Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Pavlova_O_Chechenskiy_etnos_segodnya-1

.pdf
Скачиваний:
37
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
28.68 Mб
Скачать

410

 

 

Чеченский этнос сегодня

 

 

 

Продолжение табл. 16

 

 

 

 

 

 

 

Респонденты, проживающие

Респонденты

Ранги

 

В Москве,

 

старше 25

 

На Родине

Санкт-

до 25 лет

 

 

лет

 

 

 

Петербурге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общегосу-

 

 

 

 

Нормы чечен-

дарственные

Нормы

Общегосу-

 

3

законы, Обычаи

чеченской

дарственные

 

ской этики (3,0)

 

 

 

и традиции

этики (3,0)

законы (2,9)

 

 

 

чеченцев (2,8)

 

 

 

4

Общегосудар-

Нормы и тре-

Общегосу-

Законы ша-

 

ственные законы

бования своего

дарственные

риата (2,5)

 

 

(2,7)

тайпа (2,7)

законы (2,7)

 

 

 

 

 

Нормы и тре-

 

Нормы и

Нормы и

 

 

 

требования

требования

 

5

бования своего

-

 

своего тайпа

своего тайпа

 

 

тайпа (2,6)

 

 

 

 

(2,6)

(2,4)

 

 

 

 

 

Рис. 12. Структура регуляторов поведения респондентов в зависимости от места проживания

Религия в жизни чеченского общества

411

 

 

Рис. 13. Структура регуляторов поведения респондентов в зависимости от возраста

Рис. 14. Структура регуляторов поведения респондентов в зависимости от пола и возраста респондентов

412

Чеченский этнос сегодня

Детальный анализ полученных результатов (см. рис. 14) показывает, что наивысший балл законы шариата в качестве регуляторов поведения получили у мужчин старше 25 лет (4,2), а самый низший – у женщин того же возраста (2,3). Мнение молодежи в данном вопросе оказалось более согласованным (3 балла

– мужчины до 25 лет; 3,4 балла – женщины). Мнения женщин всех возрастных категорий сошлись в первостепенной значимости чеченских обычаев и традиций (4 балла).

Важно отметить, что тенденция, наметившаяся в ответах наших респондентов, в частности мужской части выборки старше 25 лет, практически полностью соответствует мнению по данному вопросу лидера Чечни. Так, в эфире программы Рен-ТВ от 24.11.121 Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров ответил на вопрос автора программы М. Максимовской:

«Есть ли какие-то вещи, которые Вам нельзя делать, и Вы это знаете?».

«Что можно Рамзану Кадырову? И что нельзя? В первую очередь мне нельзя то, что запрещает ислам. Второе – мне нельзя то, что запрещают наши обычаи и традиции. В-третьих, мне нельзя то, что запрещают законы Российской Федерации, законы Чеченской Республики»2.

В ответе Главы ЧР четко обозначился полиюридизм, который свойственен общественной жизни многих республик Северного Кавказа. Полиюридизм (правовой плюрализм) – такая правовая ситуация, когда параллельно действуют нормы обычного права (адаты), законы шариата и система современного российского законодательства3. Специфика общественной жизни северокавказских народов такова, что различные правовые системы дополняют друг друга. Факты юридического плюрализ-

1[Электронныйресурс]URL:http://www.nedelya.ren-tv.com/index.php?option=com_ content&view=article&id=1748:q-q------qq&catid=1:video&Itemid=2

2[Электронныйресурс]URL:http://www.nedelya.ren-tv.com/index.php?option=com_ content&view=article&id=1748:q-q------qq&catid=1:video&Itemid=2

3Першиц А.И., Смирнова Я.С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 81.

Религия в жизни чеченского общества

413

 

 

ма не являются уникальной чертой современного российского Кавказа; они в той или иной степени наличествуют в Японии, США, Швейцарии, Франции. Для народов мира, исповедующих ислам, эта ситуация тоже является достаточно распространенной. «Живучесть местных адатов, которые оттесняют нормы мусульманского права, обнаруживается в ряде арабских стран до настоящего времени, поэтому власти этих стран вынуждены допускать существование судов, основанных на обычном праве. Подобные суды наряду с шариатскими судами сохранялись в Ираке до конца 50-х гг., в НДРЙ до 70-х гг. ХХ в., в Иордании они продолжают существовать до сих пор. Проявления обычаев прошлого, в частности обычай кровной мести, дают о себе знать даже в современном Египте, в стране с многовековыми мусульманскими традициями. Ежегодно кровомщение уносит десятки человеческих жизней и между семейными кланами десятилетиями длится вражда»1.

