Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Pavlova_O_Chechenskiy_etnos_segodnya-1

.pdf
Скачиваний:
37
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
28.68 Mб
Скачать

300

Чеченский этнос сегодня

нять его добровольно. Ташу-Хаджи скончался по пути в горы Чеберлоя. Узнав об этом, чеберлоевцы признали власть Шамиля из уважения к памяти шейха, имама Ташу-Хаджи Саясанского. Память о Ташу-Хаджи уважаема до сих пор в чеченском обществе.

В начале 40-х гг. XIX в. Шамиль создал военно-теократиче- ское государство – имамат Чечни и Дагестана, основанное на принципах мюридизма. Имамат был разделен на наибства – во- енно-административные районы, число которых в разное время было от 30 до 50. Имам в своем лице объединил духовную, военную и административную власть. В 1845 г. столицей имамата стал Ведено. Ведено до сих пор хранит следы своего героического прошлого: в этом крупном высокогорном районном центре сохранились стены Шамилевской крепости. А в 1859 г., в год падения имамата, был возведен парк, который и в настоящее время является живописным местом.

Вся деятельность имамата и его система была построена на принципах ислама и законах шариата. Кроме того, Шамиль разработал и свои законы – низамы – по различным отраслям права. Всего было создано 14 низамов. Духовная составляющая деятельности Шамиля существовала в рамках накшбандийского тариката. Используя «религиозную практику и организационные принципы суфизма», Шамиль, по мнению А.К. Аликберова, опирался на «идеологию "чистого" ислама; в основе его движения лежал «фундаменталистский культ пророка Мухаммада, распространившийся в Дагестане еще в начале XVIII в. и сохранившийся до сих пор»1.

Царские войска на протяжении всей истории существования имамата вели ожесточенные бои с его войсками. Кровопролитные сражения заканчивались то в пользу одних, то других сил. Одним из самых успешных сражений и убедительной победой Шамиля закончилась битва при Дарго, который в то время был столицей имамата. Российские войска были полностью

1 Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI–XII вв.). М., 2003. С. 684.

Религия в жизни чеченского общества

301

 

 

разгромлены и понесли тяжелые потери. Тем не менее, к 50-м гг. авторитет Шамиля среди чеченцев пошатнулся. В это время российские власти стараются изменить тактику покорения горцев. Наместник Кавказа М.С. Воронцов старался убедить чеченцев в преимуществах мирной жизни и отказа от кровопролитной освободительной борьбы под руководством Шамиля. Обещая неприкосновенность исламской веры, Воронцов распространял прокламации, в которых объяснял горцам, что цель русского царя – «положить конец преступной деятельности Шамиля с его сообщниками, наказать самозванца, который извращает ислам и обманывает народ; который из жажды власти и стремления возвеличить себя подстрекает племена к мятежу, подвергает их всем ужасам войны, сам же стараясь избежать опасностей; который проповедует общественное равенство и отмену наследственных прав ханов и беков на собственность лишь для того, чтобы присвоить эти права себе; который наводнил аулы своими муртазеками1, не щадящими ни жизнь, ни имущество безвинных жителей; который задавил горцев тяжелыми поборами и ненавистным гнетом своего деспотизма; который называет себя народным заступником, тогда как его присутствие повсюду отмечено смертью и разорением»2.

В силу нескольких причин в начале 50-х гг. население Чечни стало отходить от Шамиля. Во-первых, чеченцы заинтересовались экономическими связями с Россией. Во-вторых, наибы Шамиля обогащались за счет обнищания народных масс, что вызывало естественное недовольство. В-третьих, из-за уничтожения царскими войсками посевов и заготовок на равнинной территории Чечни, население вынуждено было перемещаться в малоплодородные горы. В-четвертых, в 1852 г. было утверждено положение о новой административно-судебной системе в Чечне. По нему создавался народный суд, в состав которого входили: три русских офицера, кадий, который разбирал дела по шариату,

1Муртезек (муртагезет) – конный боец в имамате Шамиля.

2Дегоев В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2003. С. 183.

302

Чеченский этнос сегодня

три старейшины, совершающие правосудие согласно адату, и два переводчика. По этой системе чеченцы могли сами выбирать, какие вопросы решать по шариату, какие – по адату1.

