Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Guzhalovsky_Muzey_mira.doc
Скачиваний:
431
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
1.44 Mб
Скачать

5.2. Природоведческие музеи

В XIX в. происходило выделение из состава музеев комплексного профиля природоведческих музеев, что объяснялось становлением естественнонаучных дисциплин. В результате накопления и осмысления все большего количества новых научных фактов углубились научные знания. Происходило дробление широких отраслей знаний на более мелкие. Природоведческие музеи были призваны удовлетворять потребность человека в изучении природного мира, в котором он живет, служить научным и просветительским целям. В отличие от художественных музеев, экспонаты которых являлись результатом творчества человека, в природоведческих музеях широко представлялись произведения самой природы – чучела животных, анатомические препараты, отшлифованные образцы металла и минералов.

В XIX в. природоведческие музеи, а также ботанические сады и зоопарки стали ведущими исследовательскими центрами в области геологии, палеонтологии, ботаники, зоологии, почвоведения и других наук. Они завоевывали большую популярность у публики, которую охватил интерес к чудесному миру природы.

Британский музей продолжал пополняться предметами, которые доставляли участники научных экспедиций. В числе других в 1820 г. туда передал свой гербарий, природоведческую библиотеку и ботаническую коллекцию известный ботаник Джозеф Банкс.

Среди частных музеев Великобритании нужно упомянуть коллекцию Уильяма Беллока из Шеффилда, которую ее владелец перевез в Лондон в 1809 г. У. Беллок, будучи новатором музейного дела, предложил демонстрировать группы чучел животных в их природной среде.

Как уже отмечалось, в 1793 г. Парижский сад растений был преобразован в Национальный музей естественной истории, который стал крупнейшим научным центром Франции и Европы. Тут было создано 20 кафедр различных природоведческих наук. Их возглавили выдающиеся ученые-естествоиспытатели, такие, как Ж.Б. Ламарк, Ж. Кювье, Э.Ж. Сент-Илер и др., разрабатывавшие на музейных материалах фундаментальные проблемы биологии и химии.

В начале XIX в. бельгийский естествоиспытатель Ш. Ла Серна Сантандер организовал первый в Брюсселе ботанический сад и кабинет естественной истории.

В России, как и в других странах, происходил процесс специализации музеев как результат развития науки от энциклопедичности в сторону узкой специализации. В 1823 г. из Санкт-Петербургской кунсткамеры по ходатайству ботаника К.А. Триниуса выделился ботанический музей, в 1831 г. — зоологический музей, а в 1836 г. — анатомический кабинет. Под эти музеи, а также под выделенный позже из кунсткамеры минералогический музей было отведено новое здание вблизи старого. Значительный по содержанию минералогический кабинет находился тогда в другом санкт-петербургском музее — Румянцевском.

В начале XIX в. активные работы по формированию профилированных природоведческих коллекций начались в учебных заведениях Беларуси. Ко времени преобразования Литовской главной школы в Виленский университет (1802) эта работа была еще далека до завершения. Профессор университета И. Франк в своем письме опекуну Виленского учебного округа А. Чарторыйскому, датированном 1804 г., сообщал: «Ботанический сад... зарос пустозельем. Был бы рад хорошо отозваться о зоологическом кабинете, если бы можно было сказать, что такой существует. Этот кабинет не имеет и сотой части зверей местных. В университете практически нет анатомического кабинета, и не будет до тех пор, пока не найдется способный хранитель... Какой позор для Виленского университета, особенно в сравнении его коллекций с коллекциями, которые находятся в Дерпте».

Многочисленные пополнения кабинетов в первой трети XIX в. расширили состав собраний и придали им большую научную ценность. Так, в ходе реорганизации, проведенной в 1822—1824 гг. профессором Л. Боянусом, новый облик приобрел зоологический кабинет. Анатомическое собрание, основанное профессором из Вены Лобенвейном и расширенное талантливым белорусским анатомом А. Белькевичем, насчитывало в конце 20-х гг. XIX в. 2528 ед.

