Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История и философия классической науки

..pdf
Скачиваний:
69
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
16.47 Mб
Скачать

бытия. Так трактуемый в философии Кузанского Бог выявляется не в его потусторонности миру, а в его неразрывном единстве с миром. Он отвергает концеп­ цию временного творения мира «из ничего», дуалис­ тическую трактовку мира и Бога. Мир содержится в Боге, Бог охватывает собой весь мир. Пантеистическая позиция: не Бог отождествляется с природой, а приро­ да, мир заключены в Боге.

В своем определении этого понятия (единого) он отходит от неоплатоников. Последние его трактуют через противоположность иному, не единому. Кузанец заявляет, что «единому ничто не противоположно»35 Из этого утверждения следует вывод о том, что единое тождественно бесконечному, абсолютный минимум — абсолютному максимуму. «Божество есть бесконечное единство»36, — пишет Кузанец. Бесконечное — это то, больше чего не может быть; это максимум; единое же — это минимум; максимум и минимум, согласно Кузанскому, суть одно и то же. «Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое переизобилие свойственно единому. Поэтому максимальность совпадает с единством, которая есть и бытие»37 . Еди­ ное есть бытие, оно есть все, есть бесконечное, в нем максимум и минимум совпадают.

Чтобы сделать более наглядным принцип совпаде­ ния противоположностей (максимума и минимума), Кузанец обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окруж­ ность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождествен­ ным окружности, с окружностью совпадает сам центр, совпадает точка (минимум) и бесконечная прямая (мак­ симум). Совпадение противоположностей — важней­ ший методологический принцип философии Кузанца.

Место понятия единого у Кузанца занимает поня­ тие актуальной бесконечности — продукт совмещения единого и беспредельного. В актуально бесконечном

35 Николай Кузанский. Сочинения. В 2-х т. М., 1980. T. 2. С. 51. 36 Там же. С. 57.

д2 37 See: Bibliotheque philosophique. Р., 1943. P.179—180.

беспредельное мыслится как завершение, не как бес­ прерывное переступление предела, движение без кон­ ца, становление, как его понимали в Античности, на­ зывая «иным», чистой концепцией, материей, лишен­ ной формы. У Кузанца оно мыслится как актуально сущее, беспредельное, называвшееся в Античности материей и противопоставлявшееся форме, теперь отождествляется со своей противоположностью — формой форм — единым. При этом переосмысливают­ ся некоторые ключевые категории древнегреческой философии: космос, форма, материя, возможность. Н.Кузанский отвергает аристотелизм также в его сред­ невековом преломлении. Он не согласен, прежде все­ го, с имеющимся там противопоставлением бесконеч­ ности материи и бесконечности Бога, из которых пер­ вая — бесконечная лишенность, а вторая —абсолютная полнота. Кузанский заявляет, что «абсолютная возмож­ ность существует... в Боге и есть Бог, вне его она не­ возможна»38 , так как абсолютная материя и абсолют­ ная форма — это же абсолютный максимум и абсолют­ ный минимум, а они, как мы знаем, совпадают. Абсолютная возможность (как совокупность абсолют­ но всех логических непротиворечивых утверждений) существует в Боге и есть Бог. Богу противоположна не абсолютная возможность, а возможность определения. «Всякая возможность определена, — пишет Кузанс­ кий, — и определена действительностью. Нельзя най­ ти (в сфере конечного — В.К.) чистую возможность совершенно неопределенную никакой действительно­ стью; да и присущая возможности предрасположен­ ность не может быть бесконечной и абсолютной, ли­ шенной всякой конкретизации»39 Определенной воз­ можностью Кузанец называет не чистую материю, а материю уже оформленную (например мрамор для скульптора). Оформленная материя, так же как и воп­ лотившаяся форма, считает Кузанец, это нечто конеч­ ное, а ведь конечное получило низший статус — с тех пор, как предикат бесконечного стал основным атри-

38 Николай Кузанский. Сочинения. В 2 т. Т. 1. С. 120. 39 Там же.

