Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История и философия классической науки

..pdf
Скачиваний:
69
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
16.47 Mб
Скачать

Истина — недостижимая в своей полноте цель усилий разума.

Познание никогда не может остановиться. «Так, разум, не являющийся истиной, никогда не постигает­ ся с такой точностью, которая не могла бы быть по­ стигнута еще более точным образом через бесконеч­ ность. Разум так же близок к истине, как многоуголь­ ник к кругу, ибо чем большее число углов вписанного многоугольника, тем более <эн приблизится к кругу, но никогда не станет равен кругу даже и в том случае, когда утлы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу»58 .

Поэтому, утверждает Кузанский, всякое человечес­ кое высказывание об истине есть предположение, ибо точное познание истины невозможно. Необходимым условием приближения к истине, считает Кузанский, является путь математизации знания, математизации метода познания мира — метода, противостоящего авторитарному, книжному, оторванному от подлинных естественно-научных изысканий, методу схоластичес­ кого знания. Кузанец характеризует математическое знание, получившее свое воплощение в «Началах» Евклида, как приблизительное и объявляет различие рационального и иррационального имеющим силу лишь для низшей познавательной способности рассуд­ ка. Тем самым он решительно пересматривает основа­ ния платоновско-пифагорейской традиции. Однако осуществляет он эту задачу непоследовательно.

Тезис о бесконечном как мере имеет существен­ ное значение и для науки и, в частности, для астроно­ мии. Если геометрия и арифметика не могут дать нам точного знания, то что же тогда можно сказать об ас­ трономии, имеющей дело не с фигурой или числом, а с движением небесных тел. «Никакое движение, — считает Кузанец, — не может быть равно другому, и одно не может быть мерой другого, раз мера неизбеж­ но отличается от измеряемого»59

58 Николай Кузанский. И збранны е ф илософ ские сочинения. Т. 1. С. 208.

59 Николай Кузанский. Сочинения. В 2 т. Т. 1. С. 96.

Ниша» Иранский — р в д ш ч ш ш редессансиоЯщм

В этом утверждении Кузанского нет ничего ново­ го. Об этом речь шла в Античности и Средние века. Поскольку расчеты принципиально носят приблизи­ тельный характер, астрономия имеет дело с измери­ тельными приборами, то ее «вычислительное искусст­ во, — заявляет Кузанец, — в приложении к астроно­ мии лишено точности, раз оно исходит из предпосылки, что движением Солнца можно измерить движения всех других планет»60.

Новым являются предпосылки, на которых делает такой вывод Кузанец. Он утверждает, что приблизи­ тельность астрономических расчетов в принципе ни­ чем не отличается от приблизительности расчетов гео­ метрии и арифметики. Вторая предпосылка вытекает из его положения, что мерой конечного должно быть бесконечное. Если в области геометрии и арифметики бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относи­ тельности. Отождествление единого и бесконечного, проведенное Кузанским, разрушает античную и сред­ невековую картины космоса, для которых он был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела — это возможность различать в нем центр и пе­ риферию, «начало» и «конец».

Придя к заключению, что человеческое знание есть не более чем предположение, Николай Кузанский снял ту границу, которая существовала в Античности и Средние века между знанием, полученным с помощью ума, и знанием, которое мы приобретаем, опираясь на опыт. Отсюда столь большое внимание Н.Кузанского к измерению с помощью инструментов, за которым ра­ нее признавали в точной науке только вспомогатель­ ную роль.

В этом отношении особенно показательны такие работы Кузанского, как «Простец об опытах с весами», «О статистических экспериментах». «Хотя ничто в этом мире не достигает точности, — пишет он в работе «Простец об опытах с весами», — но с помощью весов

мы на опыте приходим к более верному суждению...

