Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История и философия классической науки

..pdf
Скачиваний:
69
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
16.47 Mб
Скачать

гиомонитан. Идеи последнего послужили основой для более полной теории Декарта (1637). Бесспорным до­ стижением оптики Запада в XIII веке было изобрете­ ние очков. Но характерно и то, по мнению С.И.Вави­ лова, что ученые —оптики не только не участвовали в этом изобретении, но даже не знали о его существо­ вании24.

Вплоть до второй половины XII века о магнетизме, хотя компас был известен, не упоминалось. Первым обстоятельным трудом о свойствах и методах приме­ нения магнита явился трактат Пьера де Марикур под заглавием «Послание о Магните Пьера де Марикур, по прозванию Перигрина, к рыцарю Сигеру де Фукокур» (1269). Автор подробно излагает свойства магнит­ ного камня, дает указания, как находить у него полюса и намагничивать посредством него железную иглу. Марикур считает, что стрелка компаса поворачивает­ ся не к полярной звезде, а к полюсу. Он подчеркивает, что мастеру-изготовителю компаса надлежит хорошо знать о свойствах магнита и вместе с тем прилежно заниматься ручным трудом. Автор знает, что полюсы (естественных) магнитов получают силу от полюсов мира, т. е. от Земного магнита. Трактат заканчивается описанием прибора, якобы демонстрирующего «вечное вращение колеса под влиянием магнита»25. Бурный прогресс техники и растущие подспудно ее запросы к естествознанию, прежде всего, к физике, способству­ ют возникновению первых серьезных начинаний в области физического эксперимента. Широко развер­ нувшиеся географические исследования, проводимые с целью поисков источников сырья, с одной стороны, отчасти и рынков сбыта, с другой, — способствовали развитию наблюдательной, а затем и вычислительной астрономии, астрономических и навигационных инст­ рументов. Все это, в свою очередь, способствовало развитию механики.

24 Вавилов С.И. Собрание сочинений. Т. 3. С. 242.

25 См.: Труды Института истории естествознания и техники АН

52 СССР, 1959. С. 293 -323 .

Механику нельзя было изучать, не рассматривая процессы движения звездного неба, точность и стро­ гая повторяемость которого подтверждалась тысяче­ летними наблюдениями. Нельзя было продолжать ас­ трономические наблюдения, не задумываясь над меха­ никой движения тел и небесных светил.

Значительная роль в научной революции XVI —XVII веков и в становлении классической науки принадле­ жит магии, алхимии, астрологии, Каббале и произве­ дениям, приписываемым древнему магу и философу Гермесу Трисмегисту (Трижды Величайшему)26. Герме­ тическая доктрина способствовала рождению веры в то, что посредством новой науки и техники человек сможет овладеть стихийными силами природы, счи­ таться ее подлинным властителем. Аналогичная роль в распространении веры в могущество человека принад­ лежит магии — знанию особого характера, имеющему цель направить развитие событий в нужное для чело­ века русло. Магия тесно связана с астрологией, кото­ рая получила «теоретическое» подкрепление в «Кор­ пусе Герметикум», где утверждалось наличие влияния звезд и планет на события земной жизни и на судьбу людей. Астрология по звездам предвидит ход событий. В отличие от нее магия направлена на вмешательство в события, которые предписаны звездами с целью внесения изменений в то, что определено свыше. Маг добавляет к астрологии знания о том, какими способа­ ми можно изменить ход истории в целом и жизнь от­ дельного человека. Эти знания реализовывались по­ средством ритуальных действий, известных только посвященным. Магия, таким образом, являла собой одну из форм уверенности в том, что человек при со­ ответствующей подготовке способен господствовать, управлять и изменять действительность по своему усмотрению.

Алхимия утверждала идею о способности челове­ ка преобразовывать природу на основе знаний. Она

26 См. об этом подробнее: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших д н ей // Соч.: В 4 т. СПб., 1994. T. 2.

С. 2 2 7 -233 .