Вэто время в Чечне начинает распространяться учение выдающегося проповедника, шейха Кунта-Хаджи Кишиева, чья личность и деятельность оказала огромное влияние на ход чеченской истории и чье имя и в настоящее время очень значимо не только в самой Чечне, но и далеко за ее пределами.

Вапреле 1859 г. резиденция Шамиля в Ведено пала. Имам со своими мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб, где и был пленен 25 августа 1859 г. и отправлен в почетную ссылку в Калугу. В 1866 г. принес присягу на верноподданство России вместе со своими сыновьями. В 1869 г. ему было пожаловано дворянство. А

в1870 г. ему было разрешено выехать в хадж в Мекку; в феврале 1871 г. легендарный имам скончался в Медине, где и похоронен.

Шейх Кунта-Хаджи Кишиев

Современное бытование ислама в Чечне и Ингушетии связано с той религиозной практикой, которая сложилась в сере- дине-второй половине XIX в. в религиозном учении суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева и его последователей. Наиболее подробно и обстоятельно описана жизнь и деятельность КунтаХаджи (Кунта-хьажи, Киши-хьажи) в работах В.Х. Акаева, на которые мы и будем опираться в дальнейшем2. В настоящее время к изданию готовится новая книга о Кунта-Хаджи. «Журналист Юсуп Кимаев, который является сотрудником телекомпании «Путь», собирает всю информацию, связанную с жизнью эвлия Кунта-Хаджи (Да будет возвышена его святость!). Беседуя с богословами и мюридами, он по крупицам записывает получаемую информацию. А началось все со встречи алимов республики с

1История Чечни. С. 564.

2Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. 128 с.; Акаев В.Х. Суфийская культура на Северном Кавказе: теоретические и практические аспекты.

Грозный,2011.208с.;АкаевВ.Х.СуфизмиваххабизмнаСеверномКавказе.М.1999.

Религия в жизни чеченского общества

303

 

 

Главой Чечни, где Рамза-

 

ном Кадыровым было дано

 

поручение – начать работу

 

незамедлительно.

 

Документирование рас-

 

сказов, связанных с деятель-

 

ностью Кунта-Хаджи и его

 

жизнью (Да будет возвы-

 

шена его святость!), сопро-

 

вождается записями всего,

 

что касается вирда. Это до-

 

полнительное

богослуже-

 

ние, которое

упоминается

 

в Коране и Сунне. Все мате-

 

риалы также будут доступ-

 

ны и на арабском языке»1.

Кунта-Хаджи родился

 

предположительно 11 июля

Шейх Кунта-Хаджи Кишиев.

1830 г.2 в чеченском ауле Ис-

Фотография автора с портрета Эвлия

ти-Су (по-чеченски Мелча-

 

Хи). Отца Кунта звали Ки-

 

ши, мать – Хеди. Позже семья переехала в Илисхан-Юрт. Согласно преданиям, мальчик с детства отличался задумчи-

востью и сообразительностью, любил уединение; обучался арабской грамоте и умел читать Коран; «младенцем он никогда не плакал, а когда его родители заглянули в колыбель, то увидели, как малыш поворачивает головку слева направо как в кадирийском зикре»3.

1[Электронный ресурс] URL: http://moygrozny.ru/1112-budet-vypuschena-novaya- kniga-o-zhizni-kunta-hadzhi.html

2Эта дата указана при входе на зиярат отца Кунты – Киши в Илсхан-Юрте. Точная дата рождения Кунта-Хаджи не известна. В частности, З.С. Мальсагов называет датой рождения Кунта-Хаджи 1800 г. (Мальсагов З.С. Древо жизни: 200 лет святому Устазу Киши-Хаджи. Нальчик. 2001. С. 36.).

3Зелькина А. Учение Кунта-Хаджи в записи его мюрида // Этнографическое обозрение, № 2, 2006. С. 37.

304

Чеченский этнос сегодня

Существует легенда, что появление на свет Кунта-Хаджи было предсказано его отцу известным чеченским шейхом ТашуХаджи: «Твой сын, – сказал Ташов-Хаджи Киши, – будет совершенным святым (араб. вали), которого Аллах ниспошлет людям, бессловесным тварям и всему земному миру. Он вместит кадирийский тарикат от начала до конца и возглавит братство по велению самого Всевышнего... Господь сам обучит его на четвертом из небес»1.

