Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лейст.doc
Скачиваний:
211
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Глава 6. Право, мораль, правосознание

в Гражданском кодексе Российской Федерации используется по­нятие "общие начала и смысл гражданского законодательства" (ст. 6, 8).

Массовое правосознание — это тот материал, из которого тво­рится право, создаваемое не (только) в парламентах и в кабинетах ученых юристов. Многие понятия и оценки правосознания санкци­онировались как обычаи или (и) прецеденты либо получали вопло­щение в нормативно-правовых актах государства, узаконяющего от­ношения, сложившиеся на практике. Так возник, например, дого­вор пожизненного содержания с иждивением, который поначалу получил распространение и известность, а затем — формально-оп­ределенное выражение в ст. 601—605 ГК РФ.

Массовость обыденного правосознания не означает, что боль­шое число людей одновременно размышляет о нормах и принци­пах поведения, имеющего юридические последствия. Обыденное со­знание ситуационно; содержащиеся в нем правовые и моральные критерии активизируются каждый раз, когда жизненная ситуация взывает к особой оценке.

Так, подавляющее большинство отечественных следователей, дознавателей, прокуроров и судей всегда испытывало интуитивное неудобство при допросах близких родственников лиц, привлечен­ных к уголовной ответственности, тем более, что по Уголовному кодексу РСФСР карались не только ложные показания, но и отказ от дачи показаний. О возможной ответственности за это предуп­реждались все свидетели, о чем с них бралась подписка; но на прак­тике вряд ли были уголовные дела по обвинению родителей, детей или супруги осужденного за отказ от дачи обличающих показаний или за ложные показания, как-то смягчающие вину обвиняемого. Правоприменительная практика стихийно и твердо встала на путь привлечения к уголовной ответственности за ложные показания только тех родственников обвиняемого, которые в целях оправда­ния близкого им человека заведомо ложно обвиняют других людей, невиновных (ложный донос) и (или) создают и фальсифицируют в тех же целях доказательства (подкуп или подговор свидетелей и т. п.). Этой практике не противодействовали вышестоящие инстан­ции, ведающие дознанием, следствием и судом. В конце концов по­добная практика была узаконена в ст. 67 Конституции РСФСР (в ред. 1992 г.), ст. 51 Конституции Российской Федерации, а затем в уголовном законе (ст. 308, 316 и другие УК РФ).

Таких примеров можно привести немало; отсюда, однако, не следует, что массовое или профессиональное правосознание все­гда помогает совершенствованию права и укреплению правопорядка. К сожалению, нередко бывает наоборот.

Попытки граждан определять свои отношения или совершать юридически значимые поступки, руководствуясь не действующим

202

Сущность права. Проблемы теории и философии права

г

Глава 6. Право, мораль, правосознание

203

законодательством, а своими, обыденными представлениями о праве, часто порождают трагические ситуации. При рассмотрении нема­лой части гражданских и уголовных дел их участники искренне сетуют: "думали, договор оформлен правильно, оказалось — нет", "знал бы, что это запрещено и строго наказывается — не стал бы".

В массовом правосознании содержится немало противореча­щих действующему праву представлений о правомерном и непра­вомерном, юридически значимом и юридически ничтожном.

Существует уверенность в правомерности захвата (раздела) необрабатываемых много лет участков земли и пустующих строе­ний без попыток найти их собственника и получить его согласие. С "бесхозным имуществом" (имеющим собственника) совершаются сделки (купля-продажа, обмен, аренда, залог). Считается правомер­ным самовольное задержание имущества должника или причини-теля вреда (автотранспорта, инвентаря, скота) до уплаты долга или возмещения вреда. Берется или отдается в залог паспорт. Нередок сговор продавцов сельскохозяйственной продукции о минимальных рыночных ценах. Правомерным считается покупка самогона или заказ на его изготовление в значительном количестве (к семейно­му празднику). Практикуется избиение застигнутого с поличным вора вместо его задержания для возбуждения уголовного дела. Многие из этих действий и сделок совершаются, заключаются и исполняются, не оставляя следов в судебных протоколах. Досад­ные недоразумения и тяжбы возникают из-за необоснованных пред­ставлений о наличии каких-либо льгот и привилегий. Часто про­является неосведомленность обыденного правосознания о способах оформления договоров, сделок, официальных документов.

Разнообразием, неустойчивостью и противоречивостью содер­жания правосознание превосходит не только право, но и мораль. В морали больше единства, чем в правосознании, поскольку общим идеалом морали является добропорядочный и добросовестный че­ловек, склонный к солидарным отношениям с другими членами об­щества. Представления о правомерном и неправомерном, о правах и обязанностях, о преступлениях и наказаниях, содержащиеся в правосознании разных групп общества, зависят от тех идеалов (все­гда различных), к которым эти группы стремятся.

Однако правосознание более, чем мораль, способно содейство­вать преобразованию права, правопорядка, общественного строя. Основные средства морального воздействия на общество — воспи­тание нравственного человека, обучение, положительный пример, общественное порицание. Действенность морального влияния зави­сит, как отмечено, от социально-культурных условий, разобщаю­щих или объединяющих людей; сколько-нибудь существенно из­менить эти условия мораль не способна. В сфере одной лишь мо­рали не достигает успеха и борьба за воспитание нравственного че-

ловека, ибо массовое или насильственное насаждение добра неиз­бежно порождает зло.

Правосознание (особенно официальное, профессиональное и массовое) способно воздействовать на право и правопорядок и даже на правовую структуру общества. Мораль стремится усовершен­ствовать человека, правосознание направляет изменение права. Ни одна правовая реформа невозможна без участия в этом официаль­ного правосознания (выражения государственной воли), часто — правосознания профессионального или доктринального.

Правосознание становится могучей идеологической силой, если оно объединяет большие массы населения против общего врага. Для этого должны стать очевидными пороки действующего права и в общем, абстрактном виде определены основные принципы жела­тельного права.

Существенную роль в истории ряда стран и народов играли народные движения на основе общих (для большинства общества) представлений о необходимости коренных или частичных измене­ний права. Замена сословно-феодального общества гражданским происходила на основе правосознания, требующего упразднения сословий, учреждения всеобщего равенства перед законом, корен­ного изменения правовой структуры общества (см. гл. 4).

Доктринальным воплощением нового правосознания, выража­ющего стремление к юридическому равенству и свободе от фео­дального произвола, стала теория естественного права.

Первый видный представитель этой теории Гуго Гроций в трактате "О праве войны и мира" (1625 г.) определял естественное право следующим образом: "Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, призна­ется либо морально позорным, либо морально необходимым..."1. В данном определении упоминаются моральные понятия и категории; однако содержанием естественного права Гроций называл право­вые предписания. К ним относятся, писал он, "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а так­же воздаяние людям заслуженного наказания"2.

От естественного права (предписаний разума) Гроций отличал "волеустановленное право", к которому относится право, создан­ное государственной властью, содержащееся в нормативно-право­вых актах и других источниках.

1 Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги, в которых объяс­ няются естественное право и право народов, а также принципы публич­ ного права. М., 1956. С. 71.

2 Там же. С. 46.

204

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]