бутом божественного. «...Максимальный и минималь­ ный акт совпадает с максимальной и минимальной потенцией, оказываясь, собственно, абсолютным мак­ симумом...»40 . «Отождествление «абсолютного верха» и «абсолютного низа», — пишет П.Гайденко, — вот тот принцип, который, начиная с Кузанца, входит в фило­ софию и который кладет начало не только философии Нового времени, но и новой науке, формирующейся в XVI —XVII веках. Это отождествление «наивысшего» и «наинизшего», методически оформившееся в диалек­ тике «совпадения противоположностей», мы находим затем не только у Джордано Бруно, но и у Спинозы, Шеллинга, Гегеля, т. е. у наиболее выдающихся мыс­ лителей Нового времени. А с другой стороны, этот же принцип получает свое выражение и в математике XVI —XVII веков, в инфинитезимальном методе, а так­ же в новой науке — механике, особенно у Галилея, что, впрочем, не так легко распознать и что требует специ­ ального анализа»41 Снятие всей иерархии бытия и отмена держащих на себе эту иерархию абсолютов — противоположностей «верха» и «низа», отождествле­ ние этих противоположностей приводит Кузанца к пе­ ресмотру и других категорий античной и средневеко­ вой философии.

Николай Кузанский пытается преодолеть традици­ онное для христианства понимание Бога как трансцен­ дентного по отношению к миру конечных сотворенных вещей и существ. Противопоставляя Бога творению, христианская теология рассматривала его как имма­ нентное и бесконечное существо. Кузанец считает неправомерным такое противопоставление (работа «Охота за мудростью»).

 

Определенное внимание Кузанский уделяет ана­

 

лизу категории меры. Роль меры у греков играло неде­

 

лимое (единица). У Кузанца эту роль выполняет беско­

 

нечное: «Как бесконечная линия есть точнейшая мера

 

40 Там же. С. 121.

 

41 Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее

п

связи с наукой. Учебное пособие для вузов. М.: П ер СЭ; СПб.:

Ь 4

Университетская книга, 2000. С. 24.

Iinjal 1ц»м1 — р щ н тш peieaamoi н|и

всех линий, так максимальная сущность есть точней­ шая мера всех сущностей»42. Но если бесконечность становится точнейшей мерой, то парадокс с неизбеж­ ностью становится синонимом точного знания. Вот что вытекает из принятых Кузанцем предпосылок: «...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая — из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимо­ стью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности. Соответственно, как одна пядь в бесконечной линии не меньше, чем две пяди, так бесконечная линия не становится по прибав­ лении двух пядей больше, чем по прибавлении одной. Мало того: поскольку любая часть бесконечности — тоже бесконечность, одна пядь бесконечной линии так же превращается во всю бесконечную линию, как две пяди. Точно так же, раз всякая сущность в максималь­ ной сущности есть сама эта максимальная сущность, максимум есть не что иное, как тончайшая мера всех сущностей. Причем не найти другой точной меры вся­ кой сущности, кроме этой...»43.

Точность новой меры не имеет ничего общего с прежним понятием точности. Для античной математи­ ки существенно было найти критерий, позволяющий сравнить и различать конечные величины, установить соотношение между ними. Для Кузанца важно пока­ зать, что перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают и двойка становится равной любо­ му числу. Равенство двух и трех пядей истинно только в сфере рассудка. В интеллекте нет различия чисел. В области геометрии, как показывает Кузанец, дело обстоит так же, как и в арифметике. Различие рацио­ нальных и иррациональных отношений, на которых держалась геометрия древних греков, Кузанец объяв­ ляет имеющим силу только для рассудка. Для более высокого и точного интеллектуального познания диа­ метр круга совпадает с окружностью и, естественно,

42 Николай Кузанский. Сочинения. В 2 т. Т. 1. С. 73. 43 Там же.