По мнению В.Х. Акаева, Кунта Кишиев совершил первый хадж в 1848–49 гг. вместе с отцом, в возрасте примерно 18–19 лет2. Видимо, в Мекке Кунта-Хаджи познакомился с кадирийским тарикатом, основной духовной практикой которого является громкий зикр. Последователи Кунта-Хаджи рассказывают такую легенду, повествующую о начале исполнения громкого зикра Кунтой: «Совершая хадж в Мекку, устаз, утомленный длительным переходом по пустыне, наткнулся на бездонный колодец. Приблизившись к нему, он услышал голос сверху. Подчинившись требовательному голосу, Кунта-Хаджи спустился в колодец. Блуждая по колодцу, он наткнулся на ослепительно сверкающий драгоценный камень – жовхIар. На камне светилась арабская надпись: "Кто возьмет этот камень, тот станет господствовать миром". Кунта-Хаджи не позарился на драгоценность и продолжил свой путь. Спустя некоторое время он обнаружил еще один такой же камень, излучавший лучи, высветившие арабскую надпись: "Кто возьмет этот камень, тот станет обладателем эхарта (вечность, загробный мир)". Взяв второй камень, КунтаХаджи начал подниматься из подземелья, но его мигом окружают чудовища. Тут Аллах в уста шейха вложил громкий зикр. Исполняя зикр "Ла-илаха-ил-аллах", Кунта-Хаджи вырывается из окружения чудовищ. Но они не отстают, преследуют его. Опять на помощь приходит Аллах, внушивший ему слово "Улилах",

1Зелькина А. Учение Кунта-Хаджи в записи его мюрида // Этнографическое обозрение, № 2, 2006. С. 37.

2Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. С. 30.

Религия в жизни чеченского общества

305

 

 

мелодично повторяя его, он уходит от преследований чудовищ. Кунта-Хаджи, совершая зикр, поднимается из подземелья и тем самым выдерживает ниспосланное ему Аллахом испытание. Так рождается новый вирд – зикр - "Улилах"»1.

Кунта-Хаджи начинает распространять зикр среди чеченцев во второй половине – конце 50-х гг. XIX в., последователей его стали именовать зикристами потому, что основной формой религиозного радения в учении Кунта-Хаджи было исполнение громкого зикра. «Обряд зикр – это громкое радение, славословие Аллаху, сопровождающееся коллективными движениями, приводящими людей в состояние религиозного экстаза. Муриды для совершения зикра встают вплотную друг к другу, образуя круг. Считается, что пространство внутри круга становится святым местом, куда спускается Божественная милость. По знаку руководителя обряда, один из муридов звонким голосом протяжно и медленно произносит: «Ла-иллаха илл-Аллах», все повторяют за ним и, раскачиваясь вместе в такт пения, хлопают в ладоши. Затем начинается медленное движение по кругу, сопровождающееся ритмичным хлопаньем в ладоши. Движение по кругу постепенно ускоряется, при этом постоянно и ритмично повторяется словосочетание «уллох-уллолох» («Аллах един»). Участники зикра совершенно отрешаются от всего земного, впадая в религиозный транс. Завершается зикр молитвой – обращением к Аллаху, в котором все просят Его о даровании шейху КунтаХаджи права спасения и заступничества в день Страшного суда, о прощении грехов родным и близким»2. Представители радикального ислама критикуют членов вирдовых братств за это, так как правом прощения грехов обладает только Всевышний Аллах. Но последователи Кунта-Хаджи, равно как и других Устазов, не оспаривают этого; Эвлия будет просить Всевышнего о «милости

1Акаев В.Х. Указ. соч. С. 28–29.

2Албогачиева М.С.-Г. Ингуши в XX веке: этнографические аспекты религиозных практик // Северный Кавказ: Традиционное сельское общество – социальные роли, общественное мнение, властныеотношения: Сборникстатей/отв. ред.С.А. Штыр-

ков. СПб., 2007. С. 90–91.