Фактическим создателем кабинета естественной истории и ботанического сада Виленского университета был профессор С. Юндзулл, который отдал обоим начинаниям все силы и время в период с 1824 по 1832 г. Труд С. Юндзулла определялся высоким научным уровнем. Перед началом работы молодой ученый совершил продолжительное путешествие по Европе, где познакомился со всеми крупными природоведческими коллекциями и ботаническими садами. Кабинет естественной истории и ботанический сад являлись важным центром учебной и научно-исследовательской работы в Виленском университете. На их основе профессором Юндзуллом были составлены и изданы два каталога белорусской флоры (1802 и 1824 гг.).

Минералогический кабинет, интенсивно пополнявшийся на протяжении первой четверти XIX в. новыми экспонатами, стал подлинным научным центром после поступления туда материалов геогностической экспедиции 1822 г., которая проводилась под руководством профессора Э. Эйхвальда.

Дальнейшие работы по расширению кабинетов были прерваны восстанием 1831 г. Виленский университет был закрыт, часть его природоведческих коллекций перевезли в Киевский и Харьковский университеты, часть оставили в медико-хирургической академии, созданной на базе медицинского и богословского факультетов закрытого университета. Согласно сведениям А. Киркора, Виленская медико-хирурги­ческая академия, открытая в 1832 г. и просуществовавшая 9 лет, имела следующие кабинеты: минералогический (17 824 ед.), анатомический (3000 ед.), зоологический (20 000 ед.), сравнительной анатомии (около 1600 ед.). Академии отошел и университетский ботанический сад, который насчитывал в то время 7 тыс. видов растений.

Значительное природоведческое собрание в рассматриваемый период имело другое высшее учебное заведение Беларуси — Горы-Го­рецкий земледельческий институт.

Источники позволяют говорить о возникновении уже в конце XVIII в. учебных коллекций в средних учебных заведениях Беларуси — в Могилевском и Витебском главных училищах (позже гимназиях). В их основу легли природоведческие предметы и физические инструменты из закрытых католических монастырей, а также подарки частных лиц.

Физико-математический и природоведческий кабинеты Минской гимназии принадлежали к числу старейших учебных заведений Беларуси. Благодаря постоянному вниманию, которое оказывал им директор П. И. Цейс, кабинеты сформировались через десятилетие после открытия гимназии в 1803 г.

Несколько позже, в 1834 г., была создана Гродненская гимназия. К моменту открытия она имела небольшие физическую, зоологическую и минералогическую коллекции, полученные в наследство от закрытого Гродненского доминиканского училища.

На протяжении первой половины XIX в. гимназические кабинеты, сохранив свою структуру, продолжали пополняться и сыграли важную роль в системе преподавания учебных дисциплин.

Значительный интерес у любителей природоведения первой половины XIX в. вызывал дворец в Поставах, где К. Тизенгауз собрал большую орнитологическую коллекцию. Интерес к орнитологии возник у него еще в юности, когда он учился в Виленском университете. Результатом многочисленных путешествий по Российской империи и за границей была безукоризненная в научном отношении коллекция чучел птиц (около 3 тыс. ед.). Большая их часть была препарирована самим владельцем, остальные — специально приглашенным таксидермистом. По сведениям профессора Виленского университета А. Адамовича, это было наиболее значительное орнитологическое собрание на территории Речи Посполитой. Не меньшую ценность имели использованные самим Тизенгаузом сотни цветных рисунков птиц, а также таблицы-классификаторы, в которых был виден несомненный талант художника.

Коллекцию К. Тизенгауза осматривали ученые и все, кто интересовался орнитологией. В 1851 г. он передал в подарок Дрезденскому природоведческому музею специальную коллекцию птиц Беларуси. После смерти владельца орнитологическая коллекция была передана в Виленский музей древностей.

Вышеназванными не исчерпываются природоведческие собрания в Беларуси первой пол. XIX в. Небольшие частные коллекции минералов и птиц, гербарии и ботанические сады были разбросаны в разных частях края. Одной из них владел представитель старой феодальной аристократии И. Слижень. В своем дворце в Мстиже он собрал неплохую коллекцию минералов и раковин, в оранжереях насчитывалось до 3,5 тыс. экзотических растений, в парке были оборудованы специальные вольеры, где содержались представители местной фауны. Довольно богатую коллекцию минералов в поместье Буйвидзы собрал отставной генерал С. Радишевский.