3 В. П. Котенко

диагональ квадрата — с его стороной. Только для рас­ судка существуют иррациональные отношения, ибо рассудок не в состоянии постигнуть совпадение про­ тивоположностей44.

Таким образом, Кузанец понимает, что введенный им принцип совпадения противоположностей — еди­ ного и бесконечного, минимума и максимума — отме­ няет математическую науку, все точное знание в том смысле, как его трактовали в Античности и Средние века. Математика, по убеждению Кузанца, есть про­ дукт деятельности рассудка, рассудок выражает свой основной принцип в виде запрета противоречия, зап­ рета совмещения противоположностей. «Я внезапно понял: что в геометрии подлежит утверждению и что отрицанию; как в понятиях души, так и во всех дока­ зательствах Евклида или чьих бы то ни было при раз­ нообразии фигур я обнаружил эту единственную при­ чину всего»45. Для характеристики процесса перехо­ да от Бога к миру Кузанский избегает понятия единовременного акта творения из ничего. Не употреб­ ляет он и неоплатонического понятия «эманации» (ис­ течение мира из Бога). Применяемый им термин носит название «развертывание» из Богатого, что содержится в нем в «свернутом» виде. Речь идет о «саморазвертывании» абсолюта, это ведет к более глубокому пониманию мира как единства, к преодолению иерархических пред­ ставлений о мире. Бог есть все, но он «есть все в свер­ нутом виде». Созданный Богом мир, «все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно суще­ ствует в свернутом виде». «Все», будучи «развернуто», существует в виде мирской твари. Мир предстает как развертывание собственной сущности, свернутой в Боге. В учении о «развертывании» заключена онтологическая основа диалектического представления о «совпадении противоположностей» в бытии Бога и мира.

Из этого учения вытекает учение Кузанца о Все­ ленной, которая существует как вечное развертывание божественного первоначала, лишь в нем, едином мак-

44 См.: Тажурзина З.А. Философия Николая Кузанского. С. 224. 45 Николай Кузанский. Сочинения. В 2 т. Т. 1. С. 226-227.

симуме, «существует в степени максимальной и наи­ более совершенной», «во множестве» вне максимума, «существует ограниченным образом»46 Схоластичес­ кой картине мира, где «перводвигатель» отождествля­ ется с Богом христианской религии, Кузанский проти­ вопоставляет свое учение о космосе, отвечающее его пантеистическим представлениям о Боге и мире. Если Бог есть «окружность и центр, так как он везде и ниг­ де»47 , то мир не имеет самостоятельного, ограничен­ ного от Бога существования, а стало быть, и замкнутой фигуры с самостоятельной окружностью и центром, в духе томистской космологии. Ибо нигде в космосе вне Бога нельзя отыскать точной, равно отстоящей от раз­ ных точек окружности, потому что он один — беско­ нечное равенство48. В результате уподобления природ­ ного космоса Богу мир «имеет свой центр повсюду, а окружность нигде»49 Мир не бесконечен, так как в таком случае он был бы равен Богу, но он не имеет границ, «ибо, если бы он имел центр и окружность, то имел бы, таким образом, в себе свое начало и конец, и сам бы был завершен в отношении чего-то другого»50

Так из принципа зависимости мира от Бога Кузан­ ский выводит его безграничность. Мир не может быть обособлен от божественного «свернутого» начала в своем пространственно-физическом существовании.

Вселенная привативно бесконечна, так как она, по словам Кузанца, «не имеет предела». Актуальная бес­ конечность не может становиться больше или меньше от прибавления к ней или отнятия от нее какой бы то ни было величины51 Кузанский считает Вселенную такой конечностью, которая может возрастать без пре­ дела, но не могущую превратиться в актуальную бес­ конечность. Вселенная потенциально бесконечна, а это значит, что у нее нет ни центра, ни окружности, так как они имеют границы. Из этого следует вывод, важ-

46 Николай Кузанский. Сочинения. В 2-х т. T. 2. С. 9. 47 Там же. С. 100.