306

Чеченский этнос сегодня

для члена вирда как мусульманина, ведшего праведный образ жизни, станет своего рода свидетелем его праведности»1. «Мюриды Киши-Хаджи встают, когда произносят имя своего устаза, чаще всего имя его не произносят, заменяя его такими, как: Делан Вели, Элчанан Верас, Iаламан Iу, Эхартан Да, Эвлияийн ГIовс, Дуьненан Устаз, Хатиймун Вели»2.

Вэто время уставшие и измученные многолетней Кавказской войной чеченцы постепенно отходят от Шамиля, который пытался мобилизовать их на продолжение войны с Россией. Узнав

одеятельности нового проповедника, Шамиль требует от него немедленно прибыть в Ведено. Существует несколько преданий

отом, как прошла встреча этих людей. По мнению В.Х. Акаева, наиболее правдоподобной кажется следующая версия. Увидев в проповедях Кунта-Хаджи угрозу для газавата, Шамиль, вызвав его в Ведено, немедленно запретил сборы зикристов и проповеди Кунта-Хаджи. По мнению А.Д. Яндарова, сделал он это не только потому, что кунтахаджинцы сопровождали зикр пением, музыкой и пляской, которые были запрещены в имамате, сколько потому, что «прекрасно понял несовместимость зикризма с мюридизмом»3. Мюридизм проповедовал идею национально-ос- вободительной борьбы, а зикризм – непротивление и смирение. Кунта-Хаджи и Шамиль были идейными противниками. Именно поэтому Шамиль противодействовал проповеднической деятельности Кунта-Хаджи, идеи которого постепенно овладевали чеченцами.

В1859 г. Кунта-Хаджи, не имея возможности проповедовать, отправляется во второй раз в хадж в Мекку, откуда пишет своим последователям письма-наставления о необходимости делать зикр и молиться Богу, о приближении страшного Суда. Возвратился Кунта-Хаджи из Мекки на родину и продолжил свои про-

1Вачагаев М. Шейхи и зияраты Чечни. М., 2009. С. 59.

2[Электронный ресурс] URL: http://vesti95.ru/news/social/657865897.html

3Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975. С. 141. Цит. по: Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение.

Грозный, 1994. С. 32.

Религия в жизни чеченского общества

307

 

 

поведи осенью 1861 г., после пленения Шамиля. Число его сторонников стремительно возрастало.

«Придерживаясь принципов суфийской мистики, КунтаХаджи в своих проповедях стал придавать большое значение ду- ховно-нравственному совершенствованию человека, осуждению зла, насилия, призывал к миролюбию. Его призывы о необходимости социальной справедливости, братского единения горцев, призывы к непротивлению злу находили отклик у уставших от войны и кровопролития чеченцев, отражали их настроения и извечное желание приобрести покой и мир»1.

Однако мистико-философские, пацифистские идеи и взгляды Кунта-Хаджи, его непротивление злу насилием, по мнению В.Х. Акаева, не могли удовлетворить ту часть чеченского общества, которая жаждала продолжения антиколониальной, антироссийской борьбы. В зикризме начинает формироваться политически активное крыло, выступившее в оппозиции к царской политике; постепенно нарастает сила религиозно-политической борьбы, которая призывала к газавату. Эта трансформация зикризма происходит вопреки воле Кунта-Хаджи.

С 1863 г. в движении кунтахаджинцев четко выделяются два крыла: духовное, представленное духовными лидерами: имамом, устасом, шейхами и светское: наибы, векили и их мюриды2. Со ссылкой на архивные документы, В.Х. Акаев пишет, что Чечня была разбита на пять наибств, руководителями которых стали:

«1. Мовсар – брат Кунта-Хаджи. Он возглавляет Автуринское наибство, расположенное между Мичиком и Хулхулау.

2.Хаматхан. Его наибство распространяется на Качкалыковскую деревню.

3.Абдул-Хамид из Шали. Наибство его от Шали и Герменчука до Урус-Мартана.

4.Мячик-мулла из аула Валерик. Наибство его между УрусМартаном и Ачхоевским Мартаном.

1Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. С. 33.

2Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе

// ССКГ. Вып. II. Тифлис, 1869. С. 3.

