Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК (2012) КРИМИНОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
1.88 Mб
Скачать

Литература

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 09 декабря 1979г. //Действующее международное право. - М.: Статут, 1997.

Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997г. //Собрание Законодательства РФ. - 2001. - № 35.

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом //Собрание Законодательства РФ. - 2003.- № 41.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000г. №24 //Собрание Законодательства РФ. - 2000. - № 2.

Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. – М., 1998.

Дикаев С.У. Терроризм и преступления террористического характера (опыт системного анализа). – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. – СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2002.

Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. Под ред. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005.

Павлинов А.В. Стратегия борьбы с насильственным антигосударственным экстремизмом и преступностью в условиях современной России. – М.: Юрлитинформ, 2010.

Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

Лекция 12. Криминологическая характеристика рецидивной, органиованной и профессиональной преступности

1. Общественная опасность, состояние и тенденции развития организованной преступности.

2. Понятие и особенности рецидивной преступности.

3. Обстоятельства, способствующие устойчивости организованной и рецидивной преступности и их профилактика.

4. Криминальный профессионализм: понятие, характеристика, предупреждение.

1. Общественная опасность, состояние и тенденции развития организованной преступности

Организованная преступность - это сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Эти преступления часто выходят за пределы государственных границ. Понимание организованной преступности еще меньше определено, чем насильственной, корыстной или экономической. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей пролонгированной деятельности. Часто организованную преступность определяют и как процесс рациональной реорганизации преступного мира по аналогии с законной предпринимательской деятельностью на законных рынках. Такая преступная предпринимательская деятельность, преследуя свои цели, принимает участие в таких незаконных видах деятельности, как сделки с незаконными товарами и услугами, монополизация рынка, использование коррупции и запугивания.

Феномен организованности касается не только и не столько совершения конкретных деяний, сколько становление самого преступного формирования, его существования и его криминальной деятельности. Совершение одинаковых или разных преступлений является относительно общим делом организованных между собой субъектов (групп), каждый из которых имеет свои функциональные обязанности, «права и полномочия». «Коза ностра» (итал. – «Наше дело») более или менее точно отражает суть организованной преступности.

Организованная преступность в России возникла в период осуществления демократических и политических реформ, начиная с середины 80-х годов прошлого столетия. Проявления (черты) организованности и профессионализма свойственны преступности всегда (они имманентны ей), но характер организованной она приобретает тогда, когда становится альтернативой государству. Иными словами, преступность становится организованной, когда начинает выполнять те функции, которые обычно адресуются государству (например, взимания налогов, обеспечения безопасности, справедливого решения конфликтов и др.). Не случайно поэтому организованную преступность называют «государством в государстве».

Достаточную «критическую массу», выводящую ее на институциональный уровень, организованная преступность набирает тогда, когда она получает возможность «отмыть» средства, полученные в результате криминальной деятельности, и инвестировать преступные доходы в легальный бизнес. Такой возможности не было у «теневиков» времен социализма, даже в период правления Л.И. Брежнева, когда деятельность «цеховиков», расхитителей социалистической собственности приобрела масштабный характер.

Полученные ими в результате совершения преступлений средства тратились в основном на личное потребление либо на приобретение валютных ценностей, антикваритата и т.п. Во всяком случае эти средства не могли серьезно влиять на экономическую систему СССР, не представляли угрозы экономической безопасности страны, а сами преступники не выступали частью официального советского истэблишмента. Напротив, они всячески маскировали, конспирировали свою частнопредпринимательскую и коммерческую деятельность, за которую по Уголовному кодексу 1960 г. им угрожала уголовная ответственность. Конечно, начиная с «оттепели» Хрущева, в стране стало появляться все больше состоятельных людей, в том числе имевших счета в зарубежных банках, но они были настолько небольшой группкой, что говорить о проблеме легализации преступных доходов в период «развитого социализма» нет никаких серьезных оснований.

С середины 1980-х годов XX века в СССР стали поощряться либеральные процессы в экономике - были разрешены кооперативы и, таким образом, - положено начало легализации частнопредпринимательской инициативы. Странным образом такая политика совпала по времени с попыткой ввести в стране некое подобие «сухого закона». В результате в СССР были созданы благоприятные возможности для широкомасштабного накопления криминального капитала (путем спекуляции спиртосодержащей продукцией) и его легализации (путем «отмывания» денег в кооперативах).

На международном семинаре ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью в Суздале в 1991 году организованная преступность была определена как «относительно массовая совокупность устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения». Организованную преступность эксперты ООН разделяют на несколько видов.

1. Мафиозные семьи, существующие по принципу иерархии. Они имеют свои внутренние правила жизни, нормы поведения и отличаются большим количеством противоправных действий.

2. Профессионалы. Члены таких организаций объединяются с целью исполнения определенного преступного замысла. Организации такого рода непостоянны и не имеют такой жесткой структуры, как организации первого вида. К группе профессионалов относят фальшивомонетчиков, формирования занимающиеся кражами автомобилей, вымогательством и т.д. Состав профессиональной преступной организации может постоянно меняться и ее члены могут участвовать в различных однотипных преступных предприятиях.