Через различие веса, думаю, можно вернее прийти к тайнам вещей и многое познать в большем приближе­ нии к истине»61

Н.Кузанский намечает обширную программу экс­ периментальных исследований с помощью весов. Наи­ более интересной и показательной для рассматривае­ мой эпохи является его попытка дать «опытное» обо­ снование геометрии с помощью взвешивания. Ход мысли совершенно неожиданный и полностью выте­ кающий из методологических принципов Николая. Так как все знание, по Кузанцу, является только приблизи­ тельным, то нет никакого существенного различия между установлением соотношения объемов тел гео­ метрическим путем (путем доказательства) или же путем опытным (с помощью механических приемов). Более того, опытным путем соотношение объемов тел может быть вычислено, если не точнее, то уж быстрее и удобнее. «Думаю, — пишет Кузанский, —приближен­ ные соотношения между кругом и квадратом и все другое, относящееся к разной емкости фигур, можно удобнее измерить весом, чем другим способом. Ска­ жем, если сделать сосуд в виде колонны известного диаметра и высоты, и другой сосуд, кубический, такого же диаметра и высоты, наполнить оба водой и взве­ сить их, то по различию веса узнаешь отношение впи­ санного квадрата в круг, в который он вписан, а тем самым — довольно точную, пускай предположитель­ ную, квадратуру круга и вообще все, что захочешь узнать относительно этого»62.

Кузанский дает рекомендации медикам, советуя взвешивать кровь и мочу. Взвешивая количество воды, вытекающее из сосуда за время 100 ударов пульса у здорового и больного, можно судить надежнее о пуль­ се, чем просто на ощупь и т. д. Словом, весы, едва ли не впервые, объявляются универсальным инструмен­ том, позволяющим проникнуть в глубочайшие тайны природы.

61 Николай Кузанский. Сочинения. В2 т. T. 1. С. 444 —445. 62 Николай Кузанский. Сочинения. В 2 т. T. 1. С. 460.

Ниша! ЦзаяснИ — рц вн ш ьщ реиессансной наци

Механические средства измерения уравниваются в правах с математическим доказательством, что унич­ тожает ранее непреодолимую грань между механикой, понимаемой как искусство, и математикой как наукой. Николай Кузанский не ограничивается проблемой использования весов, он разрабатывает более широ­ кую программу механических количественных иссле­ дований. Он предлагает, например, измерить продол­ жительность падения тел одинакового веса, но различ­ ной формы, используя весы для определения количества вытесненной за это время воды.

В сочинении «Об игре в мяч» Н.Кузанский развил теорию о передаче телу «напора» и сохранении в нем этого внедренного «напора» (impetus impressus), несколь­ ко уточнив соображения, высказанные уже раньше.

Н.Кузанский применяет принцип совпадения про­ тивоположностей не только к области математики и космологии, но и применительно к проблеме движе­ ния — он хочет пересмотреть традиционное представ­ ление о противоположности движения и покоя. Он показывает, что покой можно рассматривать как дви­ жение с бесконечно большой скоростью. В качестве примера Кузанец приводит вращение юлы. Чем боль­ ше скорость вращения, тем непрерывнее становится ее движение. Когда же юла вращается с самой боль­ шой из возможных скоростей, то создается впечатле­ ние, что она неподвижна. Если допустить мысленно, что скорость вращения юлы возрастет до бесконечности, то каждая точка ее периферии в каждый момент вре­ мени присутствует «везде», и притом «одновременно», потому что при бесконечной скорости движения один «момент» уже не отстоит от другого ни на какой про­ межуток времени. Одной из деталей рассуждений Кузанца является указание на то, что быстрое враще­ ние юлы создает зрительную иллюзию неподвижнос­ ти. В заключение следует подчеркнуть, что рассужде­ ния Кузанского о тождестве покоя и движения с бес­ конечной скоростью подрывают характерное для Античности и Средневековья противопоставление по­ коя и движения как качественно различных и принци­ пиально несовместимых состояний тела. Свою мысль

об относительности человеческих знаний («предполо­ жений») Кузанский распространил и на область рели­ гиозных представлений людей. Он считал возможным достижение «всеобщего согласия» исповеданий и «мира веры» именно потому, что исходя из представ­ ления о принципиальном их равенстве, о единстве их содержания, каждая религия, считал он, есть, по суще­ ству, также — в той же логике вписанного многоуголь­ ника — лишь приближение к полной истине.