присущими ей методами изучила способы перехода природных материалов в продукты, полезные для че­ ловека. Выдающимся алхимиком был Парацельс (1493 — 1541). Последний считал алхимию наукой о трансфор­ мации веществ. Согласно ему, основными элемента­ ми природы являются ртуть, сера и соль. Ртуть — элемент, общий для всех металлов, сера — основной элемент всех горючих веществ, соль — залог устойчи­ вости и сопротивляемости огню. Смешивание этих элементов в различных пропорциях дает возможность получить все известные вещества, а также синтезиро­ вать новые, с полезными для человека свойствами. Особое внимание Парацельс уделял изучению организ­ ма человека, применив свою теорию к исследованию болезней и разработке способов их лечения. В среде основателей классической науки пользовался большим авторитетом свод рукописей под общим названием Каббала. Увлечению Каббалой положил начало Пико делла Мирандола (1463—1494). Каббала основывалась на положении о сакральности древнееврейского язы­ ка: это учение утверждало, что в этом языке содержит­ ся десять имен Бога, которые в совокупности дают Его единственное великое имя. Буквы древнееврейского языка при соответствующем расположении выстраи­ ваются в десять слов, раскрывающих тайны сотворен­ ного Богом мира. Эти десять слов говорят также об устройстве Космоса: о семи сферах планет, сфере неподвижных звезд и о более высоких, божественных сферах. Посредством комбинаций букв и чисел еврей­ ского алфавита в каббалистике познают Бога и Его деяния заинтересованные в Его имени. Человек, овла­ девший искусством комбинации букв и чисел, описан­ ным в Каббале, вызывая ангелов, приобретает магичес­ кую власть над миром. Каббалистика предусматривает возможность активного влияния на действительность с целью изменить ход событий в соответствии с волей человека; через глубокое познание древнееврейского языка оказывается возможным активно влиять на дей­ ствительность и изменять ее в соответствии с потреб­ ностями человека. Обобщая сказанное, следует при-

54 знать, что далекие от современной науки магия, алхи-

Прциеыш и оаДинвсш сгашашя ш и ггоо! вар и puioaupmi вари

мия, Каббала, «Корпус Герметикум» сыграли суще­ ственную роль в становлении новой, классической науки. Они способствовали укреплению убежденнос­ ти в том, что, овладев определенными знаниями, чело­ век может получить в свои руки мощный инструмент преобразования мира для удовлетворения своих по­ требностей, а это подрывало сложившееся и господ­ ствующее в Средние века отношение к знанию как абстрактному умственному созерцанию. Эти учения подготовили почву для тесного союза науки и техники

иускорили процесс активизации изучения окружаю­ щего мира.

Вместе с этим следует отметить, что в процессе рождения новой науки идеи этих учений не только воспринимались, но и сопровождались серьезной кри­ тикой (в основном методы познания и способы объяс­ нения, которые были несовместимы с рациональными

иэкспериментальными методами новой науки).

Исключительную роль в формировании классичес­ кой науки и философии науки сыграла Реформация, которая внесла существенные перемены в общую ду­ ховную атмосферу и хозяйственную жизнь Западной Европы. Протестантизм выступил с критикой католи­ ческой церкви против характерного для нее принципа иерархии. В кальвинизме борьба против иерархичес­ кого принципа велась наиболее ожесточенно. Не при­ знавая необходимости в посредниках между человеком и Богом и тем самым отвергая иерархию церковных властей, протестанты подчеркивали, что Бог непосред­ ственно обращается к каждому человеку и столь же непосредственно правит Вселенной, не нуждаясь в сонме небесных чинов — ангелов и архангелов, про­ водников божественной воли в мире. Поскольку кос­ мическая иерархия в Средние века осмыслялась с помощью философии и физики Аристотеля, то именно он стал предметом ожесточенной критики со стороны протестантских богословов. Они видели в Аристотеле главного виновника того интеллектуализма, который, по их мнению, едва ли не вытеснил веру в католичес­ кой церкви. Они требовали перестроить университет­ ское образование, обличать язычество, насаждаемое в

университетах с помощью, прежде всего, аристотелев­ ской философии. Протестантизм противопоставлял веру и знание, стремился ограничить сферу примене­ ния разума миром «земных вещей». Под последними понималось, прежде всего, практически ориентирован­ ное познание природы. Протестантизм стремился вы­ толкнуть разум на поприще мирской практической деятельности — ремесла, хозяйства, политики. Труд выступает теперь как своего рода мирская аскеза. Отсюда уважение к любому труду. Этим объясняется характерное для протестантов признание особой цен­ ности технических и научных изобретений, всевозмож­ ных усовершенствований, которые способствуют облег­ чению труда и стимулируют материальный прогресс. Именно в этих условиях появляются предпосылки эк­ спериментально-математического естествознания, осо­ бого способа мышления.