3. Организованные группы, контролирующие определенные территории.

Криминологические исследования показывают широкое распространение организованной преступности в России. Это масштабное явление оказывает дестабилизирующее влияние на социально-экономическую сферу, представляет угрозу национальной безопасности страны.

Современное состояние организованной преступности в России должно оцениваться с учетом следующих обстоятельств:

  1. Произошло фактическое обособление так называемой общеуголовной организованной преступности от элитарной организованной преступности, основу которой составляют преступные сообщества, возглавляемые высокопоставленными должностными лицами. Еще десять лет назад большинство экспертов отмечали обратный процесс.

  2. Значительная часть организованной преступности эпохи «дикого капитализма» (конец 80-х - середина 90-х гг.) трансформировалась в легальные предпринимательские структуры, не поменяв при этом некоторых базовых принципов криминальной деятельности: уклонение от налогообложения любой ценой; коррупционное «подкармливание» чиновников, от которых зависит успешность бизнеса; стремление любыми способами получить доступ к бюджетным ресурсам; высокая степень готовности к недобросовестной конкуренции с применением любых методов и массовому обману потребителей.

  3. Произошла заметная централизация и концентрация коррупционных связей и потоков, ускорившая процесс присвоения значительной части легализованного криминального бизнеса и доходов коррумпированным чиновничеством, которое закрепило лидирующую роль в российской организованной преступности.

  4. Отсутствуют сколько-нибудь надежные данные, подтверждающие высокий уровень эффективности государственного контроля за состоянием российской организованной преступности. В этой связи материалы статистики организованной преступности не могут рассматриваться как адекватное отражение ее реального состояния и тенденций развития.

  1. Многие виды организованной преступности обладают свойством сверхлатентности, когда не зарегистрированной остается часть организованной преступности, более чем на порядок превосходящая по объему зарегистрированную ее часть. В наибольшей степени это утверждение может быть отнесено к таким видам ОП как убийства по найму, организованная растрата бюджетных средств, организованная продажа государственных должностей (включая продажу мест в избирательных списках), организованное массовое вымогательство взяток или взяток в крупном размере, незаконный оборот оружия, незаконный оборот наркотиков, организованная контрабанда иных предметов, изъятых из свободного обращения.

По оценке некоторых экспертов, реальный объем организованной преступности в нашей стране, по меньшей мере, на порядок превосходит статистическое его отражение. Применительно к организованной преступности в экономической сфере латентная ее часть может более чем в 300 раз превышать зарегистрированную.

  1. За последние 15 лет значительно снизился уровень квалификации должностных лиц правоохранительных органов, наделенных полномочиями в сфере борьбы с организованной преступностью. Неоднократная реорганизация подразделений МВД РФ, в компетенцию которых входит борьба с организованной преступностью, не принесла желаемого результата. Первоначально сильное профессиональное звено таких подразделений, на формирование которого были потрачены колоссальные бюджетные ресурсы (в частности, выделено более пяти тысяч квартир для сотрудников), практически полностью утрачено, в 2002 г. ликвидирован институт, занимавшийся специализированной подготовкой кадров для этой системы и профильными научными исследованиями. Неоднократные попытки тотального обновления кадрового состава подразделений МВД РФ по борьбе с организованной преступностью (включая почти полную замену оперативно-начальствующего состава Главного управления МВД РФ по борьбе с организованной преступностью и коррупцией), обусловлены в значительной степени так называемым «сращиванием» профессионального звена таких подразделений с ОПФ (с уголовно-правовой точки это ни что иное как создание преступных сообществ и руководство с использованием служебного положения).

Как показывает анализ, основными тенденциями развития организованной преступности в России в течение последнего десятилетия прошлого века стали:

стремление захватить доступ к добыче, транспортировке и продаже за рубеж природных ресурсов (прежде всего, углеводородного сырья);

рост числа финансовых структур, позволяющих быстро «сколотить» капитал на спекуляции или хищении бюджетных средств,

массовом обмане вкладчиков;

учреждение большого числа псевдопредприятий (в том числе псевдоохранных структур), позволяющих осуществлять обманное и насильственное завладение контрольными пакетами акций государственных предприятий;

повсеместная скупка за бесценок с помощью подкупа чиновников наиболее доходных объектов, включенных в планы приватизации;

создание лжепредприятий для фиктивной продажи населению и легальным коммерческим организациям товаров повышенного спроса;

создание коммерческих организаций для отмывания доходов, полученных в результате торговли наркотиками, оружием, бюджетных хищений, получения взяток;

вывоз доходов, полученных преступным путем, для вложения в недвижимость, высоко надежные ценные бумаги зарубежных государств и компаний, размещения во вклады в западных банках. В значительной степени эти закономерности предопределили структуру всей организованной преступности, спровоцировали рост организованного преступного насилия, в том числе возрождение заказных убийств, похищений людей, насильственного вымогательства, организованного разбоя, бандитизма.