Адаты (нормы обычного права) веками складывались на территории Чечни; значительно раньше, чем сюда пришли нормы шариата. Основным содержанием адата является неписаная норма, трактуемая как общеобязательное правило поведения2. Спецификой нормативно-правовой культуры чеченцев является то, что наказание не зависит от социального статуса человека, совершившего преступление. Обычаи и традиции, развиваясь и закрепляясь в сознании народа, переходят в стадию норм обычного права, т.е. становятся адатами. Одним из основных источников формирования норм обычного права, по мнению чеченских ученых А.И. Хасбулатова и Д.Х. Сайдумова, является маслаIат (народное соглашение, примирение), которое осуществлялось третейским судом, а также нормы чеченской этики3.

1Акаев В.Х. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.).

Махачкала, 2004. С. 518.

2Сайдумов Д.Х., Хасбулатов А.И. Правовая культура // Чеченцы. М., 2012. С. 310.

3Там же. С. 311.

414

Чеченский этнос сегодня

Чеченский суд по адатам состоял из лиц пожилого возраста, авторитетных представителей чеченского общества, которые действовали на общественных началах, не получая за свой труд вознаграждения. Нормы чеченского права с начала XV в. устанавливались Мехк-кхелом – Высшим советом страны. Отдельные чеченские общества славились как знатоки правовых норм: так, Л.М. Ильясов называет Майстойн кхел – суд жителей Майсты (древней исторической области Чечни, которая расположилась в высокогорье, к востоку от реки Чанти-Аргун, вдоль границы с Грузией), в который обращались не только чеченцы, но представители других народов Кавказа как к последней инстанции, и который просуществовал вплоть до момента депортации чеченцев – до 1944 г.1 Решения Мехк-кхел и местных кхелов были обязательны для выполнения.

Установление ислама в Чечне было связано с внедрением, зачастую насильственным, законов шариата. Последовательную борьбу с адатами проводил шейх Мансур, который говорил о том, что «решение дел по адату есть неверие в Бога, поскольку такое решение умаляет значение шариата, приравнивая к нему закон земной»2. Не менее ревностным сторонником шариата был имам Шамиль, однако искоренение адатов оказалось и ему не под силу, в результате чего к середине XIX в. в Чечне устанавливается правовой плюрализм, который заключался в сочетании норм адата, шариата и права Российской империи. По адату стали разбираться дела о воровстве, поджогах, ранениях; по шариату – об убийстве, разводах, разделе имений и т.д.3.

Параллельно с адатными судами, в Чечне стали действовать шариатские суды (шарI-кхел). В качестве судей в них выступали муллы и алимы, которые умели трактовать Коран. По обоюдно-

1Ильясов Л.М. Тени вечности. М., 2004. С. 360.

2Акаев В.Х. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.).

Махачкала, 2004. С. 516.

3Сайдумов Д.Х., Хасбулатов А.И. Правовая культура // Чеченцы. М., 2012. С. 311.

Религия в жизни чеченского общества

415

 

 

му решению сторон, чеченцы могли выбрать, какой суд будет рассматривать их дело, так как решение по нормам шариата и адата могло быть различным. Шариатские суды рассматривали в большей степени гражданские дела; а «нормы чеченского уголовного права практически не изменились после принятия ислама»1. Шариатское судопроизводство основывалось на арабской письменности; решение шарI-кхел скреплялось подписью кадия и печатью с аятом из Корана2.

