
- •Глава Формирование личности и личностные расстройства
- •Историческая справка
- •Теории личностного развития
- •Психоаналитическая теория развития личности Фрейда
- •Психосоциальная теория развития личности Эриксона
- •Когнитивная теория развития Пиаже
- •Этиология личностных расстройств
- •Общая характеристика личностных расстройств
- •1) Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам;
- •1) Мало, что доставляет удовольствие или вообще ничего;
- •Контрольный перечень вопросов для оценки психопатии: скрининговая версия (pcl-sv; Hart et al.,1995) и ее соответствие пунктам шкалы pcl-r (Hare, 1991)
- •1) Бессердечное равнодушие к чувствам других людей;
- •1) Выраженная тенденция действовать неожиданно, не принимая в расчет последствия;
- •1) Самодраматизация, театральность и преувеличенное выражение эмоций.
- •1) Чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;
- •1) Постоянное общее чувство напряженности и тяжелые предчувствия;
- •1) Активное или пассивное перекладывание на других ответственности в большей части важных решений в своей жизни;
- •Хронические изменения личности, не связанные с тяжелым повреждением или заболеванием мозга.
- •1) Постоянная враждебность или недоверчивость к миру у личности, которая ранее не обнаруживала подобных черт;
1) Мало, что доставляет удовольствие или вообще ничего;
2) эмоциональная холодность, отчужденная или уплощенная аффективность;
3) неспособность проявлять теплые, нежные чувства или гнев по отношению к другим людям;
4) внешняя индифферентность, как к похвале, так и критике;
5) незначительный интерес к сексуальным контактам с другим лицом (принимая во внимание возраст);
6) постоянное предпочтение уединенной деятельности;
7) повышенная озабоченность фантазиями и интроспекцией (самонаблюдением);
8) отсутствие близких друзей или доверительных связей (или отсутствие желания их иметь);
9) заметное, но не преднамеренное, игнорирование доминирующих социальных норм и условностей.
Диссоциальное расстройство личности
Диссоциальное личностное расстройство характеризуется грубым несоответствием между поведением и существующими социальными нормами. При данном расстройстве личности отмечаются глубокий, стойкий и ригидный поведенческий паттерн игнорирования и ущемления прав других людей, установившийся часто до возраста 15 лет. Он проявляется в постоянной неспособности человека следовать социальным нормам в соответствии с законопослушным поведением. Это проявляется в повторяющихся разнообразных антисоциальных поступках (насильственные действия, хулиганство, кражи, мошенничество, подлог и другие), являющихся поводом для ареста. При этом у таких личностей отсутствуют угрызения совести, что проявляется в безразличии к совершенному проступку или попытках самооправдания с переводом вины на других людей. Ложь и обман являются характерными особенностями их общения с окружающими для достижения личных выгод. Такие личности часто импульсивны и обычно неспособны планировать будущее, в своих поступках они могут проявлять безрассудное невнимание к собственной безопасности и безопасности других людей. У многих из них имеет место почти постоянная раздражительность или агрессивность, что легко приводит к ссорам с окружающими, актам насилия. Большинство лиц с диссоциальным личностным расстройством не способны поддерживать устойчивые личные или профессиональные взаимоотношения с окружающими: они часто меняют сексуальных партнеров, место жительства и работу.
Распространенность диссоциального расстройства личности в популяции оценивается по различным исследованиям в пределах от 1% у женщин до 3% у мужчин. Во взрослой популяции населения США диссоциальным личностным расстройством, как полагают, страдают 7,6 миллиона человек – 3,6%, чаще это мужчины (Grant B.F. at al., 2005). К 40 годам проявления данного личностного расстройства обычно сглаживаются.
Имеются данные о накоплении диссоциальных личностей среди осужденных к лишению свободы. В частности при использовании критериев DSM-4 примерно от 40 до 75% популяции заключенных в США соответствуют критериям атисоциального личностного расстройства. Однако, по мнению Роберта Д. Хэйра (Hare и др., 1997), который изучал заключенных с помощью созданного им специального «Контрольного списка вопросов для выявления психопатии» (PCL-R), лишь 10-25% из них отвечают изначальному, в историческом плане, употреблению термина психопатия (или социопатия). Поэтому Роберт Хэйр полагает, что нужно вернуться к более старому пониманию термина «психопатия» как это предлагалось Prichard (1835) и позднее более подробно описывалось Кликли в 1940-х годах (Cleckley, 1941). При этом акцент в диагностике данного расстройства ими строился на выявлении резко выраженного морального дефекта с отсутствием у человека социальных эмоций, облегчающих путь к преступному поведению.
Исследования Роберта Хэйра показали, что существуют несколько аспектов психопатии, каждый из которых влечет за собой особый паттерн поведения. Например, один из аспектов охватывает аффективную и межличностную основу расстройства, отражая такие черты, как отсутствие угрызений совести, бессердечие, эгоизм и использование окружающих в собственных целях. Другой - гораздо ближе к диагнозу асоциального личностного расстройства современных классификаций и отражает именно те проявления, которые связаны с асоциальным, импульсивным и социально девиантным стилем жизни. Удельный вес этих аспектов в личности может быть выражен по-разному. Отсюда понятно, что не все антиобщественные лица страдают диссоциальным личностным расстройством. Кроме того антисоциальное поведение как таковое может быть симптомом при ряде других личностных и психических расстройствах, а также может наблюдаться периодически у некоторых психически здоровых людей. С другой стороны, не случайно психологи и социологи термин «социопат» больше предпочитают использовать для определения того типа психически здоровых людей, которые просто страдают недостатком совести. Они неспособны любить или быть любимыми от того, что выросли в обстановке безнадзорности, не усвоили в детстве нравственных ценностей и заботятся о выполнении только своих собственных потребностей и желаний.
Многие исследователи полагают, что споры о предпочтительности использования диагнозов психопатии или диссоциального личностного расстройства вряд ли прекратятся в обозримом будущем. Это связано как с историей исследования проблемы, так и с полученными Робертом Хэйром и его коллегами данными, согласно которым диагноз психопатии помогает успешнее предсказывать многие важные аспекты криминального поведения, чем диагноз асоциального личностного расстройства.
Таблица 2