Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История и философия классической науки

..pdf
Скачиваний:
69
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
16.47 Mб
Скачать

Врзвсис Бэкви —

рвдрнячальиик м а п а р ш н с ти ч е сю й

концепции...

вал созданию теоретических предпосылок физической астрономии, указав на необходимость установления материального и закономерного единства подлунного и небесного миров, что «материя неба не разнится от материи Земли»150

Исходя из универсального и материального дви­ жения, Бэкон пытается рассмотреть и духовные явле­ ния. Его привлекали попытки тех философов, которые стремились привести «все способности души к движе­ нию»151 . Он усматривал причину ощущений в мате­ риальном движении — внутреннем и внешнем. Бэкон говорил о «движении впечатления», которое всегда зависит от первой движущей силы — природы.

От проблемы познания природы Бэкон переходит к практическому воздействию на нее. Люди, полагал он, могут воздействовать на окружающие предметы лишь посредством какого-либо движения, «ведь вся власть человека над природой ограничивается властью над движением»152. Задача, практически, в том, чтобы «возбуждать, увеличивать, возобновлять, умножать, успокаивать любое движение материи»153, т. е. приво­ дить в движение естественные силы, восходящие к универсальному движению; «остальное, —утверждал он, — совершается природой, действующей изнут­ ри»154 .

По мнению Бэкона, материальное движение уни­ версума охватывает не только природу, но и общество. В понимании общества ему был свойственен натура­ лизм, ставивший на один уровень явления обществен­ ные и естественные.

Движение в системе взглядов Бэкона абсолютно, лишь оно должно быть понятно через само себя, а его противоположность — покой — относителен и рассматривается всего лишь как один из видов дви­ жения, и называется «движением отдыха»155 В це-

150 Декарт Р. Избранные произведения. М .( 1950. С. 476. 151 Бэкон Ф. Сочинения. T. 1. С. 96.

152 Там же. С. 159.

153 The Works of F. Bacon. Vol. V. P. 426.

154 The Works of F. Bacon. Vol. I. London, 1826. P.506. 155 Бэкон Ф. Новый Органон. С. 345.

лом, понимание Бэконом вещей и явлений матери­ ального мира близко и гераклитовскому «все течет». Материя не знает покоя И'находится в вечном дви­ жении156

Возникновение всех вещей, «явлений природы», в едином процессе обуславливает, согласно Бэкону, их универсальную взаимосвязь. Законы природы — суть законы возникновения и развития вещей и явлений. Универсальное единство природы, согласно Бэкону, ведет к универсальной взаимообусловленности вещей и явлений мира, образующих неразрывную «цепь при­ чин в природе»157 Предположение о существовании каких-либо предметов, исключенных из универсальной обусловленности, Бэкон отвергал как неосновательное, отрицая, что «во Вселенной, подобно острову в море, может существовать хоть что-нибудь, что было бы сво­ бодно от естественной взаимосвязи вещей»158. Это положение у Бэкона не более чем догадка, хотя и зна­ чительная.

Перед наукой Бэкон ставит задачу познания зако­ нов природы, или «форм», выражающих единство яв­ лений. «Тот, кто знает формы, — утверждает Бэкон, — тот охватывает единство природы в несходных мате­ риях»159 . Природа, согласно Бэкону, «образует собой своего рода заостренную пирамиду», восходящую от единичных явлений через виды и роды к всеобще­ му160 Естествознание не должно останавливаться, открыв отдельные частные формы, в предубеждении, что «природа в самых корнях своих многообразна и разделена»161 Она должна открывать «большую форму», т. е. законы, которые всеобщностью своей обусловливают настоящее единство природы. Для выполнения этой задачи естествознанию потребова­ лось около 250 лет.

156 Бэкон Ф. Сочинения. Т. 1. С. 482.

157 Бэкон Ф. О принципах и началах. С. 13.

158 Бэкон Ф. Сочинения. Т. 1. С. 198.

159 Там же. С. 192.

160 Там же. С. 192

161 Бэкон Ф. Новый Органон. С. 255.

В р зкк

Е з ш —

родоиачаши

матеариаластичешй шцеациа...

1 82.

Эпистемологическая

концепция Ф.Бзкона

Несмотря на основательный анализ онтологичес­ ких проблем науки, Бэкон выдвинул на первый план проблемы исследования природы. Его обширная про­ грамма во многом предвосхитила дальнейшие пути развития естествознания. Бэкон сосредоточил внима­ ние на проблемах познания с целью обеспечить устой­ чивый дальнейший прогресс естествознания. Внима­ ние к проблемам познания, его методологии свидетель­ ствовало, что он верно угадал переломный момент в развитии науки, когда резко возросло влияние есте­ ствознания на производство и на формирование есте­ ствознания.

