Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по первобытке 2003.doc
Скачиваний:
553
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
514.05 Кб
Скачать

8. Критерии человека и движущие силы процесса антропогенеза. (стр. 80-89)

Вопрос о сущности человека, о том, что отличает его от всего живого и что противопоставляет его остальному мирозданию, т.е. в конечном счете о критериях с помощью которых могут быть обозначены наиболее фундаментальные особенности человека, волновал мыслителей прошлого, начиная с самых истоков возникновения, философии и науки.

Человек представляет собой венец творения – в этом состоял смысл христианской доктрины, не уточнявшей далее, в чем же это проявляется: человек был создан Богом, последним в ряду других существ и после того, как было создано все сущее, - сама последовательность его возникновения говорит о его высшей сущности. Что же касается научного рассмотрения этой проблемы, то его начало датируется не ранее чем серединой XIX столетия.

К этому времени в истории европейской науки произошли два существенных события. В первую очередь – создание А. Гумбольдтом монументального произведения «Космос». В нем он подвел итоги предшествующему развитию естествознания и нарисовал грандиозную картину природных процессов, охватив их в едином синтезе. Второе событие – появление труда Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», содержавшего стройную концепцию эволюционных преобразований живой природы, опиравшуюся на единый принцип естественного отбора. Логика его труда о происхождении видов была такова, что она неотвратимо наталкивала на вопрос, в какой мере закономерности, открытые в живой природе, - эволюционные прогрессивные преобразования, управляемые естественным отбором, могут быть распространены на человека, подчиняется он им или нет.

В связи со всем сказанным проблема места человека в мире живого и в мироздании в целом разрабатывалась в дальнейшем в двух аспектах. Первый состоял в попытке представить природную роль человечества, оценить последствия его деятельности в механизме нашей планеты и даже всего мироздания в целом.

Параллельно с разнообразными попытками оценить деятельность человечества в масштабе планеты после появления упомянутой книги Дарвина шла разработка сравнительно анатомической проблемы места человека и его предков в животном мире в целом и внутри отряда приматов, в частности уровня морфологического своеобразия человека и его предков и оценки этого уровня в масштабе зоологической классификации.

Совершенно неприемлемы с методической точки зрения любые попытки внесения элементов человеческой деятельности в оценку места человека в животном мире, внесение социальных моментов в зоологическую систематику.

Вопрос о месте человека в живой природе был впервые поставлен на научную почву в середине XVIII века, когда К.Линней включил человека в систему животного царства и, объединив человека вместе с известными тогда обезьянами выделил в составе млекопитающих отряд приматов. Обширные исследования по систематике и сравнительной анатомии обезьян, а также работы по анатомии человека, произведенные во второй половине XVIII – первой половине XIX века позволили Т. Гексли и К. Фогту сделать следующий шаг в определении систематического положения человека и указать на его ближайшее родство с человекообразными обезьянами.

В разработанном Дарвином учении о естественном и половом отборе, животное происхождение человека было доказано с полной определенностью и стало краеугольным камнем современной антропологии и материалистической философии. Общим моментом для всех классификаций является выделение в качестве самостоятельного семейства человекообразных, или антропоморфных, обезьян. Еще Дарвин, видя в них ближайших родственников человека подчеркивал в то же время, что ввиду крайней специализации ни один ныне живущий представитель семейства не может рассматриваться в качестве предковой формы для человека. Современные взгляды базируются на его точке зрения. Любопытно отметить, что он оказался прав и в оценке сходства той или иной антропоморфной обезьяны с человеком: изучение тонких генетических организмов с помощью новейших методов показало наибольшее сходство с человеком шимпанзе.

Современный человек образует собой вид Sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминид отряда приматов, хотя морфологическое различие между расами современного человечества и заметны простым глазом, но они проявляются во второстепенных признаках, не имеющих жизненного значения. Поэтому вопреки расистским концепциям, имеющим хождение и в настоящее время, все ныне существующие расы с полным основанием могут быть отнесены к одному виду.

Распространяя на процесс происхождение человека, действие биологических закономерностей, Дарвин придавал наибольшее значение половому отбору. Своеобразие физической организации человека по сравнению с приматами заключается в наличии морфологических особенностей, которые образовались в результате отбора женщинами индивидуумов, выделявшихся определенными преимуществами. Поэтому в процессе размножения такие мужчины оставляли наиболее многочисленное потомство, оказывая решающее влияние на развитие человеческого рода. Многие ученые указали на прямохождение как на решающий шаг при переходе от обезьяны к человеку, оказавший значительное воздействие на преобразование человеческой морфологии и непроходимой пропастью отделявший человека от животного мира. Другие приписывали решающую роль руке, справедливо считая, что обладание последней открывает перед человеком огромные перспективы в переделке окружающей природы. Наконец третья группа гипотез придавала основное значение развитию мозга.

Социальному фактору в происхождении человека придается решающее значение в трудовой теории антропогенеза, сформулированной Энгельсом в 1873-1876 в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в качестве одной из глав его незаконченного труда «Диалектика природы». Тщательное изучение этой работы, дальнейшее развитие трудовой теории антропогенеза и конкретное выявление того значения, которое имеет эта теория для решения кардинальных проблем происхождения человека, является значительной заслугой отечественной антропологии. Сущность трудовой теории антропогенеза можно сформулировать одной фразой самого Энгельса: труд создал самого человека.

Трудовая теория – единственная из всех существующих теорий антропогенеза, которая подчеркивает решающую роль общественного, социального становления человека показывает, что без общества не было бы человека, объясняет происхождение мышления и речи. Ее можно назвать всеобъемлющей, потому что она удачно сводит к одному фактору все многообразие эволюционных изменений в развитии семейства гоминид, не ограничивается только демонстрацией революционизирующего воздействия труда на преобразование человеческой морфологии, но связывает с развитием труда и производство происхождение и историю человеческого сознания.

В эпоху позднего палеолита произошла замена естественного отбора социальными закономерностями, и с этой эпохи прогресс в области производства не зависит от каких-то морфологических преобразований, а определяется только развитием производительных сил.