Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Физическая география мира.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
620.54 Кб
Скачать

Вопрос №48. Своеобразие животного и растительного мира Австралии. Эндемики и реликты фауны и флоры материка.

Океания относится к разным областям Палеотропического царства. Однако близость Австралии и большей части крупных островов Океании и существование сухопутной связи между ними в период формирования современной флоры привели к тому, что в растительном покрове Австралии и некоторых островов Океании есть много общих элементов.

На материке существовали разобщенные центры формирования флоры: один — на юго-западе и в центральной части, другой — на востоке. Между этими центрами находился морской бассейн, его осушение и заселение растительностью произошло только к началу четвертичного периода.

В четвертичное время Австралию не покрывали льды, и ее климат с конца мезозоя резко не изменялся.

Все эти особенности развития австралийской флоры обусловили ее основные черты: древность и высокую степень эндемизма. По количеству эндемичных растений Австралийское царство не имеет себе равных на земле. Из 12 тыс. видов входящих в состав ее флоры высших растений эндемичны 80 %. Например, эндемичными являются почти все 600 видов рода Eucalyptus, 280 видов акаций, около 25 видов казуарин. Араукарии, протейные, южные буки представляют собой элементы, общие с Антарктической и Капской флорами.

Формирование тропической флоры Австралии началось в меловом периоде и продолжалось в начале кайнозоя, когда Австралия имела сухопутные связи с другими участками суши. До конца мезозоя Австралия была соединена с Южной Америкой, Южной Африкой и Антарктидой; связь с островами на востоке и севере, а через них и с Азией существовала еще в неогене. Этим объясняется некоторая флористическая общность Австралии с другими материками южного полушария, а также с Азией и островами Океании. Но так как, очевидно, уже с середины кайнозоя Австралия оказалась изолированной от друтих материков, то в составе ее флоры преобладают элементы, не встречающиеся в других частях света. С другой стороны, во флоре Австралии отсутствуют многие семейства, широко распространенные на других материках. Интересно также, что во флоре материка нет ни одного пищевого растения, пригодного для выращивания (см. рис. 19), и коренное население Австралии не знало земледелия.

На материке существовали разобщенные центры формирования флоры: один — на юго-западе и в центральной части, другой — на востоке. Между этими центрами находился морской бассейн, его осушение и заселение растительностью произошло только к началу четвертичного периода.

В четвертичное время Австралию не покрывали льды, и ее климат с конца мезозоя резко не изменялся.

Все эти особенности развития австралийской флоры обусловили ее основные черты: древность и высокую степень эндемизма. По количеству эндемичных растений Австралийское царство не имеет себе равных на земле. Из 12 тыс. видов входящих в состав ее флоры высших растений эндемичны 80 %. Например, эндемичными являются почти все 600 видов рода Eucalyptus, 280 видов акаций, около 25 видов казуарин. Араукарии, протейные, южные буки представляют собой элементы, общие с Антарктической и Капской флорами.

Северная часть острова Новая Гвинея и мелкие острова, расположенные в непосредственной близости от экватора, покрыты влажными тропическими лесами с большим количеством азиатских и эндемичных видов, но также содержащими значительное число австралийских растений. Вблизи побережий эти леса сменяют мангровые заросли.

На Австралийском материке влажные тропические (дождевые) леса произрастают только к северу от 20° ю.ш., занимая наибольшую площадь на восточном побережье полуострова Кейп-Йорк, где выпадают обильные и регулярные осадки.

На севере Австралии по долинам рек влажный тропический лес проникает в область распространения саванн и редколесий, покрывающих водоразделы.

Влажные тропические леса Австралии и Новой Гвинеи по облику, а отчасти и по составу близки к лесам Южной Азии. В них растут некоторые пальмы, лавровые, фикусы и бобовые. Лианы представлены ломоносом, перцем и пальмой-лианой ротанг. Кроме азиатских и австралийских элементов, во влажных тропических лесах Австралии встречаются некоторые представители антарктической и капской флоры. Почвы под этими лесами могут быть отнесены к типам оподзоленных красноземов на заболоченных низменностях и оподзоленных латеритных почв на склонах и водоразделах.