48 Там же. С. 97.

49 Там же. С. 100.

50 Там же. С. 97.

51 Там же. С. 98.

ный для астрономии и физики: «Центр мира не более внутри Земли, чем вне ее»52. Земля не может быть центром мира, потому что не может быть такой совер­ шенной сферы, чтобы все точки ее периферии были одинаково удалены от центра. Отсюда следует мировоз­ зренческий вывод: Земля ничем принципиально не от­ личается от других небесных тел — она не находится в центре мира, не является неподвижной. Землю можно считать так же небесным телом, как Солнце или Луну53.

Эти положения Кузанского противоречат предпо­ сылкам аристотелевской физики, которая исходила из различия подлунного и надлунного миров. Он пере­ сматривает базисные утверждения науки о природе и тем самым подготавливает коперниковскую революцию в астрономии. Кузанец формирует целый ряд смелых утверждений, подрывающих основы астрономической теории Птолемея. Вселенная бесконечна, пусть и привативно; Земля не является центром мироздания, а по­ тому и не остается неподвижной; в небе нет неподвиж­ ных и фиксированных полюсов, любая часть мира дви­ жется, не существует объективной точки отсчета, исходя из которой можно было бы измерять движения небес­ ных тел; астрономические расчеты не просто прибли­ зительны, но они могут быть грубо ошибочными.

«Было бы неверно, — считает А.Х.Горфункель — видеть в космологических построениях Кузанца пря­ мое предвосхищение коперниковского гелиоцентриз­ ма. Отвергая неподвижность и центральное положе­ ние Земли, Николай Кузанский не отдавал предпочте­ ния какой-либо иной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционное представление о мире, он открыл путь десакрализации космологии, не говоря уже о данной — птолемеевой — космологической системе. Тем самым геоцентризм лишился своего теологичес­ кого оправдания»54.

Космология Кузанского — не просто умозритель­ ная концепция, оторванная от астрономических иссле-

52 Николай Кузанский. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. С. 131. 53 Там же. С. 134—135.

54 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. С. 61.

дований и наблюдений. Известен его интерес к улуч­ шению астрономических таблиц, уточнению данных о движении светил, его планы внесения существенных поправок в не в меру отставший к тому времени Юли­ анский календарь. Космология Кузанца имела как философское, так и научное обоснование. Она вела к признанию материального единства земной и небес­ ной субстанции.

§2.

Гносеологические

проблемы науки

 

и

философии науки

о наследии Н.Ицзанского

О н т о л о г и я Н.Кузанского тесно связана с пантеис­ тической гносеологией. Традиционное христианское учение о божественном триединстве перерабатывает­ ся Кузанским в глубоко диалектическое учение о Боге, мире и человеке. Человеческая природа рассматрива­ ется им в качестве высшего и наиболее значительного божественного творения: она «помещена над всеми творениями Бога». Человек оказывается обожествлен­ ным и в неиерархическим существом: природа его «заключает в себе умственную и чувственную приро­ ду и стягивает в себя всю Вселенную: она есть микро­ косм, малый мир, как называли ее с полным основани­ ем древние»55 . Но не в мистическом пассивном созер­ цании видит Кузанский путь к «обожествлению» человека, а в творческой деятельности разума. Уподоб­ ление человека Богу осуществимо на путях познания мира. Возможность познания мира заложена, считает Кузанский, в самой природе человеческого разума. Именно здесь в познавательной деятельности челове­ ческий ум осуществляет свое предназначение. Чело­ век есть «творец логического бытия и искусственных форм». Человеческий разум как бы «развертывает мир, развертывает из себя «предметы рассудка»56 Челове­ ку от природы дана способность суждения. Осуще­ ствить («развернуть») ее он может только при сопри-

55 Николай Кузанский. Сочинения. В 2 т. T. 1. С. 119.