По важному замечанию В.Х. Акаева, этносом-носителем обычного права может усвоиться последовательно ислам как вероучение и религиозная практика, но в усеченном виде как система мусульманского права3. Это в определенной степени связано с тем, что содержание понятий «шариат» и «мусульманское право» не совпадают. «Шариат – (араб. – «прямой, правильный путь»)

– закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных; комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности, религиозную совесть мусульман и выступают источниками конкретных норм, регулирующих поведение»4. Нормы мусульманского права обеспечиваются государственным принуждением, в отличие от религиозных нравственных норм. Мусульманское право – это сложная система, которая получила свое развитие в различных правовых богословских школах (мазхабах).

Принципиальное отличие адата и шариата в том, что «основным принципом адата являлось применение принципа ответственности не по отношению к личности, а к тому коллективу, к которому она принадлежит»5. Субъект права с точки зрения адата не отдельный человек, а семья, род, членом которого являет-

1Ильясов Л.М. Указ. соч. С. 361.

2Сайдумов Д.Х., Хасбулатов А.И. Указ. соч. С. 315.

3Акаев В.Х. Указ. соч. С. 514.

4Дмитриев В.А. Адаты и шариат у кавказских горцев // Россия и Кавказ – прошлое и настоящее. История, обычаи, религия. Сб-к. СПб., 2006. С. 71–72.

5Там же. С. 74.

416

Чеченский этнос сегодня

ся правонарушитель. Шариат, напротив, обращаясь к сознанию отдельного мусульманина, требует личной ответственности мусульманина перед Всевышним1. Мусульманское право, по сравнению с адатом, тесно связанным с принципами родоплеменной, клановой организации общества, предполагает более высокий уровень правовой культуры.

Шариатские суды действовали в Чечне до конца 20-х гг. XX в., основываясь на нормах адата и шариата. В советское время, когда началась отчаянная борьба с религиозными и традиционными «пережитками», шариатские суды ликвидировались. Но они продолжали функционировать в подполье.

С 1991 г. активизировались адаты, в частности кровная месть, поземельные споры. А в 1996 г. по указу и.о. президента З. Яндарбиева в Чеченской Республике Ичкерия был введен «Уголовный кодекс – шариат». При этом действие светского законодательства прекращалось. «Текст "Уголовного кодекса – шариат" Ичкерии являлся механически переписанным текстом Уголовного Кодекса государства Судан. При "составлении" чеченского варианта совершенно не учитывались этнокультурные особенности чеченского народа. На его основе в Чечне действовали Верховный шариатский Суд, районные шариатские суды, рассматривавшие уголовные и гражданские дела, опираясь на нормы шариата. Спорные вопросы, возникавшие между гражданами, часто становились объектом рассмотрения шариатских судов, но редко кто из обращавшихся в суд граждан добивался справедливого решения вопроса»2. Связано это было с тем, что те люди, которые работали в то время шариатскими судьями, в большинстве своем не имели отношения ни к шариату, ни к фикху. По мнению Д.Х. Сайдумова, «неправильное толкование норм

1Дмитриев В.А. Адаты и шариат у кавказских горцев // Россия и Кавказ – прошлое и настоящее. История, обычаи, религия. Сб-к. СПб., 2006. С.76.

2Акаев В.Х. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.).

Махачкала, 2004. С. 519.

Религия в жизни чеченского общества

417

 

 

мусульманского права лицами, которые не имели не только высшего светского, но и теологического образования (необходимого шариатским судьям), привело к тому, что шариатские суды воспринимались в обществе лишь как репрессивная машина действовавшего режима»1.

В это время весьма цитируемыми стали размышления экс- вице-премьера Правительства Чеченской Республики Ичкерия Х.-А. Нухаева на тему взаимоотношений адатов и шариата. «Исламский мир сегодня неправильно живет. Все живут в государстве. Сегодня решения принимают главы государств. Когда распадутся государства, сразу хаос будет. Великий хаос. А великий хаос создает новый порядок. Когда увидят, что кровно-родствен- ный порядок может существовать как альтернатива государственному порядку, тогда люди пойдут по правильному пути»2. К счастью, его размышления так и остались не реализованными.