308

Чеченский этнос сегодня

5. Манцу-сулла из Староюртовского аула. Наибство его в Надтеречной деревне»1.

Общее количество зикристов перед арестом Кунта-Хаджи насчитывало 5588 человек; число его последователей постоянно росло. Это вызывало реальное опасение у царской администрации; возрастающая активность политического крыла кунтахаджинцев несла в себе угрозу для установления колониальной политики в Чечне и соседней Ингушетии, где влияние Кунта-Хаджи было тоже очень велико. Изначально мирный характер зикризма Кунта-Хаджи, далекого от политической борьбы, был искажен теми его последователями, которые использовали его «как предлог и орудие, с помощью которого они думали волновать умы и поднять целый край против русских»2.

И царская администрация в лице начальника Терской области М.Т. Лорис-Меликова стала готовиться к аресту Кунта-Хад- жи, осознавая, что его учение «служит лучшим средством народного соединения»3. Понимая, что арест Кунта-Хаджи вызовет серьезные волнения в среде его последователей и сторонников, Лорис-Меликов действует через официальное чеченское духовенство, настраивая его против зикристов. Исполнение зикра и посещение мечетей зикристами запрещается. Известные чеченские кадии Абдул-Кадыр, Эльмурза, Мустафа Абдуллаев собирали сходы, на которых устраивали диспуты с Кунта-Хаджи по религиозным вопросам.

Кунта-Хаджи, его брата Мовсара и других его последователей арестовали в ауле Сержень-Юрт 3 января 1864 г. 6 января из крепости Грозной их перевозят во Владикавказ. Для того чтобы успокоить оставшихся на свободе своих последователей, по требованию царских чиновников, Кунта-Хаджи пишет письмо,

1Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. С. 39.

2Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском окру-

ге // ССКГ. Вып. II. Тифлис, 1869. С. 11.

3Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. Р.-н/Д., 1925. С. 13. Цит. по Акаев В.Х.

С. 43.

Религия в жизни чеченского общества

309

 

 

вкотором просит их оставаться спокойными после его ареста, так как срок его ссылки зависит от их последующего поведения. Стремясь удалить Кунта-Хаджи как можно дальше с Кавказа, его перевозят в Новочеркасск, где он проживает более полугода. Оттуда его отправляют в бессрочную ссылку в город Устюжно Новгородской губернии, брата Мовсара, Гушмазуко-Хаджи и Тарко-кадия – в Выборгские арестантские роты, а мюридов Абдусалама, Карная и Талиба – без срока в Смоленскую губернию. Мовсар совершает побег по пути в Выборг и, не возвращаясь на родину, уезжает в Турцию, а затем в Сирию, где умер и похоронен. Недавно был обнаружен зиярат Мовсара в турецком селении Мерджин1.

Зиярат является местом паломничества жителей Турции – этнических чеченцев, которые были переселены сюда в XIX в. На открытии зиярата Мовсара побывало более 100 человек из Чечни, в числе которых муфтий ЧР Султан Мирзаев, брат Первого Президента ЧР Магомед Кадыров, известные богословы Чечни и последователи Устаза.

«Вместе с духовенством Чечни к зиярату Мовсара Кишиева прибыл и главный кадий Грозного – заместитель муфтия Чечни Магомед Хийтанаев. В своем обращении к присутствующим он рассказал, как именно и при каких обстоятельствах была найдена могила старшего брата Кунта-Хаджи – Мовсара и членов его семьи. Выяснилось, что случилось это в 2010-м, благодаря антропологическим и археологическим раскопкам, на которых настоял Глава Чечни. Данный факт стал сенсационной находкой в религиозной жизни Чеченской Республики, где до этого о зиярате

втурецком Мерджине не знал никто. Как отметил М. Хийтанаев, о месте упокоения Мовсара-Хаджи Кишиева было рассказано потомками чеченцев, эмигрировавших в Османскую империю

впозапрошлом веке. Теперь же, могила-зиярат служит местом паломничества не только этнических чеченцев и жителей близлежащих турецких провинций, но и для последователей Кун-

1 [Электронныйресурс]URL:http://kabardino-balkaria.kavkaz-uzel.ru/articles/159837/