Эпоха Реформации и Гуманизма (т. е. Возрожде­ ния) отмечена и всеобщим обращением к платонизму. Это вовсе не означает, как отмечают Дж.Реале и Д.Антисери27, возрождения платоновской мысли, выражен­ ной в форме диалога. Средневековье мало интересо­ валось диалогами. Платоновские тексты продолжали читать в свете поздней платонической традиции, т. е. в передаче канонического неоплатонизма и, сверх того, со всеми инфильтрациями магико-герметического и христианского характера. Что касается философского содержания возрожденческого неоплатонизма, следу­ ет отметить, что эти ученые не внесли в него много оригинальных элементов. Значение имеет лишь поле­ мика, которая разыгралась относительно «превосход­ ства» Платона над Аристотелем. Грандиозный расцвет неоплатонизма с философской точки зрения состоялся благодаря, с одной стороны, работам Николая Кузанского и, с другой, трудам Флорентийской Платоновской академии во главе с Фичино и затем Пико.

Н.Кузанский — предшественник итальянской на­ турфилософии, один из первопроходцев классической

См.. Реале Дж., Антисери. Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. СПб.: TOO ТК Петрополис, 1994. С. 249 -253 .

науки и философии науки, философия которого начала складываться на водоразделе Средневековья и Ренес­ санса. Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии, но его понимание мира и человека было устремлено в буду­ щее. Его космология предугадывает гелиоцентричес­ кое понимание мира. Кузанский развивает идею ре­ лятивистского движения. Он предсказал деструкцию птолемеевско-аристотелевского понимания космоса. Идеи Кузанского о математическом познании исти­ ны предвосхищали дух естествознания грядущих вре­ мен.

Еще одной особенностью этого периода было по­ явление нового типа человека — человека с разви­ тым и рефлексированным индивидуальным сознани­ ем. В средневековом обществе были очень сильны кор­ поративные и сословные связи, поэтому даже выдающиеся люди выступали как представители опре­ деленной корпорации, сообщества, союза. В эпоху Ре­ нессанса индивид приобретает гораздо большую само­ стоятельность и чаще всего представляет самого себя, а не то или иное сообщество. Сознание собственной силы и таланта, честолюбие, самоутверждение отлича­ ют человека этой эпохи. Возникает почти религиозное почитание людей. Выдающиеся личности, поэты, худож­ ники, ученые, юристы занимают то место в обществе, которое в Античности занимали герои, а в Средние века — святые. Честолюбие составляет отличительную черту многих возрожденческих гуманистов и ученыхестествоиспытателей. Обожение человека нашло отра­ жение во всех видах художеств и культуры.

Характерной особенностью философов и ученых эпохи Возрождения была их энциклопедичность, отсут­ ствие четкой дифференциации философии, науки и художественного творчества.

Многие представители Ренессанса внесли значи­ тельный вклад в становление классической науки и философии науки. Далее рассмотрим более подробно вклад в решение этих проблем некоторых наиболее выдающихся мыслителей — Н.Кузанского, Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Ньютона и др.

(1450), «О мудрости» (1450), «Об уме» (1450), «Об опы­ те со взвешиванием» (1450), «О видении Бога» (1453), «О берилле» (1458), «О бытии-возможности» (1460), «Об игре в шар» (1463), «О неином» (1462), «Об охоте за мудростью» (1463), «Компендий» (1463), «О вершине созерцания» (1464) (Избранные философские сочине­ ния. М., 1937).

■ §1. Онтологические проблемы науки и философии науки_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Николай Кузанский принадлежит к числу наибо­ лее выдающихся мыслителей эпохи Возрождения. Его творчество знаменует собой переход от Средневеко­ вья к новому естествознанию новоевропейской фило­ софии науки. Он оказал сильное влияние на развитие научного мышления XVI —XVII веков и не столько как естествоиспытатель (математик, астроном), сколько как философ. Его сочинения во многом подготовили теоре­ тическую почву, на которой позднее произросло новое естествознание. Мышление Кузанца, повлиявшее на развитие философии и науки последующих веков, есть, по существу, пересмотр античного и средневекового мышления. Теоретическое наследие Н.Кузанского тес­ но связано с традицией средневекового неоплатониз­ ма. Велико на него воздействие немецкой пантеисти­ ческой мистики Мейстера Эккарта. Ему глубоко чуж­ ды попытки создания «рационалистических» систем, он отвергает не только авторитет Аристотеля, но и его средневековых толкователей, сам метод схоластичес­ кого «познания» Бога и мира. Он участвовал в гумани­ стической «охоте» за древними рукописями и открыл в одном из немецких монастырей 12 неизвестных ко­ медий Плавта, привозил рукописи из Константинополя. С гуманистами Н.Кузанского связывают также общ­ ность научных интересов и углубленное внимание к проблемам астрономии, космографии, математики. Естественнонаучные и математические интересы Н.Ку­ занского ближе к новой науке итальянского Кватро­ ченто, чем к схоластической науке Средневековья.