Абсолютно обоснованны по поводу взаимоотношений адата и шариата выводы, сделанные В.Х. Акаевым. Нравственные, ритуальные и вероучительные нормы Корана и Сунны остаются неизменными веками. А мусульманское право развивается в соответствии с социально-экономической и политической структурой того общества и государства, в котором оно действует3. В этом смысле весьма характерно развитие такой отрасли мусульманского права, как фикх мусульманских меньшинств (мусульманское право в современном немусульманском мире), которая посвящена, в частности, изучению «становления и развития по- литико-правовых теоретических моделей сосуществования ислама, мусульманских сообществ и немусульманского общества, опыта их реализации на практике»4.

1Сайдумов Д.Х. Судебная система Чеченской Республики в период с 1990 по 1999 гг. // Власть, 2010. № 8. С. 164.

2Хлебников П. Разговор с варваром // URL: http://www.politkniga.ru/files/books/ hlebnikov_pavel_razgovor_s_varvarom.pdf

3Акаев В.Х. Указ. соч. С. 520.

4Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское право в современном немусульманском мире (На примере стран Западной Европы и Северной Америки). М., 2010. С. 5.

418

Чеченский этнос сегодня

Реализация мусульманского права в странах, где ислам является государственной религией, отличается от тех государств, где мусульмане представляют меньшинство. «Сегодня западные мусульмане все больше возрождают практику иджтихада – критического исследования Корана и Сунны. Новые мусульманские мыслители инициируют дискуссии и борьбу аргументов, что часто приводит к новому пониманию ислама в контексте стоящих перед западными мусульманами проблем. Все больше мусульман на Западе, таким образом, становится способными гибко сочетать требования своей веры с задачами современности»1.

Аналогичные процессы происходят и при проникновении ислама в ту среду, где сильны адаты. Ислам и адат, вступая в сложное взаимодействие и взаимовлияние, допускают одни нормы и отвергают другие. Так, организация свадьбы, например, больше связана с соблюдением традиционной обрядности; а похороны, напротив, в большей степени соответствуют исламской похоронно-погребальной обрядности. «Тесно соприкасаясь со всеми сферами духовной жизни, быта народа, формируя его мировоззрение, мироощущение, вбирая в себя элементы народной культуры, обычаев, обрядов, ислам обретает этнически окрашенную форму»2.

Таким образом, роль религии в жизни чеченского общества очень велика. Ислам является источником норм общественной морали и нравственности, основой духовного развития, регулирует общественное и личное поведение. Нормы ислама прочно вошли в бытовую обрядность чеченцев (см. раздел 2.1.); религиознаялексикаявляетсяширокоупотребляемойвязыковойдействительности (см. раздел 2.3.); в структуре идентичности религиоз-

1Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское право в современном немусульманском мире (На примере стран Западной Европы и Северной Америки). М., 2010. С. 21.

2Акаев В.Х. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.).

Махачкала, 2004. С. 521.

Религия в жизни чеченского общества

419

 

 

ный (конфессиональный) компонент занимает важнейшее место (см. раздел 2.4.); исламские ценности являются общественными добродетелями (см. раздел 2.5.).

2.3. Языковое пространство чеченцев

Язык народа – это главный этнодифференцирующий признак, этническая ценность народа. Этническая идеология и национальные чувства очень часто фокусируются на языке1. По данным многочисленных социологических исследований, проведенных в нашей стране в советское и постсоветское время, язык выступает одним из главнейших этнических идентификаторов2. Велика роль языка как консолидирующего психологического фактора, как элемента этнического самосознания, как национального символа. В языке имплицитно отражается ментальность этноса.

С точки зрения психологии язык не только выполняет коммуникативную функцию, т.е. служит средством общения людей. «Одновременно с этим он создает образ мира, который обладает этнокультурным своеобразием»3, – считает А.А. Белик. О связи языка и культуры создано немало теорий, написано множество работ. Классикой в этом контексте стали работы В. Гумбольдта, Ф. де Соссюра, Э. Сепира, Б.Л. Уорфа, Г. Хойджера, К.К. ЛевиСтросса и многих других. По мнению Э. Сепира, «культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают»4. В этой связи использование, изучение и передача родного языка новым поколениям является важнейшей задачей каждой культуры.

1Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1998. С. 153.

2Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. М., 1984. С. 270– 271; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1998. С. 153.

3Белик А.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие. М., 2009. С. 465.

4Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 193.