Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лейст.doc
Скачиваний:
211
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Глава 6. Право, мораль, правосознание

195

религиозных собраниях, обсуждающих и осуждающих моральный облик правонарушителя, а в повседневном поведении людей, в их уважительном отношении к другим людям. Правомерное поведе­ние — следствие знания и понимания членами общества Золотого правила морали.

Это, однако, возможно лишь при том непременном условии, что содержание самого права не противоречит общепризнанным элементарным нормам морали. Как отмечено, авторитетность пра­ва относится к его сущностным качествам. Право, в какой-то час­ти противоречащее моральным устоям общества, постоянно нару­шается, обходится, не соблюдается, требует обеспечения его норм чрезмерно строгими санкциями. Ответственность за авторитетность права лежит на законодателе, государственная воля которого оп­ределяет содержание правовых норм.

Многовековой опыт законотворчества научил законодателей не навязывать обществу правовых норм, порождающих всеобщий мо­ральный протест, или, по крайней мере, не настаивать на соблю­дении этих норм, попустительствовать их нарушению. Длительные религиозные войны и кровавые конфликты вынудили большинство государств провозгласить свободу совести, отказавшись от юриди­чески обязательных государственных религий.

Лицемерное перетолкование моральной заповеди "не убей" ("не убей, но если государство прикажет — по закону — убей") посте­пенно сменяется отменой смертной казни, а также провозглаше­нием (в ряде стран — осуществлением) права на замену обязатель­ной военной службы альтернативной гражданской службой.

При развитии законодательства принято учитывать критерии справедливости или несправедливости правовых норм. Если в ин­дивидуальных спорах (в суде, в других государственных органах) одна и та же норма, относящаяся к спорному делу, может по-раз­ному оцениваться сторонами спора о праве, то в моральном созна­нии общества действующие правовые нормы нередко получают об­щепризнанную оценку, выраженную в общественном мнении. В на­шей стране, например, порицались как несправедливые действо­вавшие в советское время правовые нормы об ограничении прав внебрачных детей, о чрезмерно суровых наказаниях за мелкие хи­щения, о ряде необоснованных привилегий должностных лиц. В де­мократическом обществе и государстве массовое моральное созна­ние имеет возможность влиять на законодательную власть, доби­ваясь изменения или отмены правовых норм, противоречащих об­щественному мнению.

Однако моральное сознание общества, оценивающее закон, неспособно определить содержание лучшего закона, поскольку мо­ральные критерии для этого недостаточны. Прямая и тесная связь права с системой социальных норм осуществляется через право­сознание.

3. Право и правосознание

Рядом с правом и моралью в общественном сознании находится обширная сфера социальных норм, оценок, понятий, эмоций, име­нуемая правосознанием. Об этой сфере написано много, но получа­ется как-то так, будто речь идет не об одном и том же.

Некоторые теоретики-правоведы называют правосознание "ес­тественное право", другие — просто "право" (официальное или не­официальное), третьи — полагают, что правосознание — нечто внешнее по отношению к праву, т. е. знание права, оценка права, почтение к праву, критика действующего права, проекты его со­вершенствования и т. п. Наконец, правосознание нередко опреде­ляется тавтологично: "правосознание — это та часть сознания, ко­торая относится к праву".

Высказано много верных суждений о видах правосознания, его структуре и роли в реализации права. Однако разнообразие взгля­дов на сущность правосознания и его отношение к праву заметно влияет на дискуссии о понятии и сущности права, на споры о со­отношении разных правопониманий.

Высказывались сомнения в том, что правосознание носит нор­мативный характер. Эти сомнения свойственны преимущественно тем юристам, которые считают правосознание лишь отражением действующей нормативно-правовой системы, совокупностью знаний о правовых нормах, результатом правовой пропаганды и изучения законодательства. Но даже и в таком, крайне узком понимании ("правосознание = знание права") правосознание имеет оценочный характер и потому нормативно не менее, чем право и мораль, в нормативности которых никто никогда не сомневался.

Распространено также представление, что правосознание — это часть морали, содержащая оценки права (либо вообще мораль­ная оценка права в целом). Однако между моралью и правосозна­нием (как и правом) меньше общего, чем различий.

Основное содержание морали, как показано, — требования, предъявляемые к человеку, оценка личности в ее поведении и от­ношении к другим людям.

Основное содержание правосознания — оценка действий лю­дей и общественных отношений с точки зрения представлений о праве и правопорядке, о правах и обязанностях, об основаниях воз­никновения правоотношений, о порядке рассмотрения споров, о преступлениях и наказаниях и т. п.

В отличие от морали правосознание — это мышление право­выми понятиями и категориями, оценка действий людей и их от­ношений в нормативных определениях: "имеет (не имеет) юриди­ческое значение", "имеет право", "обязан", "договор заключен и оформлен", "сделка удостоверена", "мошенничество", "незаконно",

196

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]