Центральной проблемой философии Н.Кузанского является проблема соотношения Бога и мира. «Но его теоцентризм представляет собой явление новое и совер­ шенно чуждое всей традиции средневекового католичес­ кого богословия»28. «Рациональному» обоснованию тео­ логических истин (в духе Ф.Аквинского) Н.Кузанский противопоставляет концепцию «ученого незнания», дав­ шего имя его первому и важнейшему философскому труду. Суть его состоит в том, что философ в постановке и решении проблем мира и Бога должен исходить из своего «незнания», из несоизмеримости объекта позна­ ния и прилагаемых к нему понятий и определений. «Уче­ ное незнание» есть отказ от господствовавшей в бого­ словии католического Средневековья «положительной» теологии. Единственно возможным способом постижения Бога объявляется так называемое отрицательное богосло­ вие (апофатическое) — перечисление божественных ат­ рибутов, так как ни одно какое-либо определение, ни все они в совокупности не могут исчерпать бесконечности и величия божественной природы.

В рассмотрении проблемы Бога и мира Н.Кузанс­ кий использует философский, а не религиозный под­ ход. В основу своего философствования Кузанский кладет такое понимание Бога, которое было выработа­ но философией неоплатонизма, воспринято в творени­ ях псевдо-Дионисия Ареопагита и его последователей. Он различает Бога как предмет религиозного культа и Бога как объект философского познания, возможного только с позиции ученого незнания, сохраняющего за собой «суждение истины»29 Он отличает язык писа­ ния от языка философского рассуждения, отвергает терминологию Священного писания, ставит проблему Бога не столько как телеологическую, сколько как соб­ ственно философскую проблему. Речь при этом идет о соотношении конечного мира, мира конечных вещей с их бесконечной сущностью, с бесконечным, безмерно

28 Горфункель А.Х. Ф илософия эпохи Возрождения. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. С. 55.

29 Тажуризина ЗА . Философия Николая Кузанского. М., 1972.

великим первоначалом. Постижение бесконечного бытия в его соотношении с бытием конечным есть глубоко философская проблема. Диалектика мира и Бога составила главное содержание философии Кузанца. Трактовка Бога как бесконечного единства связана у него с диалектическим учением о Боге как средото­ чии единства противоположностей — переходе от Бога к миру как процессе раскрытия этого диалектического единства, перехода от единства к множественности, от бесконечности к конечному.

Бог рассматривается Кузанцем как отвлеченное от мира конечных вещей, так несоизмеримое с ними, величайшее начало бытия, как абсолютный максимум, как абсолют. Бог есть единое и единственное начало: «Абсолютный максимум единственен, потому что он — все, в нем — все, потому что он — высший предел»30 Бог — максимум, так как он —то, более чего ничего не может быть, но так как он не может быть поименован также и минимумом, то в нем абсолютный максимум и минимум совпадают: «Так как абсолютный максимум непременно содержит действительно все вещи, какие только возможны вне какой бы то ни было противопо­ ложности, то максимум совпадает с минимумом»31 В более поздних сочинениях Н.Кузанский применяет для именования Бога понятие «неиной» и «бытие-воз­ можность». «Неиное» есть наиболее полное выраже­ ние «отрицательного» определения Бога, в качестве «неиного» он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое», «ни сущее, ни ничего»32 . Определение Бога как «иного» приводит к выводу, что «Бог есть все во всем и в то же время ничто из все­ го»33 Понимание Бога как «бытия-возможности» ис­ ходит из того, что «только один Бог есть то, чем он может быть»34, т. е. заключает в себе всю возможность бытия и в то же время всю полноту вечной актуальности

30 Николай Кузанский. Избранные философские произведения. М., 1937. С. 8.

31 Там же. С. 12.

32 Там же. С. 229.

33 Там же. С. 234.

34 Там же. С. 294.