Всвоем главном произведении «Великое Восста­ новление Наук», многозначительно названном «Вели­ чайшее порождение времени», Бэкон впервые сформу­ лировал свою идею универсальной реформы человечес­ кого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. Ссылка на время не была простым риторическим оборотом. Он и впоследствии считал замысел «Восстановления Наук» — Instaurationis Magnae Scientiarum — скорее порождением времени, чем своего ума. Его план он опубликовал в 1620 году вместе с «Новым Органоном». Это был грандиозный замысел. Его первая часть «Разделение наук» призвана была дать обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний и указать темы, которые прежде всего нуждаются в дальнейшем изучении.

Вторую часть составлял «Новый Органон, или Указания для истолкования природы». Здесь излагалось учение о методе познания как «законном сочетании способностей опыта и разума» и «истинной помощи» разума в исследованиях вещей.

Впротивоположность дедуктивной логической те­

ории аристотелевского «Органона» Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежат опыт и эксперимент, определенная

методика их анализа и обобщения.

Эта часть — философско-методологический фокус всего бэконовского замысла и вместе с тем последний

систематически разработанный раздел его «Великого Восстановления Наук».

Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению и систематизации различных природных фактов, свойств и явлений, естественно-научных на­ блюдений и экспериментов, которые, согласно его кон­ цепции, должны были стать исходным материалом для последующего индуктивного обобщения.

Небольшой набросок этой части «Приготовление к естественной и экспериментальной истории, или План естественной и экспериментальной истории, способной служить надлежащим основанием и базой истинной философии» появился в 1620 году в одном томе с «Новым Органоном».

В четвертой части — «Лестнице разума» — на част­ ных, но типичных и разнообразных примерах должен был быть продемонстрирован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного открытия, методика которого изложена в «Новом Органоне». К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление. Только предисловие им было написано и к пятой части — «Предвестию, или Предварению второй философии».

Она должна была содержать предвосхищения под­ линно научного объяснения явлений природы, предва­ рительные результаты собственных наблюдений и от­ крытий автора, еще непроверенные надлежащим об­ разом строго научным методом.

Что же касается последней, шестой части «Второй философии, или Действенной науки», то есть взятой в самом широком объеме системы научного знания, по­ строенного на базе сформулированной им методоло­ гии, то Бэкон скромно признавался: дать завершающую ее картину— «дело, превышающее и наши силы, и наши надежды». Это дело он оставлял всему последу­ ющему развитию человечества. Такова общая концеп­ ция и структура «Великого Восстановления». Она была связана не только с пропагандой научного знания и предчувствием зреющих в нем перемен, но и с утвер­ ждением новых целей науки, ее общественного пре­ стижа и предвидением решающей роли в будущности человечества.

Итак, только истинное знание дает людям реаль­ ное могущество и обеспечивает их способность изме­ нять лицо мира; два человеческих стремления — к знанию и могуществу — находят здесь свою оптималь­ ную равнодействующую.

В этом состоит руководящая идея всей бэконовской философии, по меткой характеристике Б.Фаррин­ гтона, «философии индустриальной науки». И здесь же коренится одна из глубоких причин столь продолжи­ тельной популярности его взглядов. Как особая область знания философия, по Бэкону, существует наряду с историей, поэзией и боговдохновенной теологией.

История соответствует памяти, поэзия —воображе­ нию, философия — рассудку. Наиболее правильным разделением человеческого знания, по Бэкону, является то, которое исходитиз трех способностей разумнойдуши.

Последующее подразделение науки у Бэкона ос­ новывается на соображении, что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия. При этом он замечает, что все деления наук должны мыслиться и проводиться таким образом, чтобы они лишь намечали или указывали различия наук, а не рассекали и разры­ вали их с тем, чтобы никогда не допускать нарушения непрерывной связи между ними.

Философия, по Бэкону, имеет дело не с индивиду­ умами и не с чувственными впечатлениями от предме­ тов, а с абстрактными понятиями, выведенными из них, соединением и разделением которых на основе зако­ нов природы и фактов самой действительности она и занимается. Философия относится к области рассудка и, по существу, включает в себя содержание всей те­ оретической науки. Предмет ее — Бог, природа, чело­ век. Соответственно этому она делится на естествен­ ную теологию, естественную философию и учение о человеке. Эта реформационная концепция в соответ­ ствии с бэконовскими принципами «Великого Восста­ новления» призвана составить «вторую философию», или действенную науку, не созерцающую и констати­ рующую, а открывающую и изобретающую.

«Второй философии» Бэкон противопоставляет «первую философию», или «мудрость», которая высту-

пает некоей всеобщей материнской наукой — собра­ нием и исследованием общих для многих наук аксиом и так называемых трансценденций, или привходящих качеств сущего.