Густые тропические леса характерны также для всей восточной окраины Австралии, поднимаясь по склонам Большого Водораздельного хребта. Они отличаются от типичных влажных тропических лесов относительной бедностью видового состава и преобладанием различных видов эвкалиптов при почти полном отсутствии пальм. Деревья в этих лесах достигают огромной высоты, а по обилию лиан и эпифитов они не уступают влажному тропическому лесу. Под ними образуются красно-желтые ферраллитные почвы.

Эвкалипты, формирующие фон лесов востока Австралии, очень разнообразны по внешнему виду и размерам. Листва некоторых из них имеет голубоватый или сероватый оттенок, что придает им своеобразный и несколько безжизненный вид. Характерны для этих лесов также различные папоротники, как древовидные, так и травянистые. Многообразны эпифитные растения, часто ярко и красиво цветущие. Среди них особенно выделяются представители семейства орхидей.

Гораздо большую площадь занимают в Австралии тропические редколесья и саванны. Они распространены на значительных территориях на севере материка, главным образом севернее 20° ю.ш. На востоке светлые редколесья и типичные саванны проникают гораздо южнее. Они занимают также большие пространства на юге острова Новая Гвинея.

Во время влажного сезона австралийскую саванну покрывают ярко цветущие растения из семейств лютиковых, лилейных и орхидных, различные злаки. Характерные деревья саванн — эвкалипты, акации, казуарины. Листья последних состоят из отдельных члеников, и издали эти деревья похожи на хвойные с длинными иглами. Широко распространены также деревья с утолщенными стволами, в которых накапливается запас влаги. Они представлены несколькими видами рода Strecularia, так называемыми бутылочными деревьями. Присутствие этих своеобразных растений делает саванну Австралии несколько отличной от саванн других материков.

Саванна сочетается с разреженными лесами, состоящими главным образом из различных видов эвкалиптов. Деревья в таких лесах стоят редко, поэтому почва бывает покрыта густыми травами, выгорающими во время сухого сезона и пышно зеленеющими в период дождей. Эвкалиптовые редколесья занимают большую часть полуострова Кейп-Йорк и широкую полосу северного побережья Австралии. Возможно, столь широкое распространение представителей рода Eucalyptus связано с их устойчивостью к воздействию огня, который в течение тысячелетий австралийские аборигены использовали во время охоты. Семена некоторых видов эвкалиптов прорастают намного быстрее именно после лесных пожаров.

Наиболее влажные районы севера и востока Австралии постепенно сменяются более сухими областями центральной и западной частей материка. При движении с востока на запад и с севера на юг леса разреживаются и принимают все более ксерофитный облик. Постепенно они переходят в своеобразные кустарниковые заросли, носящие в Австралии название «скрэб» — это заросли колючих кустарников или низкорослых деревьев с мелкой кожистой листвой.

В центральных, наиболее сухих областях материка большие пространства почти совершенно лишены растительности и представляют собой сплошные каменистые россыпи или участки подвижных песчаных дюн. Для каменистых пустынь Западно-Австралийского плоскогорья характерны участки, покрытые мощными железистыми корами, которые не соответствуют современным климатическим условиям и представляют собой древние образования, сформировавшиеся в условиях более влажного климата.

На юге материка пустыня подходит к самому океану. Там на бесплодных известняках равнины Налларбор можно встретить только редкие кустики лебеды и некоторых солянок или заросли карликовых эвкалиптов.

На юго-западе и юго-востоке Австралии преобладает древесная и кустарниковая субтропическая растительность, но имеются различия в составе флоры.

Климат юго-запада Австралии близок к средиземноморскому. Для растительности этой части материка характерны вечнозеленые светлые эвкалиптовые леса. Высокоствольные эвкалипты различных видов («красное дерево», или яррах, карри и др.), достигающие 80-100 м высоты, сочетаются с образующими подлесок древовидными лилейными рода Xanthorrhea (так называемыми травяными деревьями) и кустарниками (акации, протейные и др.). С продвижением в глубь материка эти леса переходят в кустарниковые заросли, состоящие из типично австралийских видов. Почвы под ними выщелоченные коричневые.