56 Тажуризина ЗЛ. Философия Николая Кузанского. С. 103.

косновении с миром природы — этой божественной книгой, в которой Бог раскрыл себя человеческому знанию.

Ум человека един по своей природе и обладает рядом способностей. Низшей из них является ощуще­ ние, соединенное с воображением. «Виртуально ум состоит из способности мышления, рассуждения, во­ ображения и ощущения, так что сам он в качестве целого называется способностью мышления, способ­ ностью воображения и способностью ощущения»57 Способности эти принадлежат единому по своей при­ роде уму (духу, mens). Начало процесса познания не­ возможно без чувственного возбуждения. На основе ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятия о вещах. Воздействие вещей на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в чело­ веческом организме некоторого жизненного духа — телесной субстанции, связывающей ощущения с ра­ зумной способностью человека. Воображение — пос­ ледующая ступень между ощущением и рассудком. Рассудок — проявление активной способности челове­ ческого разума. Последний осмысливает полученные ощущением внешние впечатления и позволяет, путем их логического различия и сопоставления, прийти к более глубокому пониманию сути вещей. Однако и рассуждение не способно дать полноты знания. К по­ стижению истины ведет разум, способный к интуитив­ ному постижению. Разум возвышается над рассудком. Функция разума — высшее знание сущности вещей и явлений, познание бесконечности. Рассудок, рассудоч­ ное знание не может постичь бесконечной сущности мира, совпадения противоположностей в «свернутой» природе максимума. Объектом, единым объектом по­ знания является сама Возможность, пантеистически понятый и истолкованный Бог в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Эти рассуждения Н.Кузанского содержат постановку про­ блемы соотношения сущности и явления. Интеллекту­

57 Николай Кузанский. И збранны е ф илософ ские сочинения.

/О с. 208,

альным познанием постигается сущность вещей, Мак­ симум, Неиное, Бог как бесконечная сущность. Про­ цесс познания рассматривается как раскрытие проти­ воположностей, как восхождение от знания конечных вещей к постижению их бесконечной сущности.

Спроблемой познания Кузанского тесно связано

ирешение вопроса о соотношении веры и знания. Его решение связано с его учением об объекте познания — Боге в его «свернутости» (объект интеллектуального познания) и «развернутости» (объект чувственного познания). В основе учения Н.Кузанского о соотноше­ нии веры и знания лежит представление о природе (космосе) как «божественной книге», в которой Бог «раскрывает» себя человеческому знанию, и о Боге как «свернутом» начале Вселенной. Вера есть путь пости­ жения Бога в нем самом в «свернутом» виде. Позна­ ние «развернутого» мира — есть дело разума, и верою оно заменено быть не может. Через познание «книги природы» идет путь подлинного разумного знания, не смешиваемый с путем веры.

Неполному и недостоверному чувственному и рас­ судочному знанию Кузанец противопоставляет не веру, а высшее интеллектуальное созерцание, дающее по­ нимание «совпадения противоположностей» в един­ стве. Это знание определяется у Н.Кузанского как интеллектуальное видение или интеллектуальная ин­ туиция, противопоставляемая рассудочному, формаль­ но-логическому знанию как средству, недостаточному для схватывания бесконечности и совпадения проти­ воположностей.

Интеллектуальная интуиция рассматривается Кузанским как «ученое незнание», выступающее в дан­ ном случае не в качестве предпосылки, а в качестве итога процесса познания. «Ученое незнание» есть «зна­ ние» того, что истина не дана в готовом виде. Что по­ стижение истины есть процесс. Оно есть «знание того, что существует абсолютно несоизмеримое». Это разум­ ное знание, а не религиозный экстаз. Процесс пости­ жения истины есть бесконечное движение к ней. По­ знание бесконечно из-за бесконечности объекта и по­ тому, что оно не может быть никогда завершено.