Итак, переворот, произведенный Николаем Кузанским в области онтологии и гносеологии, оказался до­ статочно радикальным. Он разрушил характерный для Античности и Средневековья объективизм, произвел перестройку исходных предпосылок философии и на­ уки. Влияние Н.Кузанского на научную и философс­ кую мысль XV—XVII веков было достаточно сильным. В первую очередь необходимо указать на Джордано Бруно, развившего основные принципы учения Кузанца в направлении углубляющегося пантеизма. Особен­ но важным для становления классической науки было влияние, оказанное Кузанским на Галилея. В космоло­ гии последнего находит свое дальнейшее развитие идея Кузанца о «привативной бесконечности» космо­ са, положение, что Земля — небесное тело, использо­ вание принципа относительности в астрономии.

предварительное изложение своих гипотез. 3 ноября 1516 года Н.Коперник был избран на должность уп­ равляющего владений капитула в Олыитынском и Пененжненском округах. В 1519 году возвращается во Фромборк, но отдаться астрономическим исследова­ ниям по-настоящему ввиду войны с крестоносцами не смог. В 1520 году Коперник вновь избирается адми­ нистратором владений капитула в Олыдтыне и Пененжно. Взяв на себя командование гарнизоном Олыптына, Коперник проявил недюжинный воинский талант, сумел отстоять Олыитын от крестоносцев. После зак­ лючения перемирия в апреле 1521 года Коперник назначается комиссаром Варнии, а в феврале 1523 года — генеральным администратором Варнии — высшая должность, которую ему приходилось зани­ мать. В 1530 году административная деятельность Ко­ перника несколько сузилась. На двадцатые годы при­ ходится значительная часть астрономических резуль­ татов Коперника. К началу 30-х годов была создана новая теория, и ее оформление осуществлено в его труде «Об обращениях небесных сфер». Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. Он убедительно доказал, что Земля — это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Правда, Коперник все же считал, что звезды непод­ вижны и находятся на поверхности огромной сферы, на огромном расстоянии от Земли. Это было связано с тем, что в то время еще не было таких мощных те­ лескопов, с помощью которых можно наблюдать небо

извезды.

В20-е годы Коперник также завоевал славу ис­ кусного врача. Знания, полученные им в Падуе, он по­ полнял в течение всей жизни. Слава выдающегося медика была заслуженной — Копернику удалось мно­ гих пациентов избавить от тяжелых и трудноизлечи­ мых недугов.

После 1531 года пошла на убыль его активность в делах капитула и его общественная деятельность.

В середине 1528 года Николай встретил дочь Матцема Шиллинга Анну. Однако, будучи каноником, он 10 должен был соблюдать целибат — обет безбрачия.

Последние шесть месяцев жизни Коперник был очень тяжело болен. После кровоизлияния в мозг и парали­ ча, охватившего правую часть тела, он в одиночестве постепенно терял физические и духовные силы. 24 мая 1543 года Коперник скончался.

В мае 1542 года в Виттенберге выходит из печати книжка Коперника «О сторонах и углах треугольни­ ков как плоских, так и сферических» с приложением подробных таблиц синусов и косинусов. Он был при смерти, когда друзья принесли ему первый экземпляр труда «Николая Коперника Торунского. Об обращени­ ях небесных сфер. Шесть книг», отпечатанной в одной из Нюрнбергских типографий.

Основные работы: Первое произведение Коперни­ ка «Нравственные, сельские и любовные письма схо­ ласта Феофилафита Симокатта в латинском переводе Николая Коперника, в Кракове в типографии Ивана Галлера, в год спасения нашего 1509»; «Письмо про­ тив Вернера» (1522); «Малый комментарий о гипоте­ зах, относящихся к небесным движениям» (1520—1530).

На русском языке изданы: Николай Коперник. М.: Издательство АН СССР, 1947; Коперник Н. Об обраще­ нии небесных сфер. М., 1964.

