Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лейст.doc
Скачиваний:
214
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Глава 3. Сущностные качества права

69

В структуре правовой нормы выражены специфические ка­чества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза обозначает возможные, типичные и в случае спора дока­зуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников обществен­ных отношений и рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения, и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует содержащейся в праве государ­ственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность го­сударства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нару­шения, восстанавливать нарушенное право. Если гипотеза обозна­чает пределы (объем) действия и применения нормы, а диспози­ция — способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений1.

Исходя из понятия системности права, взаимосвязи правовых норм, образующих единую систему, представляется спорным об­щераспространенное представление о гипотезе, диспозиции, санк­ции как о "составных частях", "элементах" правовой нормы. Такое представление противоречит правилам логики, ибо правило пове­дения (норма) не может изображаться как сумма правила поведе­ния (диспозиция), условий его применения (гипотеза), последствий его нарушения (санкция). Норма права тождественна диспозиции. Что касается гипотезы и санкции, то это не составные части нор­мы (т. е. диспозиции), а ее атрибуты. Из такого понимания нормы права исходит, по сути дела, подавляющее большинство теорети­ков при определении отраслевой принадлежности нормы, ее места в системе права (ведь только диспозиция принимается при этом в расчет; что касается санкции, то она нередко определяется нор­мой, относящейся к другой, чем диспозиция, отрасли права). Без гипотезы норма не может применяться, без санкции она не будет правовой. И гипотезы, и санкции, рассматриваемые в определен­ном аспекте, сводятся к диспозициям2 (правилам поведения), воз­лагающим конкретные юридические обязанности на государствен-

1 Запретительные нормы имеют ту же структуру, что и регулятив­ ные нормы, с той лишь особенностью, что гипотезы запретительных норм определяют деликтоспособность лица и другие условия ответственности за нарушение запрета, а в диспозиции описан состав правонарушения.

2 Взгляд на санкцию как на диспозицию вызвал возражение, обосно­ ванное в том смысле, что отношения ответственности регламентируются не только санкцией (см.: Сов. государство и право. 1963. № 5. С. 165). Од­ нако то, что санкция в определенном аспекте становится диспозицией, не противоречит тому, что она (санкция) — атрибут правовой нормы. Про­ тиворечия нет, поскольку пока санкция выступает как угроза (ма случай правонарушения), она ни для кого не является диспозицией: ею она ста­ новится при решении дела о конкретном правонарушении.

ные органы и должностных лиц (например, обязанность придавать юридическое значение только тем обстоятельствам, которые пре­дусмотрены правом, обязанность применить к правонарушителю ту меру принуждения, которая соответствует праву)1. Именно этим обусловлены чисто теоретические споры о том, кому (всем или толь­ко суду) адресованы нормы-запреты (см. выше). Такие же неясно­сти иногда возникают при толковании управомочивающих норм. Например, в одном из определений Конституционного Суда Росий-ской Федерации говорится, что ст. 4 Закона Российской Федера­ции "О государственных пенсиях в Российской Федерации", уста­навливающая право на пенсию для иностранных лиц и лиц без гражданства, проживающих в Российской Федерации, "адресова­на исключительно иностранным гражданам и лицам без граждан­ства, регламентирует их права в сфере пенсионного обеспечения"2. Столь же верно было бы суждение, что названная статья адресо­вана органам, управомоченным назначать пенсии.

Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, си­стемности правовых норм. Правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как прави­ла, содержащие условия применения других норм, в иных аспек­тах — как санкции, применяемые в случае правонарушений. Сан­кция одной нормы становится диспозицией при нарушении охра­няемой нормы и применении мер принуждения к правонарушите­лю; гипотезы тоже в определенном аспекте становятся диспозици­ями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует при­давать юридическое значение3.

Логическая структура правовой нормы имеет большое значе­ние для совершенствования практики применения норм права. Си­стемность права, неразрывная связь и согласованность правовых норм, "элементы" которых содержатся в разных источниках и в

1 См.: ВИЮН. Ученые записки. Вып. 15. М., 1962. С. 19—21 и след.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 18. Ст. 1907.

3 Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспо­ зиция), а административные наказания за невыполнение обязанностей — санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил; с точки зре­ ния государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рас­ сматривать дела об административных правонарушениях, та же самая нор­ ма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание админис­ тративного правонарушения, диспозицией — обязанность применить на­ казание в установленных законом пределах и в соответствующей процес­ суальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) яв­ ляются отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответ­ ственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправиль­ ном применении закона.

70

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]