Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Guzhalovsky_Muzey_mira.doc
Скачиваний:
430
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
1.44 Mб
Скачать

6.2. Природоведческие музеи

С середины XIX в. происходит процесс специализации природоведческих наук — ботаники, зоологии, минералогии и антропологии. Этот процесс, а также открытие сущности жизненных процессов при помощи экспериментальных исследований и учения Чарльза Дарвина непосредственно повлияли на музейную деятельность.

Раньше общие природоведческие музейные собрания по своему составу удовлетворяли требованиям проведения всех типов исследований в области природы. В XIX в. стали развиваться специализированные собрания. Для новых, специфических исследований в области различных природоведческих дисциплин понадобились иные научно-исследовательские учреждения, которые не зависели от музейных коллекций. Только таксономические (систематические) исследования по-прежнему имели потребность в более специализированных собраниях природных объектов, которые не могли быть использованы в просветительских целях в полном объеме. В конце XIX в. началось отделение части природоведческих музейных фондов, предназначенных для экспозиционных целей, от основных исследовательских фондов, значительно больших по своим масштабам, чем экспозиционные. Впервые это деление осуществил в 1886 г. директор природоведческого музея в Лондоне Уильям Флауэр.

С постепенным перемещением биологических исследований на университетские кафедры и в лаборатории значение музеев как природоведческих центров падало. В этой ситуации в ряде случаев противники учения Дарвина использовали старые и даже создавали новые природоведческие собрания для пропаганды своих взглядов.

Так, швейцарский ученый Луи Агасис с 1848 г. занимал должность профессора зоологии в Гарвардском университете (Кембридж, сейчас в пределах Бостона) и проповедовал идеи божественного создания животного мира. Его мечту о музее как о «собрании божественных творений» помог осуществить богатый предприниматель Ф. К. Грей из Бостона, завещавший 50 тыс. дол. на создание музея в Гарвардском университете.

Музей смешанного типа с богатой природоведческой экспозицией был создан в 1879 г. в Вашингтоне по инициативе ихтиолога Джорджа Гуда, секретаря Смитсоновского института, основанного в 1846 г. по инициативе английского химика и минеролога Джеймса Смитсона и на его средства (120 тыс. фунтов стерлингов). Целью этого учреждения, по замыслу Смитсона, было «расширение и распространение знаний в народе».

Преемник Дж. Гуда, биолог Спенсер Берд, считал, что планируемый им природоведческий музей может расширить знания американцев в области животного и растительного мира и обеспечить ученых материалами для исследований. Исполнению задуманного содействовали исследования природных ресурсов западных штатов США, а также участие Смитсоновского института в международных выставках, что вызвало приток предметов музейного значения в институт. В это время Дж. Гуд привлек молодого С. Берда к работе в институте. Последний в ходе своей многолетней работы превратил Смитсоновский институт в подлинный национальный музей США, в котором по его замыслу должны были быть сконцентрированы предметы не только естественной истории, но и искусства, истории и техники. Фонды Смитсоновского института росли. В 1911 г. Музей естественной истории получил новое здание, в котором он находится и сейчас. В состав коллекции музея входили (и входят до этого времени) отделы минералогии, палеонтологии, ботаники, зоологии, антропологии и этнографии (по американской традиции антропология, этнография, археология и история первобытного общества включались в число природоведческих, а не исторических наук).

В 1877 г. при поддержке местных финансовых магнатов ученик Л. Агасиса, зоолог А. Бикмар, основал в Нью-Йорке Американский музей естественной истории. Палеонтолог Генри Осборн, занимавший с 1908 по 1932 г. должность президента музея, установил в экспозиции музея скелеты гигантских динозавров. Это было нововведением в музей­ной практике, которое первоначально осуждалось его коллегами как вульгарный аттракцион, имеющий целью вызвать повышенный интерес публики к огромным ископаемым. Кроме того, Г. Осборн поддержал идею препаратора и изобретателя Карла Эйнли создать в зале африканских млекопитающих 22 группы чучел животных в среде их проживания. Эта блестящая форма представления чучел животных послужила образцом для других музеев мира.

Третий крупный природоведческий музей был открыт в Чикаго в 1894 г. антропологом из Гарвардского университета Фредериком Патнемом. В основу музея лег созданный Патнемом отдел американской антропологии и этнографии на Всемирной выставке в Чикаго (1893). Значительную поддержку молодому учреждению оказала финансово-промышленная элита этого города. Вскоре музей получил название Музея естественной истории Фильда (по фамилии династии крупных оптовиков, которые материально поддерживали музей).

Фонды музея комплектовались по четырем отделам — антропологии, ботаники, зоологии и геологии. Среди экспонатов музея выделялись бронзовые скульптуры представителей разных человеческих рас в естественный рост, зал индейской Америки до ее открытия Колумбом, скелеты ископаемых позвоночных, флора каменноугольного периода, существовавшая за 240 млн.. лет до н. э. Природоведческие экспонаты дополнялись живописными полотнами работы Чарлза Найта. Музей Фильда тесно сотрудничал с Американским музеем естественной истории как в экспедициях, так и при создании экспозиции.

Природоведческие музеи Вашингтона, Нью-Йорка и Чикаго, как и художественные музеи США, быстро завоевали ведущее положение среди мировых музеев этого профиля.