■ §1. Социальные и теоретико-методологические предоосылки реоолюции нации Н.Коперника

Н.Коперник — гениальный ученый и мыслитель. Время его наиболее плодотворной деятельности отно­ сится к концу XV и первой половине XVI вековj Он был свидетелем таких событий, как открытие Америки (1492), морского пути в Индию (1498), первого кругосветного путешествия Магеллана (1519—1522). Он был совре­ менником Колумба (1446—1506), Васко да Гама, Лео­ нардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (14751564) и Рафаэля (1483—1520), Макиавелли (1469—1527), Рейхлина (1455—1522) и Эразма Роттердамского (1466—1536), Томаса Мора (1478—1535) и Парацельса (1493 —1541). Коперник был современником Лютера и Кальвина, почти современником Николая Кузанского

(1401 —1464), Джеронимо Кардано (1501 —1576) и Бер­ нардино Телезио (1508—1588), составляющих с Парацельсом блестящую плеяду представителей итальянс­ кой натурфилософии. Он был современником илдлочти современником многих выдающихся .людей, этой действительно замечательной эпохц, которая называ­ ется Возрождением, или Реформацией, в зависимости от того, на какую сторону духовной жизни обратить внимание. Это было время расцвета литературы и искусства, основанных на принципах радостного ут­ верждения жизни, время, когда были заложены осно­ вы всего современного нам естествознания. 1Это^ремя было таким потому, что на сцене истории появился новый общественный класс, осознавший себя таковым как раз с конца XV века, класс буржуазии. Буржуазия взбудоражила человечество, заставила его критически взглянуть на старое мировоззрение, создала предпо­ сылки для нового общества, нового искусства и новой науюь

«Й естествознание развивалось тогда в обстанов­ ке всеобщей революции, будучи само насквозь рево­ люционно: ведь оно должно еще завоевать себе право (свободного исследования) на существование. Вместе с великими итальянцами, с которых начинается новей­ шая философия, оно дало своих мучеников для костров и темниц инквизиции. И характерно, что протестанты предупредили католиков в преследовании свободного естествознания. Кальвин сжег Сервета, который был близок к открытию кровообращения, и при этом заста­ вил жарить его живым два часа; инквизиция удовлет­ ворилась, по крайней мере, тем, что просто сожгла Джордано Бруно. Революционным актом, которым ес­ тествознание заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание творения, в котором Коперник бросил — хотя и скромно и, так сказать, лишь на ложе смерти — пер­ чатку церковному авторитету в естественных делах. Отсюда датирует освобождение естествознания от те­ ологии»63 .

8Q 63 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. T. XIV. С. 476 —477.

Ниша! H w p m — издашь гмявцеитричссив» системы мира...

Путь создания нового естествознания был труден и извилист. Надо было покончить с антинаучной тра­ дицией,)^ множеством суеверий и предрассудков, со множеством лженауки, вроде магии, астрологии, алхи­ мии, не говоря уже о тормозящих развитие эмпири­ ческой науки требованиях все еще всесильной теоло­ гии. Надо было,'с^другой стороны, научно преодолеть, систематизировать и обобщить огромный материал эмпирического исследования, заполнивший человечес­ кое сознание. ЛЙ люди, которым впервые пришлось осуществить эту грандиозную работу, часто не в силах были сделать это сразу, часто продолжали еще, если не во всем, то во многих отношениях, оставаться во власти предрассудков, суеверий, принципов ложной науки Средневековья, тем более, что в них часто лежа­ ли зерна истинного знания. К тому же, страсть челове­ ческого разума к обобщению часто влекла к созданию стройных систем на основе недостаточного эмпиричес­ кого материала, к построению законченной картины мироздания на основе пока еще скудных научных дан­ ных. Так возникают теории итальянской натурфилосо­ фии XV—XVI веков, в которых точные наблюдения, подчас гениальные прозрения, причудливым образом сочетались с магическими формулами и самыми неве­ роятными выводами и обобщениями.

^-^Переворот, совершенный Н.Коперником в астроно­ мии, имел огромное значение для развития философии

инауки. Он подрывал старые представления о мире, ставил под вопрос не только традиционные понятия астрономии, но и принципы перипатетической физики

икосмологии, и тем самым требовал пересмотра мето­ дологических оснований натурфилософии в целом.

§ 2. Научная революция Н.Коперника — сущность

нсодержание_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Среди великих открытий эпохи Возрождения ис­ ключительное значение имеет создание великим польским астрономом Н.Коперником гелиоцентричес­ кой системы мира. Опубликованная в 1543 году книга Николая Коперника «Об обращении небесных сфер.