляющие <1>, вполне охватывается конституционно-правовой целью защиты прав и законных интересов других лиц, но вместе с тем выступает в качестве предпринимательско-правового (хозяйственно-правового) критерия (предела) свободы предпринимательской деятельности при осуществлении государственного регулирования экономики. Названный критерий должен быть закреплен в отраслевом законодательстве.

--------------------------------

<1> См.: § 1 главы I настоящей монографии.