Интересное сочетание музеев природоведческих наук и искусства представлял собой комплекс императорских музеев: Дворца природы и Дворца искусства в Вене, построенных в 1877—1889 гг. по проекту архитекторов Г. Земпера и К. Хазенауэра. Оба здания замыкали площадь Марии-Терезии. Концепция музеев носила гуманистический характер, утверждала целостность мира и его постепенное развитие. Эта концепция основывалась на гегельянской системе единой истории природы и общества. Во Дворце природы посетитель становился свидетелем библейского зарождения неба и земли, океанов и континентов, скал и минералов, возникновения растительных и животных форм жизни и в завершении — появления человека и его эволюции, изделий его рук и творений его разума в эпоху каменного века. Художественное богатство человека, представленное во Дворце искусства, признавалось высшим подъемом духа в противовес природе. Немало места здесь было отведено художественным произведениям Древнего мира, Византии и особенно живописи итальянского Возрождения. Создание комплекса музеев природы и искусства должно было наглядно показать и разнообразие природы, и творческий гений человека.

В 1870 г. природоведческий музей был открыт в Пеште (сейчас в составе Будапешта).

Первым музеем современного типа в Китае был Национальный театр природоведения (1905).

Во второй пол. XIX — начале XX вв. музейные работники-натуралисты использовали природоведческие собрания в исследовательских, учебных и просветительских целях. Происходили оживленные дискуссии о задачах, функциях и специфике музеев, об их управлении и организации, о музейной технике, исследованиях, методике подготовки музейных предметов к показу в экспозиции и на выставках.

Начиная с последней трети XIX в. проводилась большая работа по описанию видов предметов природы в мировом масштабе. Гигантское увеличение собраний этих предметов в музеях Европы и Северной Америки обусловило новые подходы к их изучению. Это в свою очередь в число первостепенных задач поставило задачу совершенствования ботанической, зоологической, антропологической и палеонтологической систематики.

В соответствии с этим развивались новые собирательские методы и номенклатурные упорядочения, уточнялся принцип составления сопроводительной и собирательской документации. За международным упорядочением в ботанике (с 1863 г.) началось подобное урегулирование в зоологии (с 1904 г.), анатомии и других науках. Это означало введение в практику объективных методов определения типов предметов в таксономии. Последняя устанавливает названия видов предметов, в том числе и предметов музейных собраний.

Углубление специализации привело как к международному сотрудничеству хранителей крупных природоведческих музеев, так и к преобразованию последних в международные центры, которые позволяли с максимальной полнотой проводить сравнительные исследования. Возникали новые способы консервации музейных предметов, их интерпретации в экспозициях.

Научное описание коллекций природоведческих музеев стало главной задачей для их сотрудников. Новые открытия и находки останков не известных до этого времени видов животных ставили перед ними новые задачи. Дальнейшее развитие природоведческой исследовательской и собирательской работы на исходе XIX в. обусловило появление новых музеев, в т. ч. музей Берлинского университета (1889) и расширение ранее существовавших.

В 1864 г. после смерти У. Гукера Старшего Ботанический сад в Кью возглавил его сын Д. Гукер Младший. При нем продолжались ботанические исследования, обмен растениями и др.

В 1901 г. был открыт новый природоведческий музей в Петербурге. Его экспозиция, расположенная в здании таможенного пакгауза на Васильевском острове, привлекала внимание посетителей интересными биогруппами. Пополнялись коллекции растений, семян, гербариев Петербургского ботанического сада, который в рассматриваемый период стал ведущим центром развития ботаники в России.

Крупнейшими природоведческими коллекциями владел в это время Виленский музей древностей. Вместе с формированием собрания исторических памятников вскоре после открытия музея в его фонды начали поступать объекты природы. К 1861 г. отдел имел богатые энтомологическую (около 1 тыс. ед.), зоологическую (2674 ед.) коллекции, коллекцию минералов (10 724 ед.) и некоторые другие ценные предметы.

Подобно Виленской Археологической комиссии уставом Минского общества любителей природоведения, этнографии и археологии, созданного в 1912 г., было предусмотрено открытие музея. Гродненское педагогическое общество по установившейся традиции также планировало развернуть научную и просветительскую деятельность на базе природоведческих коллекций.

Кроме перечисленных собраний предметов естественной истории, сформированных научными обществами, в Беларуси продолжали формироваться частные природоведческие коллекции. В этой связи заслуживает внимания деятельность известного белорусского геоботаника и дендролога В.В. Адамова. В начале века в поместье Большие Лётцы Витебской губернии он начал создание ботанического сада и гербариев, которые со временем приобрели общероссийскую известность. Широко известным в Витебской губернии было имя естествоиспытателя-самоучки И.К. Мороза. В его лаборатории на хуторе Фатынь размещались довольно богатая коллекция птиц и насекомых губернии, большая научная библиотека.

В числе других природоведческих собраний заслуживают внимания ботанические коллекции агронома В. Ельского в питомнике имения Игнатичи Минской губернии, а также энтомологические коллекции чиновника барона фон Станге в Гродно, В. де Вирьена в поместье Лишки Гродненской губернии и К. Карповича в поместье Чамброво Новогрудского уезда. Хорошая коллекция птичьих яиц и окаменелостей была собрана орнитологом-любителем С. Святским в поместье Белица Витебской губернии.

Анатомические коллекции и музеи XIX в. потеряли свою былую популярность и превратились в обычные учебные музеи медицинских учебных заведений.

В этот период в ряде европейских городов (Лондон, Антверпен, Амстердам, Берлин, Мюнхен, Цюрих, Петербург и др.), а также в ряде городов США (Филадельфия, Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк и др.) создаются зоопарки. Немецкий создатель зоопарков Карл Гагенбек в конце XIX в. совершил переворот в организации этой разновидности музеев. В своем зоопарке в Штелдингене, предместье Гамбурга, он оказался от содержания животных в клетках либо за решетками. Зоопарк был отделен от остальной части территории рвами, заполненными водой, а условия нахождения здесь животных приближались к природным. Это содействовало развитию исследовательской работы в зоопарках и помогало более успешно демонстрировать животных в благоприятной для них среде.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]