Задача «первой философии» — показать единство природы путем выявления и систематизации общих и основополагающих принципов и аксиом, применимых в самых различных областях знания.

Поистине, знание о природе — это главный все­ поглощающий предмет внимания Бэкона, и какие бы философские вопросы он ни затрагивал, подлинной наукой для него оставались изучение природы, есте­ ственная философия. Фундамент естественной фило­ софии составляет естественная история. Однако фак­ тическая констатация и описание тех или иных при­ родных и опытных явлений еще не составляют теоретической науки, которая всегда есть знание при­ чин.

Таковой в естественной философии выступают физика и метафизика. Физика изучает общие начала вещей, систему и строение Вселенной, а также все многообразие объектов природы.

При этом физика интересуется материальными и действующими причинами явлений, причинами более частными и изменчивыми по сравнению с теми, кото­ рые составляют предмет метафизики.

Метафизика выявляет в природе вещей нечто бо­ лее общее и неизменное, чем материальная и дей­ ствующая причины, а именно, форму и конечную ве­ личину.

Но понятие о конечной причине, или цели, имеет смысл там, где речь идет о человеческих действиях, а поэтому как раздел естественной философии метафи­ зика должна, прежде всего, исследовать формы, «ох­ ватывающие единство природы в несходных матери­ ях», в то время как собственно физика имеет дело с преходящими и как бы внешними носителями этих форм.

Великим приложением к естественной философии, как теоретической так и практической, он считал ма­ тематику.

Строго говоря, математика даже составляет часть метафизики, ибо количество, которое является ее пред­ метом, приложенное к материи, есть своего рода мера природы и условие множества природных явлений, а поэтому и одна из ее сущностных форм.

В теории научного познания Ф.Бэкона можно вы­ делить два аспекта:

а) критический, рассчитанный на преодоление пре­ пятствий к познанию, коренящихся в его соци­ альных и гносеологических особенностях;

б) позитивный, состоящий в обосновании необходи­ мости введения нового метода и в его разработке. Бэкон начинал свою эпистемологию с радикаль­ ного сомнения — из анализа предпосылок способнос­ ти человеческого разума познать объективную истину. Психологические и некоторые социальные особенно­ сти познания Бэкон рассматривает в своем знамени­ том учении об идолах. В вопросе о познавательных способностях человека он исходит не только из «чис­ того» разума, но учитывает также объективные факто­ ры, включая данные практики. Бэкон рассматривал познание как продукт взаимодействия вещей и чело­ века. Познание начинается со свидетельства чувств, посредством которого скрытая сущность вещей, или их «форма», проявляется для человека. «Форма вещи, — утверждает Бэкон, — есть сама вещь, и вещь, неотли­ чимая от формы, иначе явление отличается от сущего или внешнее от внутреннего, или вещь по отношению к человеку — от вещи по отношению к Вселенной»162. Задачу познания Бэкон видит в том, чтобы определить, какова вещь объективно. Для достижения истины не­ обходимо отделить в данных органов чувств объектив­ ное от субъективного. Бэкон считал необходимым ис­ следовать способности человека, его чувства и разум не только с той их стороны, которая ведет к познанию истины, но и с той, которая препятствует познанию. Выступив против концепции сверхъестественного про­ исхождения человеческого разума, Бэкон отверг пред­ ставление как о его непогрешимости, так и о его бес­ силии. «Подобно тому, — писал он, — как неровное

162 Бэкон Ф. Новый Органон. С. 223.

138

зеркало изменяет ход лучей сообразно своей собствен­ ной форме и сечению, так и разум, подвергаясь воз­ действию вещей через посредство чувств при выра­ ботке и изменении своих понятий, грешит против вер­ ности, тем сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу»163. Однако это вовсе не означает, что, согласно Бэкону, субъективные недостат­ ки служат неодолимым препятствием познанию.

В отличие от Локка Бэкон считал, что сознание человека отнюдь не «чистая доска». Сознание челове­ ка формируется воспитанием: с того самого момента, отмечает Бэкон, когда ребенок начинает понимать речь окружающих, он впитывает в себя представления, ха­ рактерные для своего времени и своей среды предрас­ судки. В сознании людей, которые не заботятся об «очи­ щении интеллекта», по мнению Бэкона, господствуют ложные образы, или, как он их называет, «призраки», или «идолы» — глубочайшие заблуждения человечес­ кого ума, влияние которых «заражает и извращает все воспитание интеллекта»164. Эти термины употреблял Цицерон, на них ссылались Демокрит и Эпикур.

«Учение об очищении разума»165 Бэкон отнес ко второй части «Великого Восстановления Наук», ибо устранение препятствий к понимаю «призраков» не­ обходимо для успешного применения индукции. ...Уче­ ние о «призраках» в отношении индукции представля­ ет собой то же, что и «учение об опровержениях со­ физмов — для общепринятой логики»166.