В первой пол. ХIХ в. новые природоведческие музеи появляются в других центрах Европы и за ее пределами. В 1830 г. при Национальной комиссии Валахии в столице этой страны Бухаресте был открыт Музей естественной истории. В 1825 г. в столице Капской колонии (сейчас в Южно-африканской республике) Кейптауне Эндрю Смит открыл зоологический музей.

В этот период заслуживает внимания популяризация природоведческих знаний через передвижные выставки. Одним из организаторов таких выставок начиная с середины XIX в. был американский предприниматель Финеас Барнум. Уровень его выставок нередко граничил с балаганом. Ф. Барнум не признавал научного подхода к выставочному делу. Полученный в наследство в 1841 г. от Д. Скаддера Американский музей (Нью-Йорк) он превратил в передвижное заведение, где можно было увидеть и разных животных, и представления лилипутов. Несмотря на подчеркнутую направленность на развлечение публики, Американский музей Ф. Барнума имел крупные коллекции раковин, рыб, зверей, минералов. В 1865 г. музей сгорел, но Ф. Барнум сумел его восстановить, создав Новый Американский музей, который тоже сгорел (1868), после чего окончательно прекратил свое существование. Главный вклад Ф. Барнума в развитие музейного дела заключается в популяризаторской и предпринимательской стороне дела, где его талант и чувство юмора были наиболее эффективными.

Среди ботанических садов Европы в XIX в. выделялся Ботанический сад в Кью (Лондон). В 1840 г. он получил статус национального учреждения, а через год его первым директором стал профессор ботаники университета в Глазго Уильям Гукер. При нем были построены крупнейшая оранжерея в мире — Большой пальмовый дом и музей экономической ботаники, где показывались растения, полезные для коммерции, промышленности и медицины.

Кью превратился в крупный ботанический центр. Сын директора Джозеф Гукер исследовал флору Индии и Тибета и присылал оттуда в Кью многочисленные экзотические растения. Саженцы хинного дерева, привезенные из Перу, отправлялись из ботанического сада для посадок в Индии, португальский корковый дуб был отправлен для разведения в Южную Америку, табак — в Наталь (Южная Африка), китайский чай — в Ассам (Индия). Кофе, душистый перец, корица, манго, тамаринд, хлопок, имбирь, индиго распространялись по миру в малых передвижных оранжереях, изобретенных врачом Натаниэлом Уордом, из питомников Ботанического сада в Кью.

Происходили изменения и в развитии ботанических садов России. Так, в 1801 г. Императорский ботанический сад был преобразован в «медицинский огород» в Санкт-Петербурге. С этого момента он приобрел характер научного, а не вспомогательного аптекарского учреждения. Через год здесь построили 25 оранжерей общей площадью 1 500 м2, где выращивались растения, привезенные из Бразилии, Персии и других южных стран.

Крупнейший ботанический сад Беларуси в рассматриваемый период существовал в Горы-Горецком сельскохозяйственном институте. Основание этого сада относится к 1846 г., когда Министерство государственных имуществ Российской империи вместе с распоряжением о создании в Горы-Горках музеума приняло «наставление для собрания (в Горы-Горках) произведений царства растительности». Ботанический сад задумывался как важный центр научной и учебной работы со студентами в области морфологии и систематики растений, что и было сделано в короткий срок. В 1851 г. в ботаническом саду насчитывалось 950 хлебных, кормовых, масличных, красящих, приправных, аптекарских и 1 417 тепличных растений, в питомнике — 9 085 деревьев. Экспозиция Горы-Горецкого ботанического сада в соответствии с традицией XIX в. строилась по систематическому принципу.

В это же время в Беларуси создаются довольно крупные сады частных владельцев — любителей ботаники. Из них наиболее известен сад маршалка В. Швайковского, основанный в середине XIX в. в Пружанах. Здесь была хорошо подобранная коллекция отечественной и зарубежной флоры, в составе которой было много тропических растений.

Отличные ботанические сады с экзотическими растениями находились в Сваротве Новогрудского уезда, который принадлежал роду Незабытовских, в Воложине — у Тышкевичей, в Залесье — у Огинских (последний был создан при участии крупных авторитетов в этой области — С. Юндзулла и Ю. Струмилы).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]