Крайний юго-восток Австралии с его влажным субтропическим климатом и Тасмания с океаническим умеренным климатом довольно близки по растительному покрову и составу флоры. Там преобладают вечнозеленые леса, состоящие из представителей не только австралийской, но и субантарктической флоры. Главную роль в этих лесах играют опять-таки эвкалипты, в том числе гигантский царственный эвкалипт, миндальный эвкалипт, отдельные экземпляры которых могут превышать 100 м и, по некоторым данным, даже достигают высоты в 150 м. Наряду с ними распространены такие характерные растения субантарктической флоры, как вечнозеленые южные буки (Notofagus spp.) и некоторые хвойные.

Животные.

Фауна Австралии является ярчайшим компонентом ее природы, хотя и не отличается богатством видов. Особенно бедна фауна островов. Причина этого в том, что материк и острова уже давно оказались отделенными от других участков суши, и фауна их развивалась изолированно. Вместе с тем в фауне Австралии есть элементы, общие или родственные с некоторыми представителями фауны Южной Америки, Антарктики и Южной Азии.

Самая характерная черта фауны Австралии — широкое распространение низкоорганизованных млекопитающих: однопроходных и сумчатых. Однопроходные, отряд клоачных, представлен двумя семействами: утконосовые и ехидновые, они сохранились только на материке и некоторых островах. В Австралийской области насчитывается свыше 150 видов сумчатых. Современные семейства: хищные сумчатые, сумчатые муравьеды, сумчатые кроты, кускусовые, вомбатовые, кенгуровые и др.

В водоемах водятся австралийские крокодилы и черепахи. Земноводные представлены древесными лягушками.

В областях с большими запасами корма для травоядных животных обитают такие характерные представители сумчатых, как кенгуру (несколько родов и много видов). Кенгуру обычно живут стадами; в случае опасности они передвигаются большими прыжками. Прыжок самого крупного большого серого кенгуру (Macropus giganteus) достигает 10 м в длину и 2-3 м в высоту. Длина его тела, включая хвост, может достигать 3 м. Среди скал и в кустарниковых зарослях живут кенгуру валлаби.

На кенгуру нападает и дикая собака динго (Canis dingo)

В областях с травяным и кустарниковым покровом живут также сумчатые грызуны и насекомоядные: вомбат, крыса, крот, муравьед.

На безлесных пространствах с зарослями кустарников встречаются австралийские крупные нелетающие птицы, относящиеся к отряду казуарообразных, — эму (Dromaius novaehollandiae), травяные попугаи, наносящие большой вред посевам, различные водоплавающие и обитающие у воды птицы, многие из которых прилетают из северного полушария.

Животный мир острова Тасмания отличается некоторыми особенностями. Например, долго сохранялись два представителя сумчатых, не встречавшихся на материке — сумчатый дьявол (Sarcophilus harrisii) и сумчатый волк (Thylacinus cynocephalus). И если сумчатый дьявол в настоящее время довольно часто встречается на острове, то сумчатого волка считают полностью истребленным. В южной части острова можно увидеть типичных представителей антарктической фауны — пингвинов.

Фауна Новой Зеландии — древнейшая из современных фаун, она сохранила в своем составе животных конца мезозойской эры и начала палеогенового периода. Особенностью островной фауны является отсутствие млекопитающих и очень большое разнообразие птиц, среди которых многие ведут наземный образ жизни, как бы приняв на себя функции млекопитающих. Орнитофауну Новой Зеландии отличает существование представителей древнего отряда бескрылых: киви (Apteryx australis), совиных, попугаев и т.д. Еще до прихода европейцев были истреблены гигантские птицы моа, достигавшие высоты 5 м.

Из пресмыкающихся особенно многочисленны ящерицы, среди которых сохранившаяся с мезозоя гаттерия, уже почти исчезнувшая в настоящее время. Зато змей, черепах и крокодилов на островах Новой Зеландии нет.