Для успешной борьбы против них Бэкон считает важным их детальное изучение и классификацию. Он проводил различие между «призраками» врожденны­ ми и приобретенными. Врожденные «присущи приро­ де самого разума»167. «Первый вид мы обычно назы­ ваем идолами рода, второй — идолами пещеры и тре­ т и й — идолами площади».168 Приобретенные же

163 Бэкон Ф. Сочинения. T. 1. .С. 77. 164 Там же. С. 322.

165 Там же. С. 77.

166 Бэкон Ф. Новый Органон. С. 115г 116.

167 Бэкон Ф. Сочинения. T. 1. С. 77.

168 Там же. С. 322.

«призраки вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов, дока­ зательств»169. Это — «идолы театра». Бэкон, видимо, не считал свою классификацию «призраков» совер­ шенной и законченной. Он обращается к этой пробле­ ме в других работах — «Росписи сочинения», «Валериус Терминус». Задачу учения о «призраках». Бэкон видел не в их точном искоренении, ибо они «не могут быть полностью удалены» из человеческого разума. Если «призраки» приобретенные устранить трудно, то врожденные и вовсе невозможно. Тем не менее, ни те, ни другие не составляют непреодолимой преграды для познания, ибо, изучив их, можно нейтрализовать при­ чиняемый ими вред. Поэтому, утверждал Бэкон, здесь нет извинения для скептицизма. Неоценимую помощь

вкритике «идолов» должен оказать новый индуктив­ ный метод170. На доске «нельзя написать новое, пока не стерто старое, то в разуме нельзя стереть старое иначе, как написав новое»171. Каждый род «призра­ ков» Бэкон подвергает детальному анализу.

«Призраки» рода — это те препятствия познанию, которые находят основание в самой природе человека,

вплемени или в самом роде людей,17213определяются устройством и функционированием органов чувств и разума, «механицизмом» эмоций и их воздействием на разум и чувства. Влияние этих «призраков» нашло выражение в попытках судить о природе по аналогии

сдействиями и поступками человека.

Препятствия к познанию обнаруживаются уже на его чувствительной ступени. «Недостаточность чувств, — считает Бэкон, — двояка: они или отказыва­ ют нам в своей помощи, или обманывают нас»172 Даже попытка восполнить несовершенство органов чувств с помощью приборов иногда бывает недостаточно эф­ фективной. Недостатки органов чувств, согласно Бэко­ ну, осложняют познание, но тем не менее они не явля-

169 Там же. С. 77.

170 Бэкон Ф. Новый Органон. С. 116.

171 Бэкон Ф. Сочинения. T. 1. С. 77 —78.

172 Бэкон Ф. Новый Органон. С. 116.

173 Бэкон Ф. Сочинения. T. 1. С. 76.

ются для него неодолимым препятствием, ибо в пока­ заниях органов чувств объективное может быть отде­ лено от субъективного с помощью рационального ана­ лиза, опирающегося на активное воздействие на пред­ мет исследования с помощью экспериментов, т. е. «соответствующих целесообразно поставленных опы­ тов»; «тонкость опытов намного превосходит тонкость самих чувств, хотя бы пользующихся содействием изысканных орудий»174. Показав, что ошибки воспри­ ятий можно при определенных условиях устранить, Бэкон справедливо утверждает, что его критика «идо­ лов рода» направлена не на дискредитацию познава­ тельной роли органов чувств, а на выяснение ее дей­ ствительного значения. Поэтому мы «предстаем береж­ ными покровителями чувств», «мы сами чтим и охраняем чувства»175.

Бэкон рассматривает, как порождаются чувства свойствами человеческого разума176. Хотя препятствия познанию, порождаемые эмоциями, нельзя полностью устранить, однако наносимый ими ущерб Бэкон считал возможным свести к минимуму, подвергая сомнению все, что «особенно сильно захватило и пленило ра­ зум»177. Эффективным средством против вредного влияния аффектов должен служить строгий метод, предписывающий испытывать научные положения с помощью разносторонних доводов и «отрицательных инстанций». Бэкон стремится пробудить у людей на­ дежду культивировать положительные эмоции, способ­ ствующие научному поиску178.

Второй род «призраков», выделенных Бэконом, — это «идолы пещеры», коренящиеся в индивидуальных особенностях познания. Бэкон ссылается на известный образ пещеры из произведения Платона «Государство». «Призраки пещеры, —утверждает Бэкон, —суть заблуж­ дения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя

174

Бэкон Ф. Сочинения. T. 1. С. 76.

175

Там же. С. 77.

176

Бэкон Ф. Новый Органон. С. 120, 122, 118, 121, 119, 150.

177

Там же. С.

124.

178